Восстановление и обслуживание
Многих волнует один важный вопрос – как восстановить AGM аккумулятор? Все зависит от того, в каком состоянии находится источник питания и каков его срок эксплуатации.
Дело в том, что если аккумулятор использовать небрежно, с нарушением существующих правил и норм, то даже новое устройство после такой эксплуатации может навсегда выйти из строя. Вот почему существуют определенные риски, когда приобретаешь батарею у предыдущего владельца, так сказать, с рук.
На самом деле нет ничего сложного в восстановлении AGM батареи, так как в основе ее лежит все тот же электролит, хоть и не в жидком состоянии. На сегодняшний день интернет полон различной информации о том, как восстановить «умерший» аккумулятор. Вот несколько самых популярных из них:
- Некоторые автолюбители наполняют внутреннее подсохшее пространство дистиллированной водой через шприц. Суть данного метода заключается в том, что со временем сепараторные пластины должны впитать в себя воду, после чего источник питания можно ставить на подзарядку. Некоторые автовладельцы подтверждают на форумах, что этот метод реально действует.
- Еще один метод реанимации «умершей» батареи заключается в том, чтобы обмануть само заряжающее устройство, к которому подключают вместе с «живым» аккумулятором «мертвый». Если тот источник питания, который нужно реанимировать, со временем начинает потреблять ток, значит его можно восстановить. Через короткий промежуток времени функционирующую батарею нужно отсоединить, а второй аккумулятор продолжить заряжать.
Процесс зарядки гелевого аккумулятора — выполняйте инструкцию
Чтобы приступить к процессу восстановления заряда гелевого аккумулятора, необходимо обзавестись очками для защиты глаз, история знает самые неприятные случаи разбрызгивания кислотных элементов. Также для зарядки батареи с гелевым наполнителем вам понадобится другой аккумулятор, возможно, кислотный или любой другой. Главным условием будет наличие потенциального заряда мощностью не менее 12 Вольт. Такой аккумулятор можно найти в гараже у опытного автомобилиста, поскольку порой владельцы машин меняют батареи гораздо чаще, чем это на самом деле необходимо. Тем более, вы можете зарядить даже очень старый кислотный аккумулятор с помощью зарядного устройства, а затем выполнить следующие процедуры:
- берете стандартное зарядное устройство, настраиваете его на заряд с силой тока 10 Ампер, не больше и не меньше;
- если вы попробуете подключить зарядное устройство к гелевой батарее, большинство зарядок просто не запустится, другие расплавят гель и уничтожат АКБ;
- возьмите провода для прикуривания и подключите клемму «Плюс» гелевого аккумулятора к клемме «Плюс» рабочей батареи;
- проведите такое же действие с клеммами «Минус», то есть подключите гелевый элемент к кислотному с параллельным типом подключения;
- зарядное устройство можете подключить к совершенно любым клеммам — на рабочем или гелевой аккумуляторе;
- убедитесь, что зарядное устройство начало подачу зарядки, а затем подождите порядка часа и померяйте уровень заряда в батареях.
Главной задачей является достижение уровня заряда в аккумуляторе гелевого типа не менее 10 Ампер. Если это произойдет, можно продолжить зарядку непосредственным подключением устройства напрямую к гелевой батарее, а можно, в целях безопасноти, и оставить два параллельно подключенные аккумулятора на зарядке. Как видите, нет ничего невозможно. Вполне простой метод позволит зарядить аккумулятор с гелевым наполнителем и получить реальные возможности продления жизни автомобильной батареи.
Что означает характеристика Ампер-час (Ач) в маркировке аккумулятора?
Именно Ампер-час (Ач или Ah), а не Ампер в час (А/ч)! В Ампер-часах измеряется номинальная ёмкость аккумулятора – это одна из основных характеристик. Например, если разряжать аккумулятор током, равным 1/20 от его емкости (при 12 Ач ток составит 0,6 А), то аккумулятор разрядится до напряжения 10,5 В за 20 часов. Это такая методика, понятная лишь специалистам. Так что аккумулятор 12 Ач при токе разряда 1 А разрядится за 10 часов, а при разряде 12 А – за 35 минут. Эта зависимость нелинейная. Ёмкость аккумулятора величина не постоянная, зависит от степени заряда, температуры и возраста аккумулятора. Чем старше батарея, тем ниже его ёмкость и стартерные характеристики.
Как заряжать гелевую АКБ обычной зарядкой
Эффективная и безопасная зарядка гелевых аккумуляторов своими руками возможна даже в домашних условиях. Основное требование – обеспечить поступление постоянного тока. Грамотная эксплуатация требует отказа от использования при низком заряде и контроля полностью заряженной АКБ. Также не стоит оставлять гелевые АКБ в разряженном состоянии надолго, поскольку они обладают памятью и ёмкость со временем может снижаться. Итак, почему обычные зарядки не подходят и как их использовать, чтобы они не навредили аккумулятору?
Почему обычная зарядка не подойдёт
Ответ на вопрос о том, можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством, можно назвать неоднозначным. С одной стороны, подключение обычной зарядки напрямую к такой АКБ выведет её из строя без возможности восстановления. Суть в том, что гель расплавляется на батарею при подаче конкретного уровня силы тока. Расплавленный гель уже не вернёт себе первоначальное состояние, а продолжит плавить оставшееся вещество.
Проблемы также будут следующими:
- аккумулятор не берёт заряд, если батарея заряжена почти до конца, хотя и гель не будет плавиться;
- классические зарядные устройства рассчитаны на эксплуатацию со свинцовыми батареями, а для геля подобные силы тока губительны;
- гелевые батареи очень сложно заставить принять заряд, даже при наличии настраиваемого пускового устройства;
- запрет на нагрев требует незамедлительного отключения питания при полной зарядке;
- отечественный информационный рынок не располагает достаточным количеством сведений об использовании гелевых АКБ (в США они наиболее распространены);
- специфика зарядки отличается от кислотных аккумуляторов;
- если во время зарядки всё-таки начал греться аккумулятор, элемент питания с высокой долей вероятности придётся менять.
С другой стороны, применение правильной технологии позволяет зарядить гелевую АКБ и с помощью обычного ЗУ для кислотного аккумулятора.
Правильное использование обычной зарядки
Чтобы узнать, как зарядить гелевый аккумулятор обычным ЗУ, необходимо дополнительно подготовить вторую батарею, она может быть старой, отработанной или новой, гелевой или свинцовой. Также понадобится непосредственно разрядившаяся гелевая АКБ и зарядное устройство. Принцип безопасной зарядки в данном случае основан на правильном подключении приборов в необходимом порядке.
Поэтапная процедура выглядит следующим образом.
- Подключите второй дополнительный аккумулятор к зарядному устройству.
- Подсоедините клеммы аккумулятора посредника к гелевой батарее (минус к минусу, а плюс к плюсу).
- Подождите пару минут и проследите, получают ли аккумуляторы заряд.
- Прощупайте корпус гелевой АКБ — он будет горячим, если аккумулятор вышел из строя. Если же корпус просто тёплый, ожидайте пару часов, пока агрегат будет заряжаться.
- Снова проверьте температуру корпуса, также воспользуйтесь амперметром для дополнительной перестраховки.
- При необходимости продолжайте заряжать АКБ ещё час-два и далее отключите систему от сети. На завершающем этапе снимите клеммы.
Дополнительный старый аккумулятор выполняет в данном случае роль трансформатора, который всю нагрузку принимает на себя. Гелевая же батарея принимает мягкую зарядку, которая является результатом работы электролита в старой АКБ.
Впервые данный эксперимент был проведён одним из самых крупных производителей гелевых аккумуляторных батарей, что вызвало среди владельцев авто настоящий восторг. Для многих стало доступным восстановление аккумуляторов, которые много лет пылились в гараже. Гель не портится после длительного хранения благодаря его долговечности, поэтому даже старый гелевый аккумулятор можно будет легко восстановить.
Спецификации адаптера
Важной проблемой является срок службы батарей или общая стоимость периода службы системы. В этом случае производители предлагают устройства с микропроцессорным управлением
Алгоритм для идеального зарядного устройства:
- Мягкий старт. Если температура выше 40 градусов или ниже нуля, начинают с зарядки C/10.
- Опция. Если напряжение разряженной батареи выше 1,0 В/элемент, разряжают батарею до 1,0 В/элемент, а затем переходят к быстрой зарядке.
- Быстрая зарядка. При 1 градусе, пока температура не достигнет 45 градусов или dT не указывает на полный заряд.
- После завершения быстрой зарядки заряжают при C/10 в течение 4 часов, чтобы обеспечить полную зарядку.
- Если напряжение заряженного NiMH аккумулятора поднимается до 1,78 В/элемент, прекращают работу.
- Если время быстрой зарядки превышает 1,5 часа без перерыва, ее останавливают.
Теоретически подзарядка — это скорость заряда, которая достаточно высока, чтобы держать аккумулятор полностью заряженным, но достаточно низкая, чтобы избежать перезарядки. Определение оптимальной скорости подзарядки для конкретной батареи немного сложно описать, но общепризнанно, что она составляет около десяти процентов от емкости батареи, например, для Sanyo 2500 мАч AA NiMH оптимальная скорость подзарядки — 250 мА или ниже. Ее нужно учитывать, чтобы правильно заряжать NiMH аккумуляторы.
Как заряжать аккумуляторы Forse
Нужно принести батарею в теплое помещение и дать ей согреться. Затем нужно протереть блок от грязи и влаги, так как из-за этого может возникать замыкание между клемм. Следующий шаг – снять верхнюю крышку и открутить пробки. Теперь можно проверить уровень плотности электролита и его количество. При необходимости доливаем воду. Так же через открытые крышки будет выходить взрывоопасный газ, поэтому заряжать батарею нужно в хорошо проветриваемом помещении.
Провода зарядного устройства нужно подсоединить к клеммам аккумуляторной батареи, соблюдая полярность. Если зарядное устройство позволяет выставить значение тока, то его нужно рассчитать, исходя из емкости батареи. Ее нужно разделить на 10. То есть при емкости 60 Ач сила тока будет 6 А.
У аккумуляторов Forse есть индикатор заряда. После того, как батарея будет полностью заряжена, он загорится зеленым цветом. Точное время зарядки зависит от степени разряженности батареи.
Кислотные
Это стандартные мотобатареи, внутри которой залит жидкий кислотный электролит. Они отличаются невысокой стоимость и средней степенью надежности. Батарея способна исправно проработать от 3 до 5 лет.
Данная разновидность аккумуляторов для мотоцикла отличается от автомобильных аналогов тем, что поступают в продажу в сухозаряженном состоянии. Жидкий электролит обычно включен в комплект поставки.
В качестве электролита используется кислота, которая со временем испаряется. И ее пары как раз отрицательным образом воздействуют на провода и разъемы. К тому же страдает и сама рама, включая заднюю рессору. Иными словами, таким батареям присуще те же самые недостатки, которые есть у автомобильных аккумуляторов.
Обслуживания
Владельцу мотоцикла необходимо регулярно следить за уровнем электролита во всех банках и при необходимости доливать содержимое емкостей АКБ (если это обслуживаемая модель). Заряжать батарею следует только по мере необходимости, избегая глубокого разряда и перезаряда.
Выполнение этих мероприятий удасться продлить срок службы аккумуляторной батареи и это позволит избежать сульфатацию пластин.
AGM
Процессы повреждения аккумулятора
Наиболее частой причиной преждевременного выхода из строя аккумулятора является перезарядка. Типы зарядных устройств, которые чаще всего вызывают ее, — это так называемые «быстрые устройства» на 5 или 8 часов. Проблема с этими приборами состоит в том, что у них действительно нет механизма контроля процесса.
Большинство из них имеют простую функциональность. Они заряжаются с полной скоростью в течение фиксированного периода времени (обычно пять или восемь часов), а затем отключаются или переключаются на более низкую «ручную» скорость. Если они используются должным образом, то все в порядке. Если они применяются неправильно, то срок службы батареи сокращается несколькими способами:
- Если полностью заряженные или частично заряженные батареи вставлены в устройство, оно не может это почувствовать, поэтому полностью заряжает аккумуляторы, для которых оно предназначено. Так, емкость аккумулятора падает.
- Другой распространенной ситуацией является прерывание цикла зарядки в процессе. Однако после этого следует повторное подключение. К сожалению, это ведет к повторному запуску полного цикла зарядки, даже если предыдущий цикл практически завершен.
Самый простой способ избежать этих сценариев — использовать интеллектуальное зарядное устройство с микропроцессорным управлением. Оно может определять, когда батарея полностью заряжена, а затем — в зависимости от ее конструкции — либо полностью отключаться, либо переключаться в режим подзарядки.
Правила зарядки аккумулятора
Важно помнить, что разные по качеству АКБ предполагают разную частоту зарядки. Например, кислотно-свинцовые батареи – раз в полтора месяца или месяц
Гелевые же держат заряд дольше, поэтому достаточно зарядить один или два раза за весь сезон. Перед снятием важно записать схему подключения клемм. Это поможет сэкономить уйму времени, когда будете устанавливать аккумулятор на место. Далее необходимо подождать, пока батарея нагреется до комнатной температуры. Саму зарядку стоит проводить вдали от источников огня или искр. При самом же подключении соблюдайте полярность.
Часто новички не знают, сколько заряжать аккумулятор мопеда. Визуально можно определить по пузырькам, которые начинают появляться на поверхности электролита. После этого силу тока снижают в два раза и дозаряжают батарею примерно 2 часа.
Иногда возникают споры о том, как правильно зарядить сухозаряженный аккумулятор для мотоцикла. Стандартная длительность процедуры – до 9-10 часов. Если же батарея новая, то хватит и 3-4 часов.
Гелевые АКБ также заряжаются при силе тока не выше 10% емкости батареи. Еще при зарядке гелевого аккумулятора не используется понижения силы тока для подзарядки.
При подготовке к зарядке избегайте глупых ошибок, вроде неправильно подключенных полюсов. Иногда случается чрезмерный заряд аккумулятора. В такой ситуации используйте силу тока в два раза ниже, чем обычно, – 5% емкости АКБ.
Что нужно знать о заряде/разряде аккумулятора?
Если напряжение на аккумуляторе не ниже 12,5 Вольт – ничего страшного, но зарядить надо как можно быстрее, иначе разовьется сульфатация
Важно другое – глубокие разряды сокращают срок службы батареи. А вот если напряжение на батарее ниже 12,5 Вольт, что свидетельствует о недопустимо глубоком разряде, то батарея действительно в скором времени выйдет из строя, так как начались необратимые процессы
Приступаем к зарядке аккумулятора
Итак, аккумулятор готов к зарядке. Подключаем клеммы зарядного устройства к аккумулятору. Красную клемму к плюсовому выводу аккумулятора, черную (или синюю) — к минусу. Не перепутайте полярность!
Большинство современных зарядных устройств автоматически устанавливает ток заряда и время зарядки. Но если есть возможность выставить зарядный ток — его выбирают поделив номинальную ёмкость аккумулятора на десять. Например при ёмкости 4 Ампер-часа — ток заряда должен быть 0,4А. При этом время зарядки составит примерно 10 часов.
Шум при зарядке аккумулятора?
Во время зарядки аккумулятора, электролит вступает в химическую реакцию со свинцовыми пластинами, составляющая его кислота выделяет газ (водород) в виде пузырьков. Т.е. то, что вы слышите является процессом слабого газообразования в аккумуляторе. Визуально это выглядит как кипение.
Советы по правильной зарядке
До начала зарядки убедитесь, что аккумулятор нагрелся до комнатной температуры. Также стоит проверить, нет ли поблизости источников открытого огня или искрения. После этого можно, соблюдая полярность, подключить зарядное устройство.
Свинцовые аккумуляторы должны заряжаться при силе тока, равной 10% от его емкости. Поэтому, используя регулятор силы тока, установите необходимое значение. В таком виде зарядка должна производиться до момента, пока напряжение не достигнет показателя, равного числу банок аккумулятора, умноженному на 2,4 (для стандартной батареи, соответственно, 14,4).
При визуальном наблюдении за электролитом этот момент настанет, когда на поверхности кислоты начнут образовываться пузырьки газа. После этого необходимо вдвое снизить силу тока и производить зарядку еще 2 часа.
Гелевый аккумулятор заряжается схожим образом. Здесь также нужно использовать силу тока, не превышающую 10% от емкости батареи. Главная особенность этого процесса — поступающее на него напряжение не должно превышать пороговое. Для большинства гелевых аккумуляторов этот показатель располагается в диапазоне 14,2-14,4 В. Ну и второй этап зарядки с понижением силы тока здесь не требуется. Просто продолжайте процесс до полной зарядки. Обычно это занимает около 10 часов.
И еще один полезный совет
Если вы допустили чрезмерный разряд аккумулятора (не важно, свинцового или гелевого), реанимировать его нужно силой тока вдвое меньшей, чем обычно. То есть, приблизительно в 5% от его емкости
Время такой зарядки тоже заметно вырастет. Если это не помогает, ничего уже не поможет.
Способы зарядки и инструкция
Не секрет, что глубокий разряд чрезвычайно вреден для типичных жидкостных батарей. После таких процессов срок их службы быстро сокращается. В этом смысле источники, основанные на технологии Absorbent Glass Mat, гораздо более эффективны.
Если обычная батарея может быть разряжена до 10-15% от общей емкости без каких-либо серьезных последствий, то AGM позволяет разряжать до 25-30% без разрушительных признаков. Чтобы понять, как заряжать автомобильный аккумулятор AGM, достаточно внимательно изучить рекомендации производителя. Согласно им, алгоритмы зарядки делятся на два типа:
- Многоступенчатые (2 или 3 ступени).
- Одноступенчатый.
Трехступенчатая зарядка
Специалисты считают этот метод наиболее эффективным, хотя сами производители редко упоминают о нем. Это может быть связано с трудностью его реализации, так как продолжительность этапов значительно варьируется из-за различных возможностей. Алгоритм состоит из следующих пунктов:
- основной заряд — напряжение 14,2 — 14,8 В и ток 0,1 — 0,3C, где C — емкость батареи в Ач;
- цикл хранения — напряжение 14,2 — 14,8 В
- плавающий заряд (хранение) — 13,2 — 13,8 В.
Двухступенчатая зарядка
Большинство производителей рекомендуют этот способ восстановления питания. Алгоритм зарядки включает следующие циклы:
- базовый — напряжение 14,2 — 14,8В и ток 0,1 — 0,3С;
- плавающий (накопительный) — напряжение 13,2 — 13,8 В.
Одноступенчатая зарядка
Этот вариант не рекомендуется в качестве основного варианта восстановления батареи — только для быстрой зарядки:
плавающая зарядка — напряжение 13,2 — 13,8 В и ток 0,1 — 0,3C.
Основные понятия зарядного процесса и рекомендации по его выполнению
Стоит подробнее остановиться на определении основных этапов зарядки:
- Базовая — зарядка, во время которой восстанавливается до 80% общей емкости батареи.
- Плавающий — процесс зарядки, при котором емкость аккумулятора восполняется до 100% его емкости.
- Хранение — цикл, в котором батарея потребляет минимальный ток от зарядного устройства.
- Аккумуляция — процесс, в результате которого батарея AGM с потенциалом 12 В стабилизирует свои характеристики.
Процедура зарядки должна выполняться с помощью устройства, способного отображать как напряжение, так и ток. Контроль обоих параметров позволит избежать чрезмерного газообразования. Проверенные зарядные устройства с интеллектуальной системой управления, которая восстанавливает батарею в щадящем режиме. Например, зарядное устройство Hyundai HY 1500 Expert имеет хорошие отзывы.
Во время процесса необходимо следить за температурой электролита, которая не должна превышать +45°C. Превышение этого значения приведет к сокращению срока службы блока питания.
Восстановление
Для того чтобы оживить такую АКБ, нужно снять крышки с батарейных отсеков и начать заливать в каждую банку дистиллированную воду. Невзирая на то, что эти аккумуляторы относят к категории необслуживаемых, всегда есть возможность снять их крышки. Воду доливайте с помощью шприца, по два миллилитра в каждую «банку». Спустя полчаса уберите резиновой грушей излишки воды — она должна немного покрывать пластины. Закройте батарею, поставьте наверх груз (чтобы колпачки не выбило большим давлением) и приступайте к зарядке.
Реанимировать АКБ можно с помощью подачи напряжения более 14 вольт. Чтобы восстановить ее, в начале зарядки понадобится напряжение, как минимум, в 15 вольт. Необходимо держать ее на зарядке около 14 часов, предварительно дождавшись того момента, когда она начнет потреблять ток. В случае, если АКБ не реагирует на напряжение в 15 вольт, его можно поднять до 30. Когда батарея, наконец, «раскачается», через два или три таких цикла заряжайте ее обычным способом — током в 10 процентов от ее емкости, убавив напряжение до 14 вольт.
Тем не менее, многие специалисты не советуют восстанавливать аккумуляторы этого типа. Часто эффект лишь временный.
Правила использования
Аккумуляторы сегодня широко распространены в промышленности и быту. Эти устройства достаточно дороги, и знание правил грамотного их использования может значительно снизить расходы на обслуживание источников электропитания.
Для максимального продления срока службы NiMH батарей требуется:
- Хранить никель металлгидридные батареи допускается только в заряженном до уровня 30−50 процентов состоянии.
- Категорически не допускается перегрев NiMH аккумуляторов из-за их повышенной чувствительности к нагреву.
- Следует избегать перезаряда аккумуляторов, обязательно соблюдение правил зарядки, приведённых в документации на устройство.
- Если бывают перерывы в эксплуатации, или при хранении требуется тренировать NiMH АКБ, достаточно периодического проведения четырёх тренировочных циклов «заряда-разряда». Такую же тренировку необходимо провести для новых батарей перед вводом в эксплуатацию.
- Хранение аккумуляторов необходимо проводить при комнатной температуре в диапазоне 15−23 градуса по шкале Цельсия.
- Нежелательно разряжать Ni-MH батарею до напряжения меньше, чем 0,9 вольт на 1 элемент. Возможно, после этого придётся восстанавливать батарею специальными методами.
- Необходим регулярный контроль внешнего состояния батарей. Недопустимы значительные дефекты, недостаток и проливы электролита и т. д.
- Для зарядки применяйте только штатные, рекомендованные в технической документации зарядные устройства.
Например, литий-ионные батареи полностью вытесняют конкурентов из области оборудования для мобильной связи. Однако для использования в силовой электронике они ещё слишком дороги. NiMH АКБ пока невозможно полностью заменить новыми аналогами, и они ещё довольно долгое время будут сохранять свои позиции в промышленности.
Originally posted 2018-08-29 07:31:00.