Сухозаряженный аккумулятор

Устройство гелевого аккумулятора

Ключевая особенность гелевого аккумулятора – это именно его электролит: в отличие от других типов, здесь в раствор серной кислоты введен диоксид кремния, превращающий жидкость в гелеобразную субстанцию. В результате электролит может удерживаться между пластинами в любом положении АКБ и одновременно служит своеобразным демпфером вибраций: удары и тряска такой батарее практически не страшны, в то время как в традиционных АКБ приходится использовать упругие пластиковые сепараторы.

Важное отличие гелевых аккумуляторов – в их нулевом газовыделении, что достигается легированием отрицательных пластин кальцием (во время циклов заряда-разряда происходит рекомбинация водорода). Загущенный электролит не требует наличия между пластинами пространства для отвода водорода, выделяющегося при зарядке, и это определяет сразу два ценных момента:

  1. Во-первых, возможность разместить пластины с минимальным зазором позволяет либо снизить габариты аккумулятора, либо увеличить его емкость и токоотдачу.
  2. Во-вторых, это делает возможным полную герметизацию батареи – точнее говоря, каждая банка снабжается клапаном, настроенным на определенное давление, необходимое для запуска реакции рекомбинации водорода. В нормальных условиях эксплуатации клапана всегда закрыты, что позволяет считать гелевые аккумуляторы герметичными, но при резком росте газообразования (перезаряд) клапана открываются, предохраняя корпус от разрушения.

При плотной компоновке банки необязательно использовать классическую конструкцию с двумя параллельными пластинами в каждой банке. Многие производители гелевых батарей сворачивают пластины в спираль, что позволяет максимально эффективно использовать пространство – такие источники энергии можно сразу узнать по цилиндрическим обводам банок.

Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор

Иногда у автовладельцев (особенно, начинающих), возникает вопрос – сколько времени нужно батарее, чтобы полностью пополнить запас энергии.

Расчет времени

На первый взгляд, рассчитать время зарядки для конкретного аккумулятора несложно. Оно равно:

t=(С-C*k/100)/I, где:

  • t – время, необходимое на процедуру, ч;
  • С – фактическая емкость аккумулятора;
  • k – степень заряженности аккумулятора, %;
  • I – ток зарядки, А.

На практике это крайне затруднительно (к тому же еще и не нужно). Время зарядки будет зависеть не только от реальной емкости, остаточного уровня и зарядного тока, но и от температуры, состояния электролита и других факторов. Мало того, что эти параметры не всегда точно известны (например, фактическая емкость постоянно снижается во время эксплуатации), они могут еще и зависеть друг от друга. Так, емкость АКБ является функцией от температуры. Во многих случаях эта зависимость нелинейна (описывается сложными формулами), поэтому точно вычислить время заряда почти нереально, а приблизительный результат с практической точки зрения ничего не дает.

К тому же при зарядке постоянным напряжением ток изменяется в течение всего процесса. Не зря в автоматических зарядниках (даже самых продвинутых моделях на микроконтроллерах) разработчики никогда не делают критерием окончания процесса время зарядки.

Таблица

Один из вариантов таблицы времени зарядки
Степень заряженности, % Напряжение аккумуляторной батареи, В Примерное время заряда при 10% от емкости, часы
100 12,73 Нет необходимости
90 12,62 2
80 12,50 4
70 12,37 6
60 12,24 8
50 12,10 10
40 11,96 13
30 11,81 16
20 11,66 20
10 11,51 24

Несмотря на это, на некоторых ресурсах размещаются таблицы, пользуясь которыми «можно» определить время зарядки АКБ. При первом же взгляде на такие «справочные пособия» видна их несостоятельность. Так, на таблице, приведенной в качестве примера, отсутствует такой важный параметр, как емкость батареи. По мнению составителей, аккумуляторы 10 А*ч и 55 А*ч при равной степени заряженности (и при прочих равных условиях) будут заряжаться одинаковое время. Абсурд очевиден.

Для наглядности рекомендуем ознакомиться с видео.

Как правильно зарядить AGM-батарею?

В современном автомобильном мире огромное количество автомобилей оснащается новомодной системой «Старт/Стоп», которая по заверениям автопроизводителей способна экономить топливо, повышая эффективность работы автомобиля. Но все же на практике это не совсем так.

К тому же устройство этой опции очень непростое, в состав этой функции входит специальный контроллер, который изучает состояние бортового источника питания. Но периодически все равно приходится батарею заряжать.

А вот как же это правильно сделать?

Предыстория. В Российской Федерации новомодная опция «Старт/Стоп» появилась относительно недавно. Ее суть довольно проста и понятна: система глушит двигатель при любых коротких остановках. Тем самым меньше тратится топлива.

В пробках наверно можно много сэкономить. Но в обычном цикле движения расход топлива примерно одинаковый. Но зато вместе с этой функцией появились и некоторые проблемы. Например, при глушении мотора, все элементы в салоне продолжают работать за счет «старт-стопного» источника питания (АКБ).

Системное устройство. Аккумулятор на автомобиле с системой «Старт/Стоп» должен выдерживать большие нагрузки. Соответственно он отличается от АКБ тех автомобилей, у которых этой функции нет.

АКБ должна не только выдерживать многократные разрядки-зарядки, но и сочетать в себе свойства стартерной батареи, моментально отдающей ток при запуске, и тяговой, которая не боится длительного разряда. Всем этим требованиям как раз и отвечают аккумуляторы, изготовленные по технологиям EFB, а также AGM.

Свойства батарей, произведенных по технологии EFB. На сегодняшний день самым крупным и быстроразвивающимся изготовителем старт-стопных батарей является компания из Словении TAB. У производителя уже имеется большой опыт в производстве и разработана большая линейка аккумуляторов. В нашей стране доступны батареи TAB и Topla, с обозначениями EFB Stop&Go и AGM Stop&Go.

EFB-батареи имеют больший объем электролита и более крупные пластины отрицательных электродов. У них улучшены показатели пускового тока и количество циклов заряда-разряда.

Для заряда таких АКБ можно применять те же самые устройства (ЗУ), что и для обычных свинцово-кислотных АКБ. При заряде автоматическими приборами с настройками зарядного тока и напряжения, на них обязательно надо выставить требуемые значения этих параметров.

Для EFB-батарей максимум зарядного напряжения составляет 14,8 В.

Особенности заряда AGM-батарей. Эти батареи на 30% более выносливые, чем обычные АКБ. Все это стало возможным благодаря использованию абсорбированного электролита и сокращению расстояния между блоками пластин.

Заряжается AGM-батарея также, как и обычная АКБ, но следует не превышать уровень максимального зарядного напряжения.

Итог. Функция «Старт/Стоп» не является оправданной. Она практически не экономит топливо, но зато дает сильную нагрузку на АКБ. Поэтому всегда следует следить за его состоянием и заряжать его правильно.

Смотреть все фото новости >>

Технические характеристики аккумуляторов «Исток»

Компания выпускает много моделей, поэтому каждый сможет выбрать аккумулятор для своего легкового или грузового авто. Они разные и имеют свои характеристики.

АКБ «Исток» для легковых автомобилей

Чтобы правильно выбрать АКБ для легковушки, нужно учесть, каковы объем мотора, размеры посадочного места, а также объемность электронного оборудования.

По этим параметрам определяются емкость и ток холодного запуска. Модели для таких авто имеют емкость 45-110 Ампер/час.

Аккумуляторы «Исток» для грузовых авто

Их модельный ряд позволит выбрать АКБ для большинства грузовых машин.

Они имеют емкость 132-225 Ампер/час. Ток при запуске — 880-1600 А. Купив батарею «Исток», владелец грузовой машины не пожалеет о своем выборе. Компания также выпускает АКБ прямой и обратной полярности.

Инструкция по работе с АКБ «Исток»:

  1. Внимательно смотрите на уровень электролита. Если его не хватает, то нужно добавлять чистую дистиллированную H2O.
  2. Аккумулятор всегда нужно держать в чистом и сухом состоянии. Если произошло образование влажности и загрязнений, то есть риск возникновения замыкания клемм.
  3. За клеммами нужно тоже ухаживать. Они должны быть в чистом и сухом состоянии. Производитель рекомендует смазывать клеммы продуктами для смазки.
  4. Аккумуляторная батарея должна быть надежно закреплена.
  5. Необходимо следить за зарядом батареи и вовремя ставить на зарядку.
  6. Каждый месяц проверяйте напряжения при запуске двигателя.

Чтобы это сделать необходимо выполнить следующие пункты:

  1. Достать АКБ с авто.
  2. Поставить аккумулятор туда, где хорошая проветриваемость и тепло.
  3. Оставить на некоторое время, чтобы АКБ стала комнатной температуры.
  4. Очистить от влаги и загрязнений.
  5. Снять крышки со всех банок. Если нужно, то добавить воды.
  6. Включить зарядное устройство.
  7. Настроить ток, чтобы он был 14.4 Вольт.
  8. Напряжение рассчитываем так: берем десять процентов от емкости аккумулятора. Например: емкость АКБ равна 72 Ампер/час, тогда 10% от нее будет 7.2 Ампер (приблизительно 7 Ампер).
  9. Процесс зарядки займет примерно десять часов.
  10. По окончании зарядки вытащите зарядное устройство, посмотрите на количество электролита и только тогда закрутите крышки.

Как определить, разрядилась АКБ или нет?

Совершенно просто определяется разряд АКБ по прямым и косвенным причинам. Но как правило, первыми признаками является тусклый свет фар и вялый стартер. Помимо прочего существуют следующие причины:

  • неадекватная работа сигнализации, открывание и закрывание авто с задержкой, актуаторы центрального замка работают через раз;
  • при выключении двигателя магнитола также отключается;
  • тускнеет свет фар, подсветка салона, при работе двигателя яркость света меняется;
  • при запуске двигателя стартер изначально схватывает, потом перестает крутить, после крутится с нормальной скоростью;
  • плавающие обороты при прогреве ДВС.

Подготовка и проверка аккумулятора

Если для возобновления запаса энергии аккумулятор демонтируется с машины, перед началом зарядки его желательно помыть, а после высушить. Это нужно для того, чтобы удалить токопроводящие загрязнения и избежать утечек тока во время эксплуатации авто. Сделать это можно с помощью мыльного раствора

Органические растворители надо применять с осторожностью – они могут растворять материал корпуса батареи

Если аккумулятор в обслуживаемом исполнении, надо проверить уровень электролита, вывернув пробки и осмотрев каждый элемент. Если уровень в какой-либо из банок ниже нормы, надо долить дистиллированную воду

Еще лучше в этом случае – замерить плотность жидкого реагента во всех банках, не обращая пока внимание на абсолютное ее значение (так как батарея не заряжена полностью)

Если плотность жидкости в отстающей банке заметно выше остальных, значит, уменьшение количества произошло за счет испарения воды. Это исправляется добавлением воды. Если плотность примерно равна, а в одной или нескольких банках уровень ниже, возможна утечка через механическое повреждение корпуса.

Надо внимательно осмотреть АКБ на предмет отверстий или проломов, а еще лучше смочить корпус раствором поваренной соды. В месте утечки электролита будет наблюдаться интенсивное пенообразование.


Проверка уровня электролита.

Если все в порядке, пробки можно пока не заворачивать обратно на случай «кипения» батареи. Но этого режима надо избегать.

Если АКБ необслуживаемого исполнения, но имеет полупрозрачный корпус, в наличии нормального уровня электролита можно убедиться, рассматривая каждый элемент на просвет.


Батарея с полупрозрачным корпусом.

Расшифровка кода на аккумуляторах «Исток»

Буквы СТ указывают, что данный аккумулятор имеет стартерный вид. То есть, 6CT значит, что это стартерный аккумулятор, который состоит из шести банок. Батареи «Исток» — емкостью от 45 до 225 Ампер/час.

Также, производитель указывает показатель расхода воды:

  1. Буква N — означает, что расход нормальный (оптимальный).
  2. L — характеризует малое количество потребления воды.
  3. Буквы VL- говорят о минимальном расходе.
  4. Аккумулятор с обратной полярностью поможет найти буква R. Если ее нет, то АКБ имеет прямую полярность.
  5. Дата производства в аккумуляторах емкостью от 45 до 110 Ампер/час указана в коде из десяти цифр на крышке. Первые 2 цифры — это месяц в котором был сделан аккумулятор, 3 и 4 — год. Числа, что остались, — это код самой батареи. Дата изготовления АКБ «Исток», имеющие емкость от 132 до 225 Ah, указана на торце корпуса.

Каким режимом лучше подзаряжать батарею

Оптимальным считается режим подзаряда стабилизированным током. Существует мнение, что таким способом наиболее полно используется емкость АКБ.

Зарядка постоянным током.

Ток заряда определяется разностью напряжений между выходом ЗУ и значением на клеммах аккумулятора. В процессе заряда напряжение АКБ растет, поэтому для поддержания тока на одном уровне придется увеличивать напряжение ЗУ. В конце зарядки это может привести к выходу батареи в режим «кипения», что для нее вовсе неполезно. Если зарядка ведется с ручным поддержанием режима, то ближе к завершению надо уменьшить напряжение зарядника (при этом уменьшится ток). Если применяется автоматичекое ЗУ, надо активировать режим ограничения напряжения (если он присутствует). Критерием окончания зарядки служит достижение на АКБ уровня не менее 12,6 вольт.

В недорогих автоматических зарядных устройствах зачастую реализован режим зарядки стабильным напряжением. При этом напряжение самого аккумулятора по мере пополнения заряда возрастает, ток плавно убывает, и к концу зарядки становится минимальным за счет достижения на клеммах АКБ наибольшего уровня напряжения. Это служит критерием окончания процесса.

Пополнение энергии АКБ методом стабилизированного напряжения.

Плюсом такого способа является гарантия от избыточного напряжения, не позволяющая аккумулятору перейти в режим «кипения». Недостатком метода считается слишком большой зарядный ток в начале процесса, если приходится подзаряжать хорошо разряженный аккумулятор. Этот ток зависит от разницы между напряжениями зарядного устройства и выхода аккумулятора. «Умные» зарядники имеют функцию ограничения этого тока на начальном этапе, а простые ЗУ бюджетного класса или самоделки в этой ситуации могут способствовать снижению ресурса батареи.

Проверка заряда генератора

Как и в предыдущем разделе, здесь потребуется мультиметр. Для проверки качества заряда генератора, аккумуляторную батарею следует установить на автомобиль.

Последовательность проверки качества заряда генератора:

  • Запустить двигатель автомобиля.
  • Включить мультиметр и коснуться щупами минусовой и плюсовой клеммы бортовой электросети.
  • На дисплее измерительного прибора будут отображены показатели напряжения, которое выдаёт генератор для заряда аккумуляторной батареи.

Интервал заряда генератора достаточно широк: от 13 В до 14,4 В, в зависимости от исправности бортовой электросети и марки автомобиля. Но, если прибор зафиксировал показатель ниже 13 В, то следует искать причину столь низкого напряжения. Обычно неисправность заключена в генераторе или реле напряжения.

Проверка напряжения аккумулятора

Выполнять данное действие надо на снятом АКБ, предварительно очистив клеммы от грязи или налёта. Для измерения напряжения необходим мультиметр, включённый в режим «постоянное напряжение».

Последовательность проверки напряжения батареи:

  • Включить мультиметр, или просто перевести его указатель в режим измерения постоянного напряжения.
  • Чёрный щуп установить на минусовой клемме АКБ, красный – на плюсовой.
  • На дисплее измерительного прибора будут отображены показатели напряжения.

Если значения на дисплее в пределах 12,6-12,9 В – то аккумулятор заряжен и готов к дальнейшей эксплуатации.

Можно провести контрольный цикл заряд/разряд, но больше в качестве профилактики. Если показания 12 В или ниже, то АКБ нуждается в полной зарядке.

Срок хранения и годности сухозаряженного аккумулятора

Популярность этого вида источников питания связана с тем, что в банках отсутствует электролит, а значит, нет химической реакции. Свинцовые пластины герметично закрыты, на них не воздействуют влага и воздух. Поэтому срок хранения сухозаряженного источника питания для авто в заводском состоянии может достигать 40 лет. Несмотря на продолжительный срок хранения, срок годности сухозаряженной АКБ равен примерно 7 годам. Дело в том, что химический процесс в сухих батареях хоть и значительно замедлен, но все равно протекает. Поэтому после длительного хранения (30—40 лет), возможно, пластины будут в нерабочем состоянии.

Храниться батарея должна в вертикальном положении без  прямые солнечные лучи. Также следует проследить за тем, чтобы пробки батареи были закрыты.

Как расшифровать код маркировки

С помощью маркировки можно определить основные характеристики аккумулятора. Тем самым автомобилист понимает, подходит ему такая батарея Исток или нет.

Также нужно знать, как определяется дата выпуска, поскольку брать старые аккумуляторы Исток, которые давно лежат на складе или на полках магазина, точно не стоит.

6СТ в маркировке означает количество банок, а также тип аккумулятора. Все АКБ Исток являются стартерными (СТ), и количество последовательно соединённых банок также одинаковое везде и составляет 6 штук. Отсюда и 6СТ. Ёмкость указывается в Ач, а пусковой ток буквой А.

Также маркировка указывает на то, какой расход воды у конкретной батареи. Здесь есть 3 варианта:

  • N — это нормальный, стандартный показатель расхода жидкости;
  • L говорит о малом расходе;
  • VL — это очень маленький расход воды.

И чем меньше воды расходует аккумулятор в процессе эксплуатации, тем реже придётся заниматься его обслуживанием. То есть открывать банки и доливать туда дистиллированную воду.

Что касается полярности, то тут маркировка зависит от её типа. В случае прямой полярности никакие дополнительные символы не указываются. Если полярность обратная, тогда добавляют букву R.

Теперь к вопросу о том, как узнать дату выпуска. Здесь каждый аккумулятор марки исток имеет специальный код. Он наносится на верхнюю крышку в правом верхнем углу.

Сам код включает в себя 10 цифр. Но только 4 из них указывают на год выпуска аккумулятора марки Исток, а также на месяц производства.

Самостоятельно найти дату выпуска, приобретая аккумулятор Исток, не проблема. Достаточно знать следующее:

  • первые 2 цифры кода указывают на месяц производства;
  • вторые 2 цифры, то есть 3 и 4 в 10-значном коде, говорят про год изготовления.

Все остальные цифры являются идентификационным номером изделия.

Кстати, если вы покупаете АКБ марки Исток для грузовых машин, то есть с ёмкостью от 132 до 225 Ач, тогда дата изготовления будет нанесена на фронтальную часть корпуса с торцевой стороны. Если вы видите код, где первые 4 цифры 0521, тогда этот аккумулятор выпустили в мае 2021 года.

Кто пользовался батареями марки Исток? Какие ваши впечатления об этих АКБ? Стоит ли покупать? Какие сложности возникали при эксплуатации?

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

В среднем каждый АКБ рассчитан на работу в течение 4 лет, при недостаточном обслуживании прибор «забьется» в течение 3 лет. Выполняя все условия по своевременному уходу и ТО можно продлить срок годности батареи до 6 лет. Учитывая стоимость узла в диапазоне 5 000 рублей, выгода немалая.

Мероприятия, влияющие на работоспособность батарей, сроки ТО прописаны в инструкции к прибору.

  1. Измерение уровня электролита в каждом элементе проводится стеклянной трубкой, опущенной в полость. Уровень жидкости должен быть 12-15 мм. При необходимости добавляется дистиллированная вода.
  2. Измерение плотности электролита производится ареометром, согласно инструкции. Показания сверяются с таблицей. Корректировку ведут дистиллированной водой с последующей подзарядкой.
  3. Проверить заряд АКБ, он должен быть 12,6 В.

При работе с аккумулятором нужно соблюдать меры безопасности – работать в проветриваемом помещении, в резиновых перчатках. Необходимо нейтрализовать пролитый электролит содовым или аммиачным раствором.

Эксплуатация свинцово-кислотных аккумуляторов

Эксплуатация современных аккумуляторных батарей не доставит особых хлопот даже новичкам. Но её правила различаются в зависимости от типа источника.

Общие правила эксплуатации любых АКБ:

  • не допускать хранения устройства в полностью разряженном состоянии;
  • строго соблюдать условия хранения, установленные производителем;
  • не нарушать порядок подключения к клеммам;
  • всегда иметь в наличии зарядное устройство для своевременного восстановления заряда;
  • надёжно закреплять батарею в специальном углублении под капотом автомобиля;
  • не забывать утилизировать вышедший из строя источник энергии.

Дополнительно для герметичных устройств: нельзя вскрывать корпус необслуживаемой батареи – неизбежно получение ожога путём выплёскивания электролита.

Рекомендации для обслуживаемых устройств:

  • регулярно контролировать уровень и плотность электролита;
  • использовать исключительно дистиллированную воду для заливки.

Правила зарядки автомобильного аккумулятора

Пользуясь правилами правильной зарядки АКБ, вы сможете эффективно и правильно зарядить аккумуляторную батарею, при этом обеспечив безопасность свою и окружающих, а также продлите срок службы АКБ. Далее ответим на часто задаваемые вопросы.

Допустимо ли заряжать автомобильный аккумулятор при отрицательной температуре

Большинство владельцев автомобилей не подозревают, что зимой степень заряда АКБ может не превышать и 30%, на что влияет отрицательная наружная температура, влияющая на разряд. Если АКБ замерзнет на морозе, то это чревато выходом его из строя, особенно если в нем замерзнет вода. На автомобиле от генератора АКБ будет заряжаться эффективно только когда под капотом будет температура выше 0°С. Если речь идет о применении стационарного ЗУ, то следует дать АКБ нагреться при температуре в помещении +25° в течении нескольких часов. 

Во избежание замерзания АКБ, если зимой средняя температура варьируется от -25° до -40°, то воспользуйтесь теплоизоляционным чехлом.

Можно ли заряжать автомобильный аккумулятор зарядкой от телефона

К сожалению, зарядить АКБ зарядным устройством для мобильного телефона невозможно. Первой причиной тому является характеристика зарядного устройства телефона, которое редко превышает 5 Вольт и 4 Ач. Помимо прочего с вероятностью 100% вы рискуете спровоцировать короткое замыкание в банках АКБ и выбивание пробок в автоматах 220V. Именно поэтому для АКБ существуют специальные ЗУ.

Можно ли заряжать автомобильный аккумулятор блоком питания от ноутбука

Как показывает практика, то при помощи блока питания ноутбука можно подзарядить автомобильный аккумулятор. Для этого нужно соблюдать последовательность подключения БП, автомобильной лампочки и АКБ. Несмотря на то, что у многих получилось зарядить свой аккумулятор таким способом, все же рекомендуется пользоваться классическим методом. Любой из альтернативных способов опасен тем, что ЗУ и АКБ могут повести себя неадекватно. Если вы заинтересованы данным способом, то обязательно посмотрите видео, представленное ниже.

Зарядка автомобильного аккумулятора блоком питания от ноутбука

Можно ли заряжать аккумулятор не отсоединяя от бортовой сети автомобиля

Теоретически данный способ такой зарядки возможен, но при соблюдении определенных правил, иначе можно привести к выходу из строя всей бортовой сети авто. Правила такой зарядки:

  • подключить клеммы ЗУ и только после этого включить его в сеть 200V, а по окончанию зарядки сначала снимаются клеммы, после выключается зарядное устройство из сети. Если вы перепутаете последовательность, то это чревато образованию перенапряжения;
  • подключение клемм начинается с положительной, отключение с отрицательной;
  • перед подключением ЗУ все энергопотребители машины необходимо отключить, ни в коем случае не оставляйте ключи в замке зажигания;
  • процесс зарядки осуществлять только в проветриваемом помещении.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Витязь-Авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: