Почему окисляются клеммы аккумулятора: причины и очистка

Причины возникновения белёсого налёта

Процессы окисления – неизбежное зло для любых незащищённых металлических деталей. Контактная группа автомобильного аккумулятора не является исключением, при этом главными причинами окисления клемм на аккумуляторе автомобиля можно назвать следующие:

  • попадание на выводную клемму электролита. В большинстве случаев такая неприятность возможна при плохо закрученных пробках, но иногда причина более серьёзная – ослабление стержней и появление микроскопических щелей;
  • физический износ автоаккумулятора – причина окисления клемм естественного характера. Здесь без приобретения нового устройства проблему решить кардинальным образом не удастся (напоминаем, выбрасывать отработанный аккумулятор в место сбора общего мусора категорически запрещено – их нужно сдавать в утиль только в установленных местах);
  • уменьшение плотности электролита. Своевременное обслуживание батареи, заключающееся в регулярной проверке уровня и доливке покупного электролита, поможет решить проблему. Напротив, самостоятельное разведение кислоты непонятно чем только усугубит ситуацию с окислением контактов.

Чтобы определить, не проникает ли электролит на клеммы через штырь, следует внимательно осмотреть место выхода контактов из корпуса. Если там имеются признаки подтёков – проблема в потере герметичности, и её следует как можно быстрее устранить.

Если корпус автоаккумулятора выполнен из бакелита, обычно контактная группа изолируется с помощью мастики. В этом случае следует в районе выхода клеммы из корпуса тщательно убрать старую мастику, переставшую выполнять свои защитные функции, и нанести новую.

Для пластиковых корпусов нарушение герметичности устраняется либо нанесением вокруг основания разогретой смолы, либо обработка клеммы силиконовым термоклеем, наносимым с помощью термопистолета.

Дополнительно загерметизировать вывод клеммы можно с помощью фетра, если причиной окисления плюсовой клеммы аккумулятора является именно попадание на поверхность электролита. Для этого нужно из фетровой заготовки вырезать два небольших колечка, внутренний диаметр которых должен соответствовать внешнему диаметру клеммы у основания. Толщины фетра в 4-5 миллиметров будет вполне достаточно. Перед укладкой шайбы поверх смолы или силикона её нужно аккуратно смочить моторным маслом. Наконечники проводов, одеваемые на клеммы, намертво прижмут фетровую прокладку, обеспечивая идеальную герметичность соединения. Вместо фетра можно использовать и войлок, обладающий схожей структурой волокон.

Ещё одна причина, почему окисляется минусовая клемма на аккумуляторе – плохой контакт между клеммой и зажимом провода. В этом случае окисление происходит из-за попадания на контактную группу присутствующих в воздухе водяных паров, а также паров электролита. При прохождении через поверхность клеммы тока анод начинает разрушаться, а в образовавшихся трещинах начинает накапливаться пресловутый белый налёт, постепенно распространяясь на близлежащие области.

Так что при установке аккумулятора очень серьёзно относитесь к обеспечению плотного контакта между проводом и клеммой. Некоторые автомобилисты для этого дополнительно пристукивают зажим, чего делать нельзя, поскольку такие действия могут привести к нарушению целостности углублений вокруг выводов.

Наилучший способ обжима – использовать штатное крепление, не ленясь, каждый раз поджимать болтовое соединение с помощью гаечных ключей (или ключа и отвёртки).

Наконец, засорение вентиляционных отверстий, которыми снабжаются банки аккумулятора, приводит к увеличению внутреннего давления электролита, что приводит к его выдавливанию наружу через не предусмотренные для этих целей отверстия.

Основные причины

Факторов появления окислов два:

  • недостаточный контакт. Выводы аккумулятора характерны перегревом и искрообразованием. Из-за особенностей их действия ускоряется окисление (естественная химическая реакция) – они покрываются налетом, обычно зеленоватого или голубого оттенка;
  • утечка электролита. В секциях АКБ содержится электролит, также из корпуса выходят газы, и если они контактируют с соединениями – начинается окисление. Такие окислы выглядят как «снежок»: толстые и рыхлые.

Если заметны рыхлые «снежные» окислы, осматривают корпус АКБ на наличие трещин, проверяют работоспособность генератора.

О чем говорит сильное окисление контактов:

Сильное окисление клеммы.

  • произошла утечка электролита. При перезаряде он «кипит», и может вырваться из секции наружу, оседая на контактах;
  • нарушена целостность корпуса. Опять же, через треснутый корпус выходит как электролит, так и содержащиеся в «банках» газы;
  • недостаточный уровень заряда. У АКБ, не способной зарядиться по максимуму, сниженные параметры емкости и токоотдачи. Вместе с падением напряжения повышаются токи, как итог, аккумулятор и его соединения перегружаются, и образуются окислы;
  • перезаряд. При избыточном напряжении или токе, подаваемом на аккумулятор, электролит, содержащийся в его «банках», начнет кипеть, выпуская наружу газы, оседающие на клеммах;
  • утечка тока. Если на контакт попал дополнительный, нежелательный провод, коротящий массу, возникнет перегрев, который приведет к электрохимической коррозии;
  • замыкание «банки». Из-за короткого замыкания одна секция батареи и вовсе перестает получать заряд. Со временем напряжение АКБ падает, возникает перезаряд.

Определить конкретную причину можно, взглянув, на каком именно электроде появились окислы, и какого они цвета.  Например, если дело в контакте с электролитом, налет имеет бархатистый оттенок (так выглядит реакция металлов с серной кислотой). Запускать это дело не стоит, так как снижается ресурс использования аккумулятора, на нем появляются кратеры, подпалины. Бывает, плюсовая и минусовая клеммы покрываются налетом по отдельности, а иногда – вместе.

Плюс

Если иметь дело с новыми аккумуляторными батареями, у них «плюс» закрыт пластиковым кожухом. Его задача – уберечь соединение от окислов, вызванных атмосферным воздействием. Но такое исполнение усложняет обнаружение проблемы.

Окисляется плюсовая клемма по следующим причинам:

  • неисправность генератора или реле-регулятора, из-за чего батарея получает больше заряда, чем ей необходимо;
  • в одной из «секций» произошло короткое замыкание;
  • со стороны «плюса» повредился корпус АКБ, что вызвало утечку электролита.

Минус

Во время разряда ток перетекает от минусовой клеммы к плюсовой. Если контакт плохой, основная нагрузка приходится на «массу», и она перегревается. Схожая ситуация происходит, если используется «не родной» провод. Получается «минус» покрывается окислами по следующим причинам:

  • клеммы плохо затянуты;
  • недостаточный контакт между «массой» и кузовом/двигателем;
  • плохая проводимость силовых проводов;
  • аккумуляторная батарея в состоянии недозаряда.

Окисление минусовой клеммы происходит по причине плохого контакта или недостаточной проводимости проводов.

Как почистить клеммы аккумулятора

Из школьного курса химии известно, что для разбавления кислотной среды нужна щелочная среда. А это означает, что окисление (кислотная среда) можно устранить пищевой содой (щелочная среда) или раствором на ее основе. Так же можно использовать и газированный напиток «Кока-кола» (это вовсе не шутка, а проверенный факт).

Необходимо вытащить аккумулятор, затем погрузить клеммы в содовый раствор. В то время, когда вы будете удалять кислоту содой, можете наблюдать реакцию закипания, с выделением небольшого количества тепла.

Если «корка» белого налета толстая, то для начала необходимо ее удалить, соскоблив ножом, кусочком мелкой наждачной бумаги, металлической щеткой, или другим острым предметом

Нужно хорошо очистить место, где контактируют электрод и клемма, обращая особое внимание на внутреннюю поверхность клеммы. Только действовать нужно крайне аккуратно, что бы ни повредить изоляционную оболочку провода

Так же желательно одеть прорезиненные перчатки – это убережет ваши руки от воздействия агрессивных веществ. Перед соскабливанием налета лучше поместить аккумулятор на резиновый коврик – это защитит ваш пол от мусора.

Перед установкой аккумулятора на место выполните тщательный осмотр корпуса, проверьте уровень, а так же плотность электролита.

Бывает, что автовладельцам советуют использовать бензин как растворитель окиси. Для этого намачивают ветошь бензином и протирают клеммы и электроды до полного удаления белого налета. Не забывайте, что бензин – легковоспламеняющаяся жидкость. Будьте аккуратны: помимо растворения окиси бензин в состоянии растворить пластиковые и резиновые детали автомобиля.

Перед тем как закреплять наконечник, необходимо область клеммы и площадь внутри наконечника смазать не толстым слоем технического вазелина, солидола, либо специальной силиконовой смазкой, приобретя ее в автомагазине. Кстати, последний вариант не притягивает к себе грязь, в отличие от двух предыдущих.

Как почистить клеммы аккумулятора

Из школьного курса химии известно, что для разбавления кислотной среды нужна щелочная среда. А это означает, что окисление (кислотная среда) можно устранить пищевой содой (щелочная среда) или раствором на ее основе. Так же можно использовать и газированный напиток «Кока-кола» (это вовсе не шутка, а проверенный факт).

Необходимо вытащить аккумулятор, затем погрузить клеммы в содовый раствор. В то время, когда вы будете удалять кислоту содой, можете наблюдать реакцию закипания, с выделением небольшого количества тепла.

Если «корка» белого налета толстая, то для начала необходимо ее удалить, соскоблив ножом, кусочком мелкой наждачной бумаги, металлической щеткой, или другим острым предметом

Нужно хорошо очистить место, где контактируют электрод и клемма, обращая особое внимание на внутреннюю поверхность клеммы. Только действовать нужно крайне аккуратно, что бы ни повредить изоляционную оболочку провода

Так же желательно одеть прорезиненные перчатки – это убережет ваши руки от воздействия агрессивных веществ. Перед соскабливанием налета лучше поместить аккумулятор на резиновый коврик – это защитит ваш пол от мусора.

Перед установкой аккумулятора на место выполните тщательный осмотр корпуса, проверьте уровень, а так же плотность электролита.

Бывает, что автовладельцам советуют использовать бензин как растворитель окиси. Для этого намачивают ветошь бензином и протирают клеммы и электроды до полного удаления белого налета. Не забывайте, что бензин – легковоспламеняющаяся жидкость. Будьте аккуратны: помимо растворения окиси бензин в состоянии растворить пластиковые и резиновые детали автомобиля.

Перед тем как закреплять наконечник, необходимо область клеммы и площадь внутри наконечника смазать не толстым слоем технического вазелина, солидола, либо специальной силиконовой смазкой, приобретя ее в автомагазине. Кстати, последний вариант не притягивает к себе грязь, в отличие от двух предыдущих.

Причины окисления клемм

Как правило, выделяют 2 основные причины:

1.  Утечка залитого электролита – это едва ли не наиболее распространенная проблема. Электролит представляет собой кислоту, которая во время попадания на поверхность клеммы вступает с ней в химическую реакцию, в результате чего и начинается окисление.

Как правило, для аккумуляторных батарей нового образца подобные проблемы нехарактерны. Ведь это батареи закрытого типа, в которых электролит находится в герметичной емкости, где испаряется и выпадает в осадок. Однако конструкция батареи исключает его попадание в окружающую среду.

Однако, по мере износа аккумулятора, его корпус растрескивается и в эти микротрещины начинает выходить электролит в форме пара. Так он оседает прямо на клемме, в результате чего начинается реакция. Подобное явление владельцу авто стоит рассматривать как признак неисправности и изношенности аккумуляторной батареи.

В случае если клемма аккумулятора затянута не до конца это может быть причиной ее окисления

2.  Затяжка клеммы – периодически возникают и такие ситуации. Это значит, что хозяева авто попросту одевают на электрод клемму, после чего сразу садятся за руль, не затягивая ее болтами. Недостаточно качественная фиксация приводит к слабому контакту и окислению на электроде и клемме. В таком случае достаточно снять клемму, качественно вычистить и ее, и электрод, после чего одеть и хорошенько подтянуть. Только не со всей силы, иначе можно сорвать крепеж.

При этом необходимо орудовать сразу 2-мя ключами, одним из них затягивая гайку, а другим придерживать болт. Но и тянуть со всей силы с одной стороны не рекомендуется, ведь это чревато деформированием пластика. Также стоит опасаться еще одной распространенной проблемы – постепенного расшатывания заделки штырей. Это возникает в результате некачественного демонтажа зажимов с проводов. Следовательно, нужно точно дозировать усилие.

 Последствия окисления

Они проявляются в заметном ухудшении пятна и качества контакта. Как следствие, батарея не в состоянии качественно заряжаться и работать. Впоследствии это приведет к серьезным разрядам аккумулятора, что сказывается на нем крайне отрицательно. Кроме того, это отражается в осложненном запуске силового агрегата, а то и вовсе отсутствии реакции на поворот ключа.

Очистка клемм аккумулятора

Почистить от окисления клеммы возможно механическим способом, для этого необходимо применить грубую ткань, смоченную водой, щетку с металлическим волосом, а также обыкновенным ножом. Перед тем как зачистить следует снять АКБ с автомобильной техники, чтобы не повредить и не испачкать другие механизмы, а также для удобства. После манипуляций с клеммами рекомендуется удалить всю грязь и мусор с поверхности источника питания. Проводят чистку отверстий для вентиляции, преграждение свободного выхода излишних газов может пагубно влиять на аккумуляторные клеммы.

На помощь автомобилистам может прийти механический очиститель клемм аккумулятора, он способен удалить незначительные проявления оксидных пленок на контактах. После того, как произведена чистка источник питания устанавливается на свое место, контактную группу необходимо надежно закрепить на выводах батареи. Для того, чтобы в дальнейшем клемма не окислилась рекомендуется смазать ее смазкой.

Обработать контакты можно и обыкновенным литолом, но в результате такая смазка лишь соберет грязь, что в дальнейшем может привести к неисправности источника питания.

К чему приводит появление окислов на клеммах

Постепенно в местах, где проявилось окисление возрастает поверхностное сопротивление на контактных группах. В результате этого накопленный заряд аккумулятора теряет большую свою часть, чтобы его преодолеть. Запуск двигателя автомобиля при этом становится практически невозможным, так силы тока не хватит для того, чтобы провернуть стартер.

Материал на контактах батареи покрывается щерблением, при этом площадь коммутации снижается, что приводит к значительному понижению проводимости металла. В результате такого явления клеммы в дальнейшем периодически будут покрываться налетом даже после чистки.

При появлении белого налета от испарений электролита в результате проявления микротрещин в корпусе, сам источник питания в таком случае необходимо заменить. Разрушение корпуса происходит в процессе неправильной эксплуатации аккумулятора, при тряске и толчках. Попадание электролита на детали и механизмы при его утечке приведет повреждениям некоторых узлов автомобиля.

Если при визуальном осмотре наблюдается налет зеленоватого оттенка, значит аккумуляторная батарея применяется в условиях среды с повышенной влажностью. Высокий уровень влажности может привести к проявлению коррозии металлических частей и поверхностей.

Если белый налет уже есть — чего не следует делать

Что делать, если аккумулятор уже «окислился», и можно ли предпринять какие-либо эффективные действия своими руками?

Во-первых, важно понять, чего не следует делать с клеммами, если вам нужно очистить их от кислоты. Не используйте вазелин в чистом виде

Это хорошо, так как удерживает влагу и защищает металл от влаги. Но его свойства таковы, что проводимость тока может быть значительно ухудшена. Если вы смазываете клеммы вазелином, допустимо смешивать вазелин с графитом в определенных пропорциях. Однако рекомендуется использовать более простой и легкий в изготовлении продукт, чтобы облегчить работу.

Также настоятельно не рекомендуется обрабатывать окисленные суппорты бензином. На многих форумах автолюбителей можно часто встретить комплименты о том, как после легкого протирания обычным бензином клеммы аккумулятора блестят как зеркало и возвращают себе первозданный вид. Как бы заманчиво это ни звучало, не обрабатывайте зажимы бензином. Помните, что это, прежде всего, легковоспламеняющаяся жидкость, которая, что еще хуже, является сильным растворителем, способным расплавить пластиковые части корпуса батареи.

Почему окисляется плюсовая клемма на аккумуляторе

На современных автомобилях клемма «+» аккумулятора закрывается красной защитной крышкой.

Окислившаяся плюсовая клемма на аккумуляторе.

Она предохраняет вывод от случайного короткого замыкания, снижает воздействие на металл влаги, испаряющегося электролита. Однако, если не поднять крышку, то уже имеющиеся проблемы видны не будут.

Если плюсовая клемма окислилась, а минусовая нет, то наиболее вероятными причинами могут быть:

  1. повышенное напряжение, поступающее с генератора из-за неисправного реле-регулятора;
  2. короткое замыкание одной из банок, из-за чего происходит перезаряд при поступающем нормальном напряжении;
  3. трещина в корпусе или кипящая банка рядом с выводом, из-за чего электролит попадает только на положительную клемму.

Процесс нанесения защитных средств на контакты АКБ

Определившись с материалом для защитного покрытия,  приступают к его нанесению. Для этого сначала производят механическую очистку (смотрите выше).

После того, как клеммы будут очищены, лучше произвести предварительную обработку контактных зон силиконовой смазкой.

Далее возможны два варианта: можно смазать сами клеммы аккумулятора тонким слоем защитного материала затем производить их обжим, а можно под клеммы смазку не укладывать.

Какой лучше?  Здесь мнения автоэлектриков расходятся. В пользу первого говорит факт, что под клеммой в любом случае есть воздушные полости, если в эти места попадет смазка, будет только лучше.

Однако, если производить частое отсоединение клемм, например, для подзарядки аккумуляторной батареи, лучше под клеммы смазку не наносить.

При использовании фирменных смазок в инструкции будет указан способ их нанесения.

Далее необходимо надеть и зажать клеммы, после чего нанести смазку на поверхность всех незащищенных диэлектриком зон.

Последний этап – удаление подтеков и капель смазки на корпусе АКБ и кузове автомобиля.

Виды средств для смазки клемм

Перед применением различных продуктов важно знать, какими полезными свойствами они должны обладать:

  • защита от кислоты;
  • защита от влажной среды;
  • диэлектрические свойства;
  • более высокая вязкость; это свойство сохраняется при повышении температуры;
  • расширенный диапазон рабочих температур.

Многие автомобилисты задаются вопросом, как смазать клеммы аккумулятора, чтобы они не окислялись. Существует несколько типов смазочных материалов, которые защищают от окисления.

Силиконовые смазки

Характеризуется высокой влагостойкостью и широким диапазоном рабочих температур. Единственным недостатком, на который ссылаются производители, является высокая текучесть.

Тефлоновые средства

Они обладают высокой проникающей способностью при использовании на терминалах, но эту способность можно считать и недостатком. Они изготавливаются на основе силиконовых компонентов.

Масляные смазки

Эти смазочные материалы производятся как на синтетической, так и на минеральной основе. Использование специальных присадок обеспечивает повышенную защиту поверхности от окисления. К наиболее часто используемым продуктам относятся.

  • солидол;
  • вазелин;
  • LIQUI MOLY KUPFER-SPRAY.

Консистентные смазывающие средства

Характерной особенностью этого смазочного материала является использование в его составе специальных загустителей. За основу взяты минеральные масла.

Смазки с применением меди

Обеспечивает надежную защиту от агрессивных сред, высоких температур и динамических нагрузок. Обладает повышенной вязкостью.

Очищение клемм от налета

Если плюсовая или минусовая клемма аккумулятора окисляется убрать с них налет можно несколькими способами. Если вспомнить курс химии, то антагонистом кислотных сред выступает щелочная среда. Поэтому счистить налет можно с помощью простой соды. Если на защитном резиновом кожухе контакта образовался толстый слой налета, то перекрывающую контакт резинку лучше заменить, так как она потеряла былую эластичность.

На АКБ возник белый налет

Последовательность действий:

  1. Заглушите двигатель, чтобы не случилось замыкания проводки.
  2. Изучите расположения выводов батареи. Одни могут быть по бокам аккумулятора, для их снятия потребуется ключ на 8. Другие выводы располагаются на верхней части АКБ, для них необходим ключ на 10 или на 13.
  3. Отрицательную клемму проводки ослабьте и уберите с вывода батареи. Также поступите с плюсовой клеммой.
  4. Просмотрите устройство на наличие дефектов. Когда они есть, то АКБ нужно менять.
  5. Исследуйте провода и клеммы на следы физического износа. Когда изъяны есть необходимо произвести замену частей.
  6. Прежде чем приступить к устранению налета, оденьте резиновые перчатки, они защитят кожу рук от контактов с агрессивными средами.
  7. Приготовьте содовый раствор. Одну столовую ложку (30 г) соды размешайте в стакане (250 мл) воды. В качестве щетки для нанесения используйте зубную щетку.
  8. Протрите осевший налет на клеммах. Также можно окунуть концы кабелей в соду, чтобы убрать на них образования.
  9. После промойте обмотки и клеммы батареи холодной водой. Мыть нужно до того момента, пока не смоется вся сода. Протрите клеммы тряпкой насухо.
  10. Все открытые металлические части проводки и клеммы обработайте техническим вазелином. Можно заменить вазелин специальной смазкой-аэрозолем для клемм.
  11. Далее, плюсовую клемму подсоедините к соответствующему выводу батареи. Ключом затяните гайку. Те же действия проделать и с минусовой клеммой.

    Очистка клемм аккумулятора

Если содой не удалось убрать налет или он слез частично, то можно воспользоваться ножом или наждачной бумагой

Проводить действия следует осторожно, чтобы не повредить изоляционную оболочку провода. Также следует устранить окисления под капотом

Следующий метод выступает как экстренная чистка:

  1. Необходимо надеть перчатки и фиксирующие гайки на обеих клеммах проводки ослабить ключом. Сами клеммы оставить на месте.
  2. Сверху на АКБ полейте кока-колой.
  3. Дайте несколько минут постоять, а затем промойте батарею водой.
  4. Вытрите насухо устройство, затем затяните клеммы и попробуйте запустить мотор. На просторах интернета можно встретить способ чистки контактов бензином. Это далеко не безопасно, так как горючий материал способен запросто повредить резину и пластмассу. Лучше всего сразу предотвратить окисление, а не постоянно убирать налет электролита с клемм. Чем быстрей вы выявите проблему, тем меньше вреда получит транспортное средство.

Обслуживание АКБ

Чтобы окисление клемм аккумулятора не стало причиной внезапной остановки транспортного средства, следует регулярно проводить следующие работы:

  • внешний осмотр поверхности и контактов аккумуляторной батареи один раз в месяц;
  • при обнаружении на клеммах следов окисления немедленно произвести проверку герметичности аккумуляторной батареи;
  • в теплое время года, в обслуживаемых аккумуляторах один раз в месяц производить контроль уровня электролита;
  • раз в 3-4 месяца (летом и зимой чаще) протирать поверхность АКБ сухой ветошью;
  • перед началом зимнего сезона обязательно проверить состояние клемм (насколько они нагреваются в процессе запуска мотора «на холодную»), даже если присутствует незначительное нагревание, следует выполнить проверку контактов и произвести их дополнительную обработку.

Следует помнить, что в холодное время года одной из распространенных причин отказа запуска двигателя являются проблемы, связанные с аккумуляторной батареей. Нередко эта причина заключается именно в окислении клемм аккумулятора. Защита клемм аккумулятора от окисления – важный процесс, поэтому регулярный контроль и профилактические меры помогут избежать подобной ситуации.

В чём опасность окисления

АКБ является расходным материалом. Да, срок службы может составлять минимум 3-4 года, а некоторые способны выполнять свои обязанности и все 6-8 лет. Но со временем ресурс батарей заканчивается по естественным причинам.

Значительное сокращение срока службы может быть вызвано несколькими факторами:

  • окисление клемм;
  • механические повреждения;
  • разгерметизация и подтекание электролита;
  • сульфатация;
  • повышенный саморазряд.

Окисление является полноценной патологией, причём чаще всего этот процесс затрагивает именно недорогие АКБ необслуживаемого типа.

Окисление проявляется в виде белесого налёта, который появляется на клеммах.

Основная угроза заключается в том, что между проводами и клеммами нарушается контакт. Последствия для аккумулятора могут быть разными. Сильно окисленные клеммы способствуют недозаряду, получаемому при работающем генераторе. Он пытается подавать питание и заряжать батарею, но АКБ в полной мере принять его не может.

Ещё окисленные контакты приводят к тому, что даже при условии полного заряда некоторые потребители могут не получать питание. Обычно это проявляется в виде снижения интенсивности свечения фар, поворотников и прочей оптики на машине.

Если вы заметили, что коленвал проворачивается с большим трудом либо двигатель запускается не так легко, как раньше, стоит заглянуть под капот и проверить наличие на клеммах окислов.

Причины окисления клемм аккумулятора

Если белый налет образовался на клеммах аккумулятора, его следует не только в кратчайшие сроки удалить, но и установить причину, которая приводит к окислению контактов. Наиболее распространены две причины окисления клемм аккумулятора:

Невнимательность водителя при затяжке клемм. Как ни странно, наиболее часто белый налет на контактах аккумулятора возникает из-за плохого соединения клемм с выводами аккумулятора. Установив в автомобиль батарею, необходимо не только «накинуть клеммы», но и зафиксировать их положение болтами, особенно если данный аккумулятор будет эксплуатировать на регулярной основе.

Обратите внимание, что затягивать клеммы аккумулятора с чрезмерной силой не стоит – это может привести к деформации самих клемм или появлению трещин на аккумуляторе. Если клеммы аккумулятора окислились по причине плохого соединения, их необходимо очистить, также удалить белый налет с электрода, а после установить на место клемму и хорошенько закрепить, чтобы в будущем подобная проблема не возникала

Утечка электролита из аккумулятора. Данная причина стала менее актуальна вместе с увеличением доступности «закрытых» батарей, в которых электролит заливается в герметичную емкость, и его выплескивание сводится к минимуму. Подобные аккумуляторы только через несколько лет активной службы, вследствие появления на них микротрещин, могут «грешить» испарением электролита и его попаданием на клеммы, что губительно сказывается на свинце. Также испарения электролита могут появляться при регулярном перегреве аккумулятора или надломе электрода.

Какая бы проблема не способствовала окислению клемм аккумуляторной батареи, в первую очередь необходимо удалить белый налет, а после решать вопрос с причиной его образования.

Очистка клемм

Если окислились клеммы аккумулятора, вот
что надо делать: очистить их от остатков электролита. Кислота попадает на
свинец и провоцирует образование налета. Можно использовать простой рецепт для
раствора-деактиватора:

  • 200 мл воды;
  • 1 столовая ложка соды.

Смесь нужно тщательно перемешать, нанести
на ветошь или губку, а затем протереть ею клеммы, а также корпус батареи. Если
поверхность покрывается пузырьками воздуха, значит дело действительно в утечке
электролита. При взаимодействии с содой кислота распадается на воду и газ.
После обработки лучше вытереть контакты сухой тряпкой. Заодно можно проверить,
не забилось ли вентиляционное отверстие.

Окисление клемм — признак неисправности.
Если налет появился на «плюсе», значит есть перезаряд АКБ. Причину стоит искать
в реле-регуляторе машины. Случаи с «минусом» можно объяснить недозарядом
батареи. Барахлит генератор. Зеленый налет говорит о плохом контакте. Надо
зажать крепления. Стоит раз в месяц проводить профилактические мероприятия:
проверять плотность электролита, очищать корпус и контакты АКБ от кислоты.
Тогда батарея прослужит верой и правдой весь срок, указанный производителем.

Профилактика окисления

Для предотвращения окисления лучше использовать медные компрессионные клеммы, поскольку они обеспечивают максимальную прочность соединения контактов. Кроме того, появление налета, ржавчины зависит от состояния аккумуляторной батареи. Желательно избегать недостаточного или чрезмерного заряда.

Наиболее популярным превентивным способом, с помощью которого можно решить проблему окисления клемм, является использование различных смазок.

Солидол, литол

Твердые смазки издавна используются для защиты клемм от агрессивного воздействия частиц окружающей среды. Данные вещества не проводят электрический ток. Под воздействием высоких температур зазоры контактов расширяются, открывая путь для проникновения туда этих смазок. Со временем они затвердевают, поэтому их рекомендуется полностью менять примерно два раза за год.

Силиконовая смазка

В чистом виде это вещество идеально подходит для защиты любых электрических соединений. Оно отталкивает агрессивные частицы окружающей среды

При этом важно концентрировать внимание на составе конкретной смазки. Здесь не должны присутствовать токопроводящие присадки. Главным недостатком данного средства является его текучесть, поэтому смазку требуется периодически обновлять

Главным недостатком данного средства является его текучесть, поэтому смазку требуется периодически обновлять.

Средства для обработки аккумуляторных клемм

На огромном рынке автомобильной химии можно найти множество составов, которые специально предназначаются для обработки и защиты аккумуляторных клемм. Здесь прямо на тюбиках предлагается подробная инструкция по эксплуатации. Такое средство нужно наносить на чистые поверхности контактов аккумуляторной батареи. Это наиболее приемлемый надежный вариант защиты клемм, полюсов АКБ.

Как и любой элемент современного автомобиля, аккумуляторная батарея нуждается в периодическом обслуживании, правильной эксплуатации. Очистка клемм аккумулятора является одной из важнейших процедур наряду с контролем системы зарядки и поиском утечек электричества.

Источник

Последствия окисления

Главное негативное воздействие налета,
который появляется, когда окислились старые клеммы аккумулятора — увеличение
сопротивления. Электронам приходится пробиваться сквозь слой диэлектрика.
Пусковой ток уменьшается. Холодный запуск силового агрегата становится трудной
задачей. Из-за сопротивления перегреваются провода. Это не слишком полезно для
бортовой сети. Могут сгореть предохранители.

Налет зеленого цвета
Зеленый налет на клемме АКБ

Появление окислов — сигнал скорой поломки
АКБ. Если генератор в порядке, проводка в норме, а клеммы надежно сидят на
электродах, значит дело в батарее. Лучше заменить ее заранее, не дожидаясь момента
полной деградации. Застрять в центре города после остановки на светофоре —
удовольствие ниже среднего.

Чем очистить клеммы АКБ и как это сделать правильно

Прежде всего, нужно подготовить материалы для очистки. На практике, в условиях гаража лучше всего окисления удаляются войлоком. При помощи войлока можно снять не слишком сильные окислы быстро и мягко, сам войлок хорошо противостоит кислотам.

Также отметим, что среди способов дальнейшей защиты клемм от окисления практикуется метод, когда устанавливаются войлочные прокладки, пропитанные маслом. В этом случае войлок также пригодится. Еще кроме войлока потребуется, как минимум, губка, зубная щетка, а также необходимо приготовить упомянутый выше раствор соды.

Если же окисление слишком активное и обширное, нужна наждачная бумага (мелкозернистая). При этом нужно именно мелкое зерно, чтобы остатки абразива не оставались на поверхностях.

Можно использовать и щетки с металлической щетиной, особые чистки для клемм или двусторонние щетки типа ершик и т.п. При этом наличие дрели, позволит ускорить и облегчить процесс, так как вручную наждачкой или щеткой работать дольше и сложнее.

Обратите внимание, при работе с дрелью лучше всего подойдет переносной шуруповерт, куда устанавливается щетка-насадка. При этом чистка клемм выполняется на средних оборотах, без нажима

Выполнять чистку нужно деликатно, даже если удаление окислов потребует больше времени.

В любом случае, перед тем, как приобретать тот или иной инструмент, важно определить, насколько сильно окислились клеммы аккумулятора. Если процесс только начался, белого налета нет, тогда достаточно наждачки, войлока и раствора соды

Если же явно виден слой белого налета, потребуется более тщательная очистка. В этом случае можно задуматься о подготовке щеток-насадок и дрели. Добавим, что в продаже также можно потискать особые спецсредства для зачистки клемм и удаления окисления. Такие решения используют как отдельно, так и в комплексе.

Еще не забывайте о специальной смазке для защиты клемм аккумулятора. Эту смазку в обязательном порядке нужно нанести после очистки. В противном случае клеммы быстро окислятся повторно.

Подготовив все необходимое, можно переходить к тому, как выполнить очистку, если окислились клеммы АКБ

Прежде всего, важно понимать, что удалить окисление нужно максимально качественно. Если этого не сделать, после поверхностной очистки через время придется снова снимать белый налет с клемм

Прежде всего, перед тем, как будет очищаться сама клемма аккумулятора, необходимо очистить АКБ и осмотреть его на предмет целостности. Бывает так, что возле клемм есть трещины, то есть электролит будет вызывать повторное окисление клемм даже после их очистки. В такой ситуации лучше сразу менять аккумулятор.

Если же с АКБ все в порядке, необходимо протереть корпус батареи от налета, остатков кислот, пыли и грязи. Для удаления загрязнений используется слабый раствор соды и ветошь. Также можно очистить корпус аккумулятора при помощи очистителей для мойки двигателя.

Почистив аккумулятор снаружи, можно переходить к удалению продуктов окисления с самих клемм

Важно понимать, что все работы должны выполняться с соблюдением техники безопасности (при снятии АКБ не забываем, что внутри находится кислота), а также нельзя прилагать усилий, работая в области самих клемм

Важно не допустить случайных повреждений корпуса АКБ, клемм и т.п. Рекомендуется также защитить органы зрения и дыхания, работать в перчатках, а также выполнять работу в проветриваемом помещении

По окончании чистки необходимо промыть клеммы дистиллированной водой.

Закончив с чисткой, нужно знать, как смазать клеммы аккумулятора для их защиты. Только что очищенные клеммы АКБ закручиваются, после чего их следует обработать выбранной смазкой для клемм аккумулятора. На этом процесс чистки и смазки клемм можно считать завершенным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Витязь-Авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: