Обслуживание необслуживаемых аккумуляторов
Несмотря на своё название, необслуживаемые аккумуляторы всё-таки нуждаются в обслуживании. Больше того, в ряде случаев необслуживаемое исполнение, что называется, «выходит боком». Ниже приведены основные недостатки необслуживаемых автомобильных АКБ:
- Затруднён контроль уровня электролита;
- Невозможен контроль плотности электролита;
- Требуют безупречной работы электрической сети автомобиля и стабильности выдаваемых характеристик.
Метки для проверки уровня электролита В этом случае задача контроля уровня электролита облегчается. Но с другой стороны, что вам даёт знание уровня электролита? А если его меньше необходимого? Долить все равно нельзя. Конечно, расход воды незначительный. И крышки необслуживаемых аккумуляторов выполняются специальной конструкции, чтобы обеспечить рециркуляцию электролита. Но дистиллированная вода все равно уходит, а вот долить уже не получится. А если уровень упал до оголения пластин, то срок жизни аккумулятора начнёт стремительно сокращаться. Если в так эксплуатировать АКБ, то очень скоро понадобиться ремонт аккумулятора автомобиля или он отправиться на свалку.
Хотя бы просто измерить плотность после процесса зарядки АКБ для контроля. Ведь без этого понять степень заряженности крайне сложно и напряжение здесь не может быть объективным показателем. Для оценки степени заряженности аккумулятора производители встраивают в необслуживаемые автомобильные аккумуляторы гидрометр. Автолюбители часто называют его «глазок».
Гидрометр в автомобильном аккумуляторе Гидрометр устанавливается в одну из центральных банок автомобильного аккумулятора и контролирует плотность. Его действие основано на том, что поплавок поднимается при увеличении плотности (зарядке) и опускается при уменьшении плотности (разряде). Для удобства контроля делается соответствующая цветовая индикация. Но и здесь не все так безоблачно. Проблемы при использовании гидрометра:
- Если верить отзывам владельцев необслуживаемых автомобильных батарей, такие гидрометры часто выходят из строя вне зависимости от модели и производителя. И такой гидрометр начинает показывать данные, оторванные от реальности;
- Специалисты также говорят о том, что информация о заряженности батареи гидрометром выдаётся только при достижении 65 процентов ёмкости АКБ. А когда она достигает 100 процентов выяснить не удастся, поскольку поплавок не даёт точных значений;
- Гидрометр измеряет плотность только в одной из банок и что творится в других неизвестно. Получается, что контроль заряда выполняется только по одной банке.
Теперь о зарядке необслуживаемых автомобильных аккумуляторов. Периодически её делать необходимо по ряду причин. Главная, заключается в том, что при эксплуатации аккумулятора, в том числе необслуживаемого, на автомобиле, он не заряжается полностью. Кроме того, из-за неисправности может случиться так, что генератор не заряжает аккумулятор. В этом случае автомобиль нужно показать автомобильному электрику. В момент запуска двигателя АКБ отдаёт мощный ток и разряжается. Чтобы восполнить заряд, требуется проехать достаточно большое расстояние. При этом обороты коленчатого вала должны превышать 2000 оборотов в минуту. Тогда генератор вырабатывает достаточное количество электроэнергии и для потребителей в сети, и для зарядки аккумуляторной батареи. При езде в городских условиях такой режим обеспечить сложно и постоянно автомобильный аккумулятор подвергается кратковременному поверхностному заряду.
То есть, в процессе такой подзарядки работают лишь поверхностные слои электродов. Чтобы заряд проник на всю глубину электродов, требуется малый ток и длительное время зарядки (до суток). В бортовой сети автомобиля такие условия обеспечить нереально. Поэтому периодически (желательно раз в 3─4 месяца) нужно ставить аккумулятор заряжаться от сетевого зарядного устройства. Какой установить режим зарядки, сказано ниже.
Правила зарядки Ni Mh
Ответ на вопрос — как заряжать ni mh аккумуляторы зависит, прежде всего, от того, какое у пользователя зарядное устройство. Для того, чтобы заряжать правильно, достаточно придерживаться простых норм.
- Перед зарядом, аккумуляторы желательно разрядить. Это не строгая норма в отличие от Ni-Cd батарей, но желательная.
- Температура окружающего воздуха должна быть не ниже 5oC. Верхний предел температуры 50oC. Такая температура может возникнуть летом при попадании прямых солнечных лучей.
- Изучить функции зарядного устройства. Если оно не обеспечивает автоматическое отключение, рассчитать время заряда.
- Установить батареи в зарядное устройство и подключить его к сети. Через некоторое время проверить степень нагрева аккумуляторов. В случае сильного нагрева, заряд прекратить.
- Отключить зарядное устройство либо по истечении расчётного времени, либо после включения соответствующей индикации (зависит от типа зарядного устройства).
- Хранить Ni-MH элементы заряженными на 10-20% ёмкости. Напряжение не должно падать ниже, чем 0,9V.
При правильном заряде никель металлогидридных аккумуляторов, служат они достаточно долго. От 500 до 1000 циклов заряд-разряд. Основная причина преждевременного выхода из строя – длительное неиспользование и как следствие глубокий разряд. Часто желание пользователей отказаться от технологии Ni-Mh или Ni-Cd и перевести всю свою технику на литий ионные батареи, совершенно не оправдано. Эти батареи прочно занимают своё место, как в бытовом сегменте, так и в промышленности.
https://www.youtube.com/watch?v=qKiifWxSh_oVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Как правильно заряжать аккумуляторы NiMH и NiCd? (https://www.youtube.com/watch?v=qKiifWxSh_o)
Виды батареек ААА
Чаще всего выделяют следующие разновидности.
Солевые
Данные элементы рассчитаны на маленькую нагрузку. Их помечают буквой L. Длительность функционирования низкая. Стоимость так же не высокая.
Положительный полюс включает в себя диоксид марганца с ацетиленовой сажей, чешуйчатый графит или электролит.
Отрицательный полюс создается из крепкого цинка с элементами кадмия, галлия, а иногда свинца.
Вот чем данные источники энергии отличаются от остальных:
- Малая цена.
- Комфортное применение.
- Дешевое и доступное сырье для изготовления.
- Подходит по параметрам к большинству современных электронных приборов.
Недостатки солевых батареек:
- Сильный саморазряд.
- Служат около 2-х лет.
- Большое потребление тока быстро выводит источник энергии из строя.
- Плохо работают при низких температурах.
Щелочные или Алкалиновые
В качестве анода идет порошковый цинк. Катодом выступает диоксид марганца. Мощность обычно достигает 150 киловат. Работают от -30 до + 50 градусов Цельсия. Энергетическая плотность от 1000 – 1100 mAh.
- Хорошая емкость.
- Комфортное использование.
- Слабый саморазряд.
К недостатку можно отнести недолгий срок службы. Могут плохо работать в оборудование где требуется скачкообразное напряжение.
Литиевые
Служат достаточно долго. Внутреннее сопротивление маленькое, это еще один плюс.
Анодом является литий. Катодом является различного рода электролит.
Основные особенности:
- Дорогостоящие.
- Работают очень долго.
Данный тип элементов питания может обладать емкостью до 1300 mAh. Считаются самыми оптимальными в своем классе.
Аккумуляторные батарейки ААА
- NiCd (никель-кадмиевые). Эффект памяти.
- Li-pol (литий-полимерные).
- Li-ion (литий-ионные). Зависимы от температуры.
- NiMH (никель-металл-гидридные). Чувствительны к перезаряду.
Данный тип является много кратно перезаряжаемым. Это означает что одну и ту же батарейку можно использовать несколько раз. Проще говоря у нее несколько жизней. Подобные элементы используются в устройствах с высоким потреблением тока.
Выбор выполняется, основываясь на:
- Устройство.
- Условия окружающей среды.
- Бренд.
- Срок годности.
Дело в том, что одни батареи не очень хорошо переносят зарядку, другие сильно реагируют на температуру, ну а третьи нельзя заряжать если нет полной разрядки.
Особенности АКБ типа AGM и как ее зарядить в домашних условиях
Большинство автомобилистов, решая вопрос, какой купить аккумулятор, не смотрят в сторону батареи с абсорбированным электролитом лишь по причине ее высокой цены. В остальном продукт одерживает уверенное превосходство над моделями с жидкой кислотой по следующим параметрам:
- Минимальный уровень обслуживания – следить необходимо лишь за чистотой устройства и разностью потенциалов.
- Устойчивость к вибронагрузкам.
- Высокий пусковой ток – значения больше на 50-70% по сравнению с традиционниками.
- Безотказность в морозную пору.
- Увеличенный срок службы.
Нюансы физики процесса
Факт недопустимости хранения изделия АГМ в разряженном состоянии (минимальное напряжение составляет менее 10,5 В) не должен вызывать опасения. Во-первых, тщательно проработано направление, как заряжать AGM аккумулятор обычным зарядным устройством, а во-вторых, батарея допускает около 200 циклов глубокого разряда без потери рабочих характеристик. Несмотря на наличие в конструкции пропитанных электролитической жидкостью сепараторов из стеклоткани, химические процессы зарядки/разрядки происходят так же, как в моделях с жидким электролитом. Разница лишь в том, что при расщеплении сернокислого свинца кислород стремится проникнуть через крупные микропоры стекловолоконной ткани к отрицательному электроду, чтобы вступить в химическую реакцию с водородом. В итоге образуется вода.
Замкнутая циркуляция газов позволяет упростить конструкцию – доступ к банкам теперь не нужен. В отношении требований к помещению, в котором производится восстановление заряда, также есть смягчения – серьезная вентиляция не обязательна.
Все же в непроветриваемой комнате подзарядку осуществлять не стоит. Это понятно из дублирующего названия перспективных аккумуляторов – VRLA battery (кислотная батарея с предохранительным клапаном). При высоком давлении внутри коробки, клапан сбрасывает водород и кислород в воздух.
Зарядники
Качественное обслуживание автоаккумулятора невозможно без специального зарядного устройства. Примитивный электроприбор преобразует переменный ток в постоянный, и понижает напряжение до приемлемых величин. Различают трансформаторные и импульсные ЗУ.
Для безопасного заряда АГМ следует выбирать импульсные «зарядки». Они позволяют работать в автоматическом режиме и выдавать небольшие импульсы тока. При выборе модели учитывайте следующие рекомендации:
- Наличие ручной регулировки по току.
- Оснащенность встроенным регулятором выходного напряжения.
- Предустановленные индикаторы электрических характеристик.
- Возможность активирования функции автоматического отключения.
Литий-ионный аккумулятор AAA (Li-ion)
Напряжение Li-Ion мизинчиковой АКБ составляет 3,7v. Емкость в зависимости от производителя будет от 350 до 1100 мАч. С каждым годом появляются все более мощные и мощные источники питания. Батарея состоит из двух электродов. С одной стороны отрицательный катод в виде плоской площадки, с другой стороны положительно заряженный анод в виде пупырышки. Между ними находится электролит запечатанный в герметичную форму.
Положительные ионы лития являются источником тока. Они взаимодействуют с другими химическими элементами, обеспечивая процесс химической реакции, которая дает питание какому-либо устройству.
По сравнению с другими источниками питания ионные аккумуляторы имеют лучшие характеристики:
- невысокий уровень саморазряда позволяет их использовать более длительное время;
- повышенная емкость обеспечивает долгую работу;
- не требуют дополнительного обслуживания.
Литий ионные аккумуляторы нельзя полностью разряжать, в них должно быть хотя бы минимум заряда. В противном случае это приведет к маленькому сроку использования.
Так же не стоит приобретать li-ion батарею впрок, так как за 2 года она утрачивает 4% своей емкости.
Как зарядить необслуживаемый автомобильный аккумулятор
При зарядке необслуживаемой батареи напряжение не должно превышать 14,5-14,8 В. Исправный аккумулятор в этом случае принимает ток, определяемый его внутренним сопротивлением – будучи максимальным в начале цикла, он постепенно снижается. На этом основан принцип действия автоматических зарядных устройств – при снижении тока до уровня 200 миллиампер цикл зарядки прерывается.
Если же зарядное устройство превысит заданное напряжение, то параллельно с зарядкой аккумулятора начнется разложение воды, входящей в состав электролита. В случае с необслуживаемыми аккумуляторами это особенно опасно тем, что увидеть «кипение» невозможно: в классическом аккумуляторе процесс газообразования виден через вывернутые пробки, здесь же они либо не могут выворачиваться, либо закрыты крышкой батареи.
Видео: Как заряжать кальциевый аккумулятор автомобиля — ПРАВИЛЬНО! Просто о сложном
Когда необслуживаемый аккумулятор значительно разряжен, то практически вся серная кислота из электролита израсходована на реакцию с пластинами банок, и фактически между ними находится вода с малой примесью солей свинца и кислоты. Попытка подключения зарядного устройства без ограничения тока приведет к тому, что начнется бурный электролиз воды, и к моменту начала заряда ее уровень снизится. Несколько таких циклов приведут к преждевременному выходу необслуживаемой батареи из строя.
Поэтому зарядное устройство должно иметь возможность ограничения зарядного тока – для стандартного цикла зарядки безопасным считается ток, не превышающий 1/10 от численного значения емкости аккумулятора в ампер-часах. Для распространенных 55-амперных батарей ток не должен превышать 5,5 А, для 75-амперных – 7,5, и так далее. Если же зарядное устройство не имеет плавной регулировки максимального тока, то устанавливается ближайшее меньшее значение. При подключении зарядного устройства к сильно разряженному аккумулятору ток нужно ограничивать на значении, вдвое меньшем, чем при нормальном цикле.
Существуют два принципа работы зарядных устройств:
- зарядка постоянным током;
- и импульсным.
В первом случае устройство регулирует напряжение на своих клеммах, добиваясь, чтобы через аккумулятор протекал заданный ток. Во втором устройство подает короткие импульсы, прерывая их по достижению предельного тока – так как электрохимические процессы в аккумуляторе имеют определенную инерцию, ток нарастает не моментально.
У каждого из вариантов зарядки есть свои преимущества – импульсная быстрее «оживляет» разряженную батарею, но стандартный цикл зарядки проходит медленнее, чем при зарядке постоянным током. В то же время простые автоматические устройства без импульсного режима зачастую неспособны начать зарядку разряженной батареи. Поэтому наиболее оптимальный выбор для зарядки необслуживаемого аккумулятора – это или устройство с принудительным включением импульсного режима, или автоматически включающее его в начале зарядного цикла.
Примитивные же зарядные устройства, не имеющие возможности ограничения тока и автоматического отключения по его снижению, для зарядки необслуживаемых батарей могут использоваться только в крайнем случае.
Как найти аккумулятор среди батареек
Чтобы определить, какие батарейки можно заряжать в зарядном устройстве, нужно сначала научиться отличать аккумуляторы от обычных солевых.
Эти два вида имеют следующие различия:
- Внешний вид. На аккумуляторе всегда указывается большими крупными цифрами емкость. Чем больше число, тем дольше он прослужит.
- Надписи на иностранном языке. По-английски «перезаряжаемые» – это «rechargeable». А словосочетание “don’t recharge” означает, что данные батарейки обычные, их перезаряжать нельзя.
- Маркировка. У аккумулятора имеются аббревиатуры: NiCl, Ni-MN, Zn, HR, ZR, KR. Это обозначения его типа. У солевой в маркировку включены следующие сокращения: R, CR, LR, FR.
- Цена. Аккумуляторы в несколько раз дороже обычных батареек, поэтому стоимость представленного экземпляра тоже стоит иметь в виду.
Если опираться на эти пункты, то можно с легкостью отличить аккумулятор от обычной батарейки в любых обстоятельствах.
Нюансы зарядки китайскими модулями
Контроллер зарядки на основе микросхемы TP4056.
На торговых площадках в интернете можно приобрести небольшие платы для создания зарядных устройство литий-ионных источников питания производства Юго-Восточной Азии. Это хороший способ организовать недорогое и эффективное зарядное устройство. Надо лишь осознавать, что качество перевода на торговых площадках в интернете невысокое, и под названием зарядного устройства могут предлагаться:
- собственно контроллер зарядки;
- плата балансира (BMS) – необходима для пополнения запаса энергии в многоэлементных батареях, но зарядником не является и зарядный ток не контролирует.
Если к приобретению выбрано зарядное устройство, надо посмотреть, какой зарядный ток оно выдает и соотнести его с батарейками, которые предстоит заряжать. Так, если плата выдает 2 ампера, это нормально для большинства элементов 18650, но явно перебор для маленьких «пакетиков» на 200..250 милилампер-часов.
Перед покупкой надо изучить техническую документацию и выяснить возможность регулировки тока (обычно эта информация есть на страничке магазина). Обычно для этого требуется настройка потенциометра или замена резистора на другой номинал. Если такой информации нет или глубина регулирования недостаточна, надо искать другую плату.
Пример зависимости выходного тока от номинала резистора.
Аналоги мизинчиковой батарейки типа ААА
- 24A (ANSI/NEDA).
- R03.
- MN2400.
- LR03 (IEC).
- HP16 и micro.
- UM4.
- AM4.
Таким образом можно сделать замену одним из вышеперечисленных элементов.
Если желаете заменить 3 мизинчиковых батарейки ааа типа на пальчиковую, то вряд ли это удастся. По той простой причине что размеры будут разными. В устройство элемент не влезет. Но по напряжению все нормально.
Есть только один способ, это выполнить последовательное соединение трех элементов. Например, создать бумажный контейнер, поместить туда источники энергии и прикрепить два провода к плюсу и минусу. Дальше эти провода соблюдая полярность подвести к устройству.
Модели
Рассмотрим самые популярные модели зарядок, которые имеют свои особенности в строении и работе.
- Robiton Ecocharger – представлен в виде небольшого корпуса, по габаритам не превышающего пульт от телевизора. Одновременно может заряжать 4 аккумулятора, а также обычные щелочные батарейки. Оснащенным специальным датчиком контроля уровня заряда, причем у каждой батареи он индивидуальный, что позволяет определить, какие аккумуляторы уже можно отправить в работу, а какие еще заряжаются. Набор функций минимален, не способен выполнять разрядку. Идеально подходит в тех случаях, когда нужно заряжать много и часто. Стоимость ЗУ такого типа вполне демократичная – всего 500 рублей.
- Ataba AT-580 – украинский производитель, предлагающий зарядное устройство для пальчиковый и мизинчиковых аккумуляторов (АА и ААА соответственно). Светодиодные индикаторы сигнализируют о завершении зарядки, а других особых преимуществ нет. Отличается от своих аналогов вполне быстрой скоростью зарядки – 2 часа.
- Vanson V-3299 – имеется 4 отсека для зарядки аккумуляторов типа АА. Снабжен датчиками контроля, которые издают соответствующий звуковой сигнал о завершении процесса. Цена – 500-600 рублей.
- Maha MH – более дорогостоящий агрегат, который имеет расширенный перечень функций, включая выбор степени и способа зарядки, полный контроль всех процессов, которые отображает ЖК-дисплей. Одновременно могут заряжаться 8 аккумуляторов, при этом их тип, мощность и состав не имеют никакого значения. Стоимость «умного» прибора от 3000 рублей. Интеллектуальное устройство имеет небольшой расход энергии, сокращая траты и увеличивая КПД.
- Opus BT-C3100 – довольно компактная модель, способная заряжать одновременно 4 батареи различного состава. Имеет дисплей, где отображаются все функции. Средняя цена 4100 рублей.
- Technoline BC-700 – лидер среди недорогих портативных зарядных устройств. При относительно невысокой цене 750-900 рублей пользователь получает целый спектр дополнительных функций, включая разрядку и пре-зарядку.
- Nitecor Digicharger D4 – универсальная зарядка, позволяющая заряжать множество различных аккумуляторов. В комплекте имеется переходник. Стоимость – 800-1000 рублей.
- Memorex Pro 1 Geniux – бельгийский прибор интеллектуального значения. Имеет удобный шнур и множество программ зарядок, которые выбираются как автоматически, так и вручную. Стоимость варьируется от 2000 рублей и выше.
- Sanyo Eneloop – компактная экспресс-зарядка, помогающая в экстренных случаях зарядить батареи в течении 1 часа. Стоимость вполне доступная – 500-600 рублей.
- Tenergy TN 138 – эконом вариант, цена которого не превышает 450 рублей. Выполняет всего одну функцию – зарядку.
На одном из перечисленных устройств остановимся подробнее
Параметры зарядки наиболее распространённых Ni─MH аккумуляторов
В заключение приводим параметры для зарядки наиболее распространённых типов никель─металлогидридных аккумуляторов. Характеристики подобраны для полностью разряженных батарей. Они сведены в таблице ниже.
Ёмкость элементов, мА-ч | Типоразмер | Ток зарядки, мА | Время зарядки, часы | Максимальный ток заряда, мА | Максимальный ток разряда, А |
---|---|---|---|---|---|
Ёмкость элементов, мА-ч | Типоразмер | Ток зарядки, мА | Время зарядки, часы | Максимальный ток заряда, мА | Максимальный ток разряда, А |
160 | 1/3 ААА | 16 | 14-16 | 160 | 0,48 |
250 | 1/3 АА | 25 | 14-16 | 250 | 0,75 |
400 | 2/3 ААА | 50 | 7-8 | 400 | 1,2 |
700 | 2/3 АА | 100 | 7-8 | 500 | 1 |
800 | ААА | 100 | 8-9 | 800 | 5 |
850 | FLAT | 100 | 10-11 | 500 | 3 |
1000 | ААА | 100 | 10-12 | 1000 | 5 |
1100 | 2/3 А | 100 | 12-13 | 500 | 3 |
1200 | 2/3 А | 100 | 13-14 | 500 | 3 |
1300 | 2/3 А | 100 | 13-14 | 500 | 3 |
1500 | 2/3 А | 100 | 16-17 | 1000 | 30 |
2000 | АА | 200 | 10 | 2000 | 10 |
2100 | АА | 200 | 10-11 | 2000 | 15 |
2150 | 4/5 А | 150 | 14-16 | 1500 | 10 |
2500 | АА | 250 | 10-11 | 2500 | 20 |
2700 | А | 100 | 26-27 | 1500 | 10 |
2750 | АА | 250 | 10-12 | 2000 | 10 |
4000 | 4/3 А | 500 | 9-10 | 2000 | 10 |
4200 | Sub C | 420 | 11-13 | 3000 | 35 |
4500 | Sub C | 450 | 11-13 | 3000 | 35 |
5000 | С | 500 | 11-12 | 3000 | 20 |
10000 | D | 600 | 14-16 | 3000 | 20 |
Делаем своими руками
Если есть желание, можно смастерить зарядку своими руками. Для этого потребуются:
- блок питания;
- светодиоид;
- корпус (можно взять из старой музыкальной игрушки);
- паяльник;
- провода.
Приступим к работе, основываясь положениями следующей схемы (взят наиболее простой и примитивный вариант, схема для АА).
Вначале разберемся с корпусом, куда собственно будут вставляться сами аккумуляторы. Нужно проверить полярность сторон, обычно в игрушках она противоположная. Аккуратно разбираем корпус, вынимаем пружину с проводками и переносим ее на сторону соседней пружины.
Располагаем светодиоид (лучше двухцветный) возле распределителя, расположенного в блоке питания, припаеваем его. После этого соединяем блок питания с корпусом, используя при этом последовательное соединение (смотрим схему). Подключаем к электричеству и проверяем напряжение на концах контактов.
Подводя итоги, можно сказать, что зарядное устройство – это не только значительная экономия при покупке аккумуляторов, но и способ улучшения состояния окружающей среды.
Если бы их не было, то пришлось бы менять аккумуляторы куда чаще, чем мы это делаем сегодня. Принцип работы довольно простой, что позволяет сделать устройство своими руками. Однако при этом есть масса рисков (поскольку имеем дело с электричеством). Если есть беспокойство за сохранность целостности батарей и собственной жизни, лучше воспользоваться покупным вариантом, коих на рынке огромное множество. Если не знаете, какое зарядное лучше и выгоднее приобрести, с собой в магазин можно прихватить аккумуляторы, к которым продавец-консультант подберет наиболее подходящие модели зарядных устройств.
Как заряжать гелевый АКБ
Гелевый аккумулятор для автомобиля также относится к новому типу батарей и имеют ряд преимуществ перед обычными кислотными АКБ. Их основные достоинства:
- высокий показатель токоотдачи, даже при низком уровне заряда;
- больше циклов заряда-разряда;
- низкий уровень саморазряда;
- устойчивы даже к длительному воздействию низких температур воздуха
Однако они так же как и все имеют несколько недостатков, а именно:
- высокая стоимость – при одинаковых характеристиках с обычными кислотными батареями, гелевые будут значительно дороже;
- очень чувствительны к перезарядке – несколько раз достаточно для потери емкости и сокращению времени службы.
У многих, как начинающих так и бывалых автовладельцев возникает вопрос, как правильно заряжать гелевый аккумулятор? Да по сути так же как и традиционные аккумуляторы, отличий не много. Для этого нужно:
Взять обычное зарядное устройство с возможностью регулировки подачи силы тока и напряжения.
Ток выбирается как обычно исходя из емкости батареи. Например, нужно зарядить АКБ на 70 А•ч. Делим это значение на 10 и получаем 7 Ампер. Это и есть ток, который нужен для заряда нашего аккумулятора. При крайней необходимости, для срочной подзарядки можно увеличить значение тока до 30 % от емкости
В нашей ситуации 21 А.
При зарядке гелевых аккумуляторов важно сильно не повышать значение напряжения. Обычно максимум не должен превышать 14.5 – 15 Вольт, эти данные указываются на наклейке аккумулятора или в техпаспорте.
Там же можно найти информацию и о максимальных допустимых токах при зарядке, обозначается это так «max initial current»
Категорически запрещается превышать это значение.
Как и в других АКБ время заряда гелевой батареи зависит от силы тока. Заряжая током в 1/10 часть от емкости, аккумулятор зарядится за 10 часов. То есть при емкости 70 А•ч, ставим ток 7 Ампер и ждем до полного заряда 10 часов. Соответственно, чем ниже значение тока, тем больше потребуется времени на зарядку и наоборот.
Во избежание перезарядки гелевых АКБ, что противопоказано для них, лучше воспользоваться зарядным устройством с программным управлением. Оно само подберет необходимые показатели для конкретного аккумулятора и отключится по окончанию процесса.
Причина по которой аккумулятор такого типа во время превышения напряжения начинает разрушаться, кроется в том, что гель выполняющий роль электролита начинает плавиться. А скорость плавления прямо пропорциональна повышению напряжения.
Если автомобильный гелевый аккумулятор выполнена как обслуживаемый, тогда перед тем как ставить его на зарядку, необходимо снять пробки с банок, во избежание образования избыточного давления. При подключении зарядного устройства следует соблюдать полярность. Затем выставляются нужные значения силы тока и напряжения. В процессе заряда напряжение батареи будет также повышаться. Нельзя допускать преодоления значений «cycle use» указанных в документации. Если это произошло – следует немедленно уменьшить ток.
Для большей безопасности можно установить дополнительные клеммы с реле-регулятором.
Зарядное устройство для батареек ааа
Как правило выполнять подзарядку обычных солевых или щелочных элементов нельзя. На этикетках производитель об этом предупреждает своего потребителя.
Аккумуляторные батарейки ааа с зарядным устройством показаны на рисунке ниже.
Вставлять в подобные гаджеты можно только перезаряжаемые батарейки ааа. Другие же попросту могут взорваться. Но если толкаете солевую aaa в интеллектуальную зарядку, то в этом случае устройство отключится.
Время заряда зависит от емкости элемента питания обычно это 2-3 часа.
Таким образом адаптер для батареек ааа сослужит хорошую службу и приведет АКБ в норму!
Виды аккумуляторных батареек
Повторной многократной зарядке можно подвергать только аккумуляторы. Узнать их из широкого магазинного ассортимента просто: на них крупными цифрами четырехзначным числом указана емкость.
АКб по своему составу и способу отдачи заряда энергии подразделяются на:
- никель-кадмиевые;
- никель-металлогидридные;
- никель-цинковые;
- литий-ионные;
- литий-полимерные.
Первый в списке тип обладает эффектом памяти, а значит их при эксплуатации нужно разряжать до конца и только после этого включать в сеть через зарядное устройство.
Среди аккумуляторных источников энергии встречаются следующие размеры:
- мизинчик;
- пальчик;
- бочонок (батарейка типа D);
- крона (корунд);
- ½ АА.
Аккумуляторы таблеточного вида можно найти только в специализированных магазинах слуховых аппаратов.
Емкость заряда указывается на батарейке крупными цифрами. Такой показатель колеблется от 150 до 6500 мАч.
Чем он больше, тем дольше прослужит аккумуляторный элемент. При этом, стоимость АКб с большими показателями на порядок выше.
Как заряжать необслуживаемую АКБ
Подавляющее большинство современных аккумуляторов для авто выполнено необслуживаемыми и на них нет возможности проверить уровень и плотность электролита. Процесс сильно не отличается от той же процедуры с другими типами батарей. Заряжаются как постоянным током, так и постоянным напряжением, использовать лучше программируемое зарядное, это облегчит Вам задачу.
Однако при использовании зарядных устройств с ручным управлением, очень важно рассчитать время. Для начала потребуется узнать степень разряженности
У полностью заряженного аккумулятора показатель напряжения на клеммах равен 12.7 Вольт. 11.7 В и ниже говорит о том, что АКБ полностью посажена.
Для нормального заряда достаточно 10 % (или 1/10) от емкости аккумулятора. Берем наш пример аккумулятора на 70 А•ч. Снимаем показания вольтметром и получаем значение на клеммах 12.2 В, оно говорит о том, что батарея посаженная на 50 %. То есть нам необходимо восполнить 35 А недостающего тока. Делим 35 на ток заряда (7 А) получаем 5 часов. Это и есть требуемое время для полного заряда батареи в приведенном примере.
Главное не забывайте, что любому типу аккумуляторов перезаряд наносит вред. И если вместо 5 часов из примера выше, оставить аккумулятор на зарядке 10 часов, то в таком случае уровень напряжение выше не станет и емкость не увеличится. А вот электролит прекрасно вскипит и станет испаряться. И в случае обслуживаемых потерю электролита можно восполнить простой доливкой, то в необслуживаемых это сделать невозможно. Такой тип аккумуляторов при кипении не взрывается, как считаю некоторые автолюбители, на нем предусмотрен предохранительно-спусковой клапан на такие случаи. Однако часть рабочей поверхности пластин непокрытая электролитом уменьшит рабочую емкость аккумулятора и снизит общий срок его службы. Производители не рекомендуют перезаряжать дольше чем на 30 минут.
Критерии выбора зарядного устройства
Многие люди допускают ошибки при выборе ЗУ для аккумуляторных батарей. Для того чтобы совершить удачную покупку, нужно учитывать советы и рекомендации по выбору подходящего прибора. В первую очередь следует определиться с разновидностью устройства: стандартная или многофункциональная.
Популярность моделей универсального типа объясняется тем, что они имеют достоинства, которых лишены простые ЗУ. Например, возможность подключения источников питания различных классов. В силу этой особенности их цена значительно выше.
На что обратить внимание перед покупкой ЗУ:
- Мощность. Этот показатель свидетельствует об эффективности техники.
- Габариты. Компактные приборы занимают меньше места для хранения.
- Количество слотов. От него зависит, сколько аккумуляторов можно заряжать одновременно.
- Формы и размеры слотов. Различные слоты предназначены для разных видов батарей.
- Скорость зарядки. Технологичные агрегаты имеют более одного рабочего режима. Перед началом работы лучше понимать, сколько заряжать по времени.
- Индикатор. Показывает восполнение емкости.
- Автоматическое отключения. Модели с функцией автоматического отключения более безопасны в эксплуатации.
- Способ подключения к сети. Выделяют конфигурации со шнуром и с вилкой, которая уже встроена в корпус.
- Наличие дисплея. Дисплей позволяет отслеживать значимые показатели.
- Режимы работы и дополнительные функции. Высокотехнологичные ЗУ имеют отличительные особенности, которые упрощают процесс эксплуатации.
Никель-кадмиевые аккумуляторы AAA
NiCd аккумуляторы появились в конце 20 века. Изобретатель данных батарей Вальдмар Юнгнер, которые использовал в них никель, как положительный заряд, а кадмий, как отрицательный. Массовое производство никелевых элементов питания началось в 50-х годах. Типоразмер AAA начали выпускать значительно позже. Емкость у мизиничковых аккумуляторов от 400 до 1100 mAh, а номинальное напряжение 1,2 вольт.
Главное отличие никелевых батарей заключается в том, что они не так быстро нагреваются. Это предотвращает их преждевременную поломку.
Никель-кадмиевые батареи менее подверженны перегреву. Более медленный процесс нагревания связан с тем, что внутри них химические реакции являются эндометрическими. Корпус у данных батарей сделан из металла, которые обеспечивает прочность и герметичность. Они даже в самых худших условиях способны сохранять свою работоспособность.
Среди данных батарей есть такие, которые могут прослужить 20-25 лет. Несмотря на то, что современные литиевые батарей повсеместно вытесняют никелевые, их производство и применение продолжается, хоть и в меньших объемах.