Какие функции выполняет масло
Перед маслом для поршневых воздушных компрессоров стоят достаточно важные задачи. Основная функция — это обеспечение надёжной, эффективной и стабильной работы компрессора. Заключается это в выполнении таких задач:
- смазывание трущихся элементов и поверхностей, что продлевает их срок службы;
- охлаждение поршневой группы, поскольку при работе происходит сильный нагрев;
- уплотнение зазоров;
- снижение детонации;
- обеспечение герметичности рабочей камеры.
Некоторые спрашивают, чем отличается специальное компрессорное масло от обычного моторного, и можно ли его использовать. Такой вариант является нежелательным. Если говорить о том, чем отличается по факту компрессорное масло от автомобильного моторного, то здесь выделяют такие нюансы:
- более высокие экологические характеристики у компрессорной смазки;
- выше показатель пожарной безопасности;
- разные параметры вязкости.
В теории залить моторную жидкость можно. Но нет гарантий, что компрессор при этом будет работать стабильно и без проблем.
Скорее подойдёт для разового применения, когда найти специальную смазку невозможно, а агрегат срочно нужно запустить в работу. После этого сразу же слейте моторное масло, промойте систему и залейте подходящую жидкость. А ещё лучше стараться всячески избегать подобных ситуаций.
Как выполняется замена масла
Остаётся заняться заменой масла в своём компрессоре. Принципиально сложного в этом ничего нет. Определите заранее, сколько масла требуется заливать в конкретный компрессор. Это можно узнать по техническим параметрам, где указан заправочный объём, либо опытным путём. То есть сколько слили, столько и залили. Проверили уровень и при необходимости добавили.
Поэтому менять и заливать компрессорное масло рекомендуется по следующей инструкции.
- Остановите компрессор и отключите его от сети. Также отключите от оборудования всё лишнее. Если же агрегат стоял без работы, его лучше немного прогреть. Это увеличит текучесть смазки и её будет проще слить в полном объёме.
- Горячий компрессор должен остыть. Иначе есть риск получения ожогов.
- Стравите воздух, который находится в ресивере. Убедитесь, что манометр показывает нулевое значение.
- Подготовьте ёмкость подходящего объёма, и установите её под картер компрессора. Туда будет стекать отработка.
- Снимите гайку или пробку с заливного отверстия. Обычно она находится на поршневом блоке, сверху катера.
- Далее откручивайте сливную гайку. За счёт снятой заливной пробки слив будет проходить быстрее и равномерно.
- Далее воспользуйтесь специальной промывочной жидкостью. Залейте её в систему, включите компрессор. Дайте устройству поработать в течение 15 минут. Теперь точно так же слейте.
- Если вы переходите с одного вида масла на другой (с минерального на синтетическое, или наоборот), желательно дважды промыть всю систему, после чего заменить фильтры.
- Слив отработку и промывочную жидкость, через заливное отверстие постепенно добавляйте новую рабочую жидкость.
- Ориентируясь по смотровому стеклу, следите за уровнем. Если смотрового окошка нет, тогда используйте щуп.
- Заливайте немного больше максимального уровня.
- Подождите некоторое время. Дайте жидкости стечь. Только после этого проверяйте уровень. Какой должен быть оптимальный уровень, вы уже знаете из инструкции выше.
- Закройте заливное отверстие, сделайте пробный пуск воздушного компрессора. Ещё раз проверьте уровень. При необходимости долейте немного рабочей жидкости.
Учтите, что смешивать компрессорные масла разного типа, как и от различных производителей, настоятельно не рекомендуется. Если происходит смена типа состава, обязательно проведите процедуру промывки. Иначе образуется осадок, усиливающий трение между элементами агрегата и ускоряющий износ.
Недостаток масла в системе воздушного компрессора, как и его избыток, одинаково негативно влияют на агрегат. В первом случае система может вообще не запускаться или внезапно остановиться. При избыточном количестве масла состав начнёт активно подаваться в систему, что влечёт за собой риск гидроудара.
Как видите, с заменой масла в воздушном компрессоре можно справиться своими силами. Тут главное правильно подобрать рабочую жидкость и, следуя инструкциям и рекомендациям производителя, слить и залить новый состав. Если же после замены компрессор всё равно работает нестабильно или проявляются признаки неполадок, лучше отдать прибор на диагностику и ремонт специалистам.
Как часто пользуетесь воздушным компрессором? Кто занимается его обслуживанием? По какому принципу выбираете масло и проводите замену?
Масла для воздушно-поршневых компрессоров
Помимо технологической необходимости, применение качественных марок компрессорного масла обеспечит:
- продолжительный высокоэффективный срок службы механизмов и увеличение временных промежутков между техническим обслуживанием;
- снижение нагарных отложений и лакообразования;
- безопасность воздушных линий компрессора от экзотермических реакций в нагарных отложениях;
- антикоррозийную, деаэрационную, пенную и износостойкую защиту металлических поверхностей.
Группы
Компрессорные масла для поршневых компрессоров по своему назначению классифицируются в 4 группы:
- Температура (Т) нагнетания меньше 160 °C, с умеренным режимом сжатия воздуха в масле.
- Температура меньше 180 °C.
- Температура нагнетания меньше 200 °C, с тяжёлыми условиями работы.
- Температура больше 200 °C, с особо тяжёлыми рабочими условиями.
Выбор
Для смазывания компрессорных деталей, работающих на основе сжатого воздуха, применяют нефтепродукты, производимые по или соответствующие ГОСТ 1861–54.
При выборе марок масла, прежде всего, следует ориентироваться на показатель маслянистости, как на основную из характеристик смазочных жидкостей. Показатель маслянистости характеризует прилипание масла к металлическим поверхностям внутри компрессора и образования на них прочной защитной плёнки. Маслянистость напрямую указывает на интервал условных температур, в котором нефтепродукт переходит из жидкого состояния в твёрдое.
Для воздушных поршневых компрессоров рекомендованы марки К и КС с оптимальными показателями вязкости и противостояния к окислению под воздействием воздушной смеси:
- К19 и КС19 — с низким содержанием серы для агрегатов, использующих средний и высокий уровень давления;
- К2−24, К3−20, К4−20 и К2−220 — с единой системой смазки механизма движения и цилиндров (сальников), с возможным добавлением многоцелевых присадок, для тяжело нагруженных компрессорных поршневых систем с высоким давлением;
- К3−10 и К3−10н — с граничной температурой нагнетания воздушной смеси максимум до 200 °C, с возможным композитными антиокислительными и другими присадками.
Маркировка и международные стандарты
например, марка КС-19п, где: К — нефтепродукт для компрессоров; С — продукт производится из сернистых нефтей; 19 — группа масла; п — дополнительная присадка.
В случае К3−10н: 10 указывает на кинематическую вязкость масляной жидкости при 100° C, а н — на добавление присадки, которая понижает температуру застывания.
На общетехническом мировом языке DIN (Немецкий институт стандартизации) компрессорные масла обозначаются как DIN 51506 ISO 6743/3 и сопровождаются дополнительным обозначением, характеризующим степень напряжённости:
- VB или VB-l; DAG — конечная температура нагнетания до 140 °C (все типы компрессоров);
- VC или VC-l; DAA — конечная температура до 160 °C (стационарные агрегаты) и до 220 °C (передвижные, установленные на транспортных средствах);
- VD или VD-l; DAB — конечная температура сжатия до 220 °C (стационарные и мобильные компрессорные установки). Буква l указывает на добавление присадок.
Бережно относитесь к окружающей среде! Не сливайте отработанные нефтепродукты, а сдавайте их в специальные пункты утилизации.
Смазка воздушных компрессоров
Для безаварийной работы масляных воздушных компрессоров необходима бесперебойная смазка трущихся деталей, которая обеспечивается по двум схемам:
- Циркулярная система смазки механизма движения, состоящего из коленчатого вала, подшипников и крейцкопфа. Этот механизм смазывания обеспечивается при помощи двух шестерёнчатых насосов — пускового и рабочего, перед которыми находится напорный бачок с фильтром и змеевиком охлаждения. Именно в этот бачок и необходимо заливать специальное масло. Отработанный нефтепродукт стекает в особый бак-приёмник через специальные отверстия в нижней части компрессорной рамы.
- Система смазки гидравлического уплотнения сальников и цилиндров. Для обеспечения этой системы применяют 1 из 3 методов: а) кратерное разбрызгивание масла, б) введение распылённого масла в струю всасываемого воздуха и, оптимальный вариант — в) подача масла под давлением на рабочие поверхности сальников и цилиндров.
Масло для компрессоров не только смазывает детали внутреннего механизма, но и обеспечивает необходимую герметизацию камеры сжатия газа. Приобрести компрессорное масло можно в компании ПрессАэр.
Технические характеристики и эксплуатационные свойства компрессорных масел.
Согласно ГОСТ 12.1.007 класс опасности компрессорных масел по вредному воздействию на организм человека:
- в жидком состоянии – 4-й;
- при образовании масляного тумана – 3-й.
Теплота сгорания компрессорного масла составляет около 40 МДж/кг, поэтому в соответствии с ВНТП 4-89 помещения, в которых используются воздушные компрессоры, по взрывопожарной и пожарной опасности относятся к категории В/Д (при содержании в единице оборудования более/менее 60 кг масла).
Для улучшения эксплуатационных свойств минеральных компрессорных масел в их состав вводят антиокислительные, противокоррозионные, противопенные, моющие и другие присадки. Характеристики разных видов масел приведены в Таблице 1.
Таблица 1
Показатели |
Масла без присадок |
Масла с присадками |
||||||||
К-19 |
КС-19 |
Кп-8С |
К3-10 |
К3-10Н |
КС-19П |
К3-20 |
К4-20 |
К2-220 |
К2-24 |
|
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: 100°С |
17-21 |
18-22 |
6,5-9 |
8,8-10,5 |
9-13 |
18-24 |
17-23 |
19,5-22 |
18-21 |
21-25 |
40 °С |
— |
— |
41,4-50,6 |
73,7-96,2 |
76-130 |
— |
206-336 |
240-310 |
220-310 |
— |
Индекс вязкости, не менее |
— |
92 |
95 |
90 |
90 |
85 |
80 |
85 |
82 |
82 |
Кислотное число, мг КОН/г |
0,04 |
0,02 |
0,05 |
0,2 |
0,2 |
0,03 |
0,5 |
— |
0,4 |
0,35 |
Температура, °С: вспышки в открытом тигле, не ниже |
245 |
260 |
200 |
205 |
205 |
260 |
250 |
225 |
230 |
270 |
застывания, не выше |
-5 |
-15 |
-15 |
-10 |
-30 |
-15 |
-15 |
-15 |
-10 |
-10 |
Содержание, % (маc. доля), не более: водорастворимых кислот и щелочей |
Отсут- |
— |
— |
— |
Отсут- |
— |
— |
— |
— |
|
механических примесей |
0,07 |
Отсут- |
0,07 |
0,02 |
Отсут- |
|||||
воды |
Отсут- |
Следы |
Отсут- |
Следы |
Отсут- |
|||||
серы |
0,3 |
1,0 |
0,5 |
0,65 |
0,65 |
1,0 |
0,35 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
селективных растворителей |
— |
Отсут- |
— |
— |
Отсут- |
— |
Отсут- |
— |
— |
|
Коксуемость, %, не более |
0,5 |
0,5 |
0,05 |
0,2 |
0,2 |
0,45 |
0,45 |
— |
0,45 |
0,45 |
Зольность, %, не более |
0,01 |
0,005 |
0,005 |
0,005 * |
0,005 * |
0,005 |
0,12 |
0,5-0,8 |
0,06 |
0,06 |
Стабильность против окисления, не более: осадок, % (маc. доля) |
0,015 |
Отсут- |
0,02 |
— |
— |
Отсут- |
— |
— |
— |
— |
кислотное число, мг КОН/г |
— |
0,5 |
0,2 |
— |
— |
0,5 |
— |
— |
— |
— |
увеличение коксуемости, % |
— |
— |
— |
1,5 ** |
1,5 ** |
— |
2,0 ** |
— |
3,0 ** |
2,0 ** |
потери от испарения, % |
— |
— |
— |
15 ** |
15 ** |
— |
— |
— |
20 ** |
— |
Цвет, ед. ЦНТ, не более |
— |
7,0 |
2,5 |
6,5 |
6,5 |
7,0 |
7,5 |
— |
7,5 |
7,5 |
Коррозия: на пластинках из стали |
Выдер- |
— |
— |
Выдер- |
— |
Выдер- |
— |
— |
— |
|
на пластинках из свинца, г/см2, не более |
— |
10 |
— |
— |
— |
— |
— |
10 |
— |
— |
на пластинках из меди |
— |
— |
Выдер- |
— |
— |
Выдер- |
— |
— |
Выдер- |
|
на стальных стержнях |
— |
— |
Отсутствие |
— |
— |
— |
— |
Отсутствие |
— |
— |
Плотность, кг/дм3 |
— |
905 |
885 |
900 |
900 |
905 |
900 |
900 |
905 |
900 |
* Показатель нормируется для базового масла. ** Стабильность определяется по методу ISO 6617. |
Плотность и вязкость компрессорного масла при изменении температуры
С повышением/понижением температуры вязкость и плотность компрессорного масла уменьшаются/возрастают (рис.1), что может стать причиной ухудшения его смазывающих и герметизирующих свойств/сложностей с запуском оборудования в холодное время года.
Рис.1
Для высоконагруженного оборудования требуемую вязкость смазочного материала рассчитывают по формуле:
υp
= υα
p
где υp
и υ– динамическая вязкость при рабочем (р) и атмосферном (0) давлении; α – постоянный коэффициент для конкретной марки.
Плотность масла при температуре t можно быстро определить простым способом: умножить разность между ней и +20 °С на температурную поправку (таблица 2), вычесть/прибавить полученное произведение из значения плотности при +20 °С (указывается в технических характеристиках), если t выше/ниже +20 °С.
Таблица 2
Плотность при 20 °С |
Температурная поправка на 1 °С |
Плотность при 20 °С |
Температурная поправка на 1 °С |
0,6500–0,6590 |
0,000962 |
0,8300–0,8399 |
0,000725 |
0,6600–0,6690 |
0,000949 |
0,8400–0,8499 |
0,000712 |
0,6700–0,6790 |
0,000936 |
0,8500–0,8599 |
0,000699 |
0,6800–0,6890 |
0,000925 |
0,8600–0,8699 |
0,000686 |
0,6900–0,6999 |
0,000910 |
0,8700–0,8799 |
0,000673 |
0,7000–0,7099 |
0,000897 |
0,8800–0,8899 |
0,000660 |
0,7100–0,7199 |
0,000884 |
0,8900–0,8999 |
0,000647 |
0,7200–0,7299 |
0,000870 |
0,9000–0,9099 |
0,000633 |
0,7300–0,7399 |
0,000857 |
0,9100–0,9199 |
0,000620 |
0,7400–0,7499 |
0,000844 |
0,9200–0,9299 |
0,000607 |
0,7500–0,7599 |
0,000831 |
0,9300–0,9399 |
0,000594 |
0,7600–0,7699 |
0,000818 |
0,9400–0,9499 |
0,000581 |
0,7700–0,7799 |
0,000805 |
0,9500–0,9599 |
0,000567 |
0,7800–0,7899 |
0,000792 |
0,9600–0,9699 |
0,000554 |
0,7900–0,7999 |
0,000778 |
0,9700–0,9799 |
0,000541 |
0,8000–0,8099 |
0,000765 |
0,9800–0,9899 |
0,000528 |
0,8100–0,8199 |
0,000752 |
0,9900–1,0000 |
0,000515 |
0,8200–0,8299 |
0,000738 |
Applications
The Mobil Rarus 400 Series oils are recommended for single and multistage air compressors. They are particularly effective for continuous high temperature operation. The maximum compressed air temperature, according to DIN 51506, is 220 °C. They are suitable for reciprocating and rotary type machines with the lower viscosity grades mainly used in rotary compressors. Rarus 400 Series oils are recommended for units with a history of excess oil degradation, poor valve performance or deposit formation. They are compatible with all metals used in compressor construction and with mineral-oil compatible elastomers used in seals, O-rings and gaskets.
Mobil Rarus 400 Series oils are not intended or recommended for use in air compressors for breathing applications.
The following types of compressors have shown excellent performance with the Mobil Rarus 400 Series oils:
• Reciprocating air compressor crankcases and cylinders
• Rotary screw compressors
• Rotary vane compressors
• Axial and centrifugal compressors
• Compressor systems with critical gears and bearings
• Compressors used in stationary and mobile applications
Выбираем смазочный материал в воздушный компрессор
Наиболее частый вопрос, какое масло для компрессора лучше — «минералка», синтетика или полусинтетика. У каждого продукта есть свои плюсы. В пользу минерального масла низкая цена. Если компрессор используется редко, можно прибрести «минералку», у которой сравнительно небольшой срок службы. Однако у такого материала есть некоторые ограничения. В частности это жесткое ограничение по температуре, обычно +90 градусов по Цельсию.
Видео: можно ли в компрессор залить автомобильное масло:
Синтетика стоит ощутимо дороже, но и обладает более высокими свойствами. Например, более высокий предел по температуре — от +180 до +200 градусов по Цельсию. Лучше подходят для применения при низкой температуре окружающей среды. Также особым преимуществом синтетического масла считается срок службы, который в 3-4 раза выше, чем у минерального продукта. При наличии мощного воздушного компрессора, активно эксплуатирующегося, неплохим решением станет покупка полусинтетики. Это смесь синтетики и «минералки» в примерном соотношении 70 на 30 процентов.
Аналоги Mobil Rarus 425
Практически любой уважающий себя производитель смазочных материалов, предлагает на рынок компрессорные масла.
Их качество в сравнение с Mobil определяется независимыми тестами, но это тема другого материала.
Представляем перечень:
- SHELL — Corena S2 P 100, 150 (Corena P 46)
- CASTROL — Aircol PD 46, 68
- TOTAL — DACNIS 46, 68, 100, 150
- ADDINOL — VerdichterÖl VDL
- STATOIL — CompWay 32, 46, 68
- TEXACO — COMPRESSOR OIL EP VD-L
- AGIP — DICREA 46, 68, 100, 150
- BP — Energol RC
- CHEVRON — Syntholube Compressor Oil
- ТНК — ТНК Компрессор VDL
- ЛЛК Интернейшнл — Стабио 46, 68, 100, 150
- Газпромнефть — Compressor VDL 46, 68, 100, 150
- и другие…
При этом, другие масла этого же производителя со схожими наименованиями, (например Mobil Rarus SHC) не являются 100% аналогом Mobil Rarus 425.
Почему пенится или выбрасывает масло из компрессора?
В винтовом компрессоре масло пенится при неправильном подборе, попадании посторонних примесей, смешивании разных марок. В поршневом оно вспенивается по тем же причинам, а также, когда забит сапун или изношен поршень.
Винтовой компрессор выплевывает масло в воздушный фильтр вследствие неисправности клапанов (разгрузочного, всасывающего, минимального давления). Особенно сильный выброс смазки происходит при резком останове или аварийном отключении двигателя.
Искать ответ на вопрос, почему идет выброс масла с поршневого компрессора, нужно начинать с проверки его уровня (при превышении слить излишек). Другие причины, по которым с компрессора выбрасывает масло: избыточное давление в картере, неправильная установка или залегание маслосъемного кольца.
Поршневой компрессор:
кидает масло через сапун при засорении его отверстия, забитом воздушном фильтре, неисправности впускных и/или выпускных клапанов, износе цилиндропоршневой группы (ЦПГ);
-
плюется маслом, если оно имеет низкую вязкость или залито выше допустимого уровня, накапливается в ресивере из-за неисправности сепаратора;
-
гонит масло в воздушную систему при снижении пропускной способности воздушного фильтра или впускного патрубка, износе ЦПГ.
Если компрессор погнал масло в ресивер, это возможно из-за переполнения картера, повреждения маслосъемного кольца.
Требования к маслам
Из-за конструктивных особенностей компрессора к маслам для их работы предъявляются особые требования. Для смазки хорошо, когда она находится в замкнутой системе и герметичном корпусе. Но если говорить про поршневой компрессор, то тут верхние элементы поршня, а также цилиндра контактируют с окружающей средой. В итоге масло загрязняет создаваемый сжатый воздух. Из-за этого оборудование должно одновременно решать 2 задачи:
- использовать минимум смазки, чтобы сжатый воздух оставался чистым;
- эффективно смазывать трущиеся поверхности.
Тогда какое смазочное масло заливается в компрессоры, чтобы удовлетворить этим требованиям? Оно должно иметь следующие параметры:
Хорошая адгезия. Смазка будет удерживаться в рабочей зоне и не проникать в воздушный поток.
Стабильность при высокой температуре
Компрессор греется при работе, поэтому это важно.
Высокая температура вспышки. Создаёт все условия для пожарной безопасности.
Вязкость
Состав не должен быть чрезмерно жидким, иначе будет вытекать. Но и густая смазка окажется неэффективность.
Склонность к образованию отложений. Речь идёт о нежелательных углеродистых отложениях. Чем их меньше, тем стабильнее работает воздушный компрессор.
Если вы не знаете, какое масло нужно лить в свой компрессор, то просто загляните в техническую документацию. Там указан тип, характеристики, объём и другие параметры. Лучше производителя компрессора никто не знает ответ на этот вопрос.
Даже если техпаспорта не сохранилось, вы всегда можете найти информацию на сайте изготовителя, обратиться в техподдержку, спросить совет в магазине и так далее.
Минеральные против синтетических
Компрессорные масла могут быть как минеральными, так и синтетическими
Это важно учитывать при выборе
Тезисно можно сделать следующие выводы относительно этих видов:
- минеральные составы дешевле;
- минеральное масло подойдёт тем воздушным компрессорам, которая работают периодически, а не постоянно;
- минералка имеет жёсткие температурные ограничения, поэтому допускать нагрев выше 90 градусов Цельсия нельзя;
- синтетические жидкости дороже, но обладают улучшенными характеристиками;
- их температурный диапазон широкий, и может достигать 200 градусов Цельсия;
- синтетика сохраняет рабочие характеристики при отрицательной температуре, чего не скажешь о минеральном аналоге.
Синтетику лучше всего брать для мощных, а также постоянно эксплуатируемых компрессоров.
Приведём несколько примеров того, какое масло можно смело залить в свой воздушный компрессор. При условии, что их характеристики будут соответствовать требованиям изготовителя агрегата.
К числу лидеров рынка относятся:
- Fubag;
- BP Enersyn GCS 180;
- Ариан К12;
- Mobil Rarus;
- KM 100 Энкор;
- Зубр ЗМК ПС и так далее.
Зная теперь, какое специальное масло можно залить в компрессор, пора переходить к вопросу его замены своими руками.
Features and Benefits
The use of the Mobil Rarus 400 Series oils can result in cleaner compressors and lower deposits compared to conventional mineral oils, resulting in longer running periods between maintenance intervals. Their excellent oxidation and thermal stability safely allow extended life capability while controlling sludge and deposit formation. They possess outstanding anti-wear and corrosion protection, which enhances equipment life and performance.
Features |
Advantages and Potential Benefits |
Low Ash and Carbon Formation |
Improved valve performance Reduced deposits in discharge lines Reduced potential for fires and explosions in discharge systems Improved compressor performance |
Outstanding Oxidation and Thermal Stability |
Longer oil life Improved filter life Lower maintenance costs |
High Load-carrying ability |
Reduced wear of rings, cylinders, bearings and gears |
Excellent Water Separability |
Less carryover to downstream equipment Reduced sludge formation in crankcases and discharge lines Reduced blockage of coalescers Less potential for emulsion formation |
Effective Rust and Corrosion Protection |
Improved protection of valves and reduced wear of rings and cylinders |
Properties and Specifications
Property |
424 |
425 |
426 |
427 |
429 |
Grade |
ISO 32 |
ISO 46 |
ISO 68 |
ISO 100 |
ISO 150 |
Ash, Sulfated, mass%, ASTM D874 |
‹0.01 |
<0.01 |
<0.01 |
<0.01 |
<0.01 |
Copper Strip Corrosion, 3 h, 100 C, Rating, ASTM D130 |
1B |
1B |
1A |
1B |
1A |
Density @ 15 C, kg/l, ASTM D1298 |
0.866 |
0.873 |
0.877 |
0.879 |
0.866 |
FZG Scuffing, Fail Load Stage, A/8.3/90, ISO 14635-1 |
12 |
11 |
12 |
11 |
11 |
Flash Point, Cleveland Open Cup, °C, ASTM D92 |
236 |
238 |
251 |
264 |
269 |
Foam, Sequence I, Stability, ml, ASTM D892 |
20 |
||||
Foam, Sequence I, Tendency, ml, ASTM D892 |
10 |
20 |
30 |
430 |
|
Kinematic Viscosity @ 100 C, mm2/s, ASTM D445 |
5.4 |
6.9 |
8.9 |
11.6 |
14.7 |
Kinematic Viscosity @ 40 C, mm2/s, ASTM D445 |
32 |
46 |
68 |
104.6 |
147.3 |
Rust Characteristics, Procedure A, ASTM D665 |
PASS |
PASS |
PASS |
||
Rust Characteristics, Procedure B, Rating, ASTM D665 |
PASS |
PASS |
PASS |
||
Rust Prevention, Procedure B, Rating, ASTM D665 |
PASS |
PASS |
|||
Viscosity Index, ASTM D2270 |
105 |
105 |
105 |
100 |
100 |
Какое масло заливать в компрессор? Отличия компрессорного и моторного масла.
Какое масло можно лить в компрессор, указывается в его паспорте. Аналог можно подобрать с помощью специальной таблицы, например:
Российский бренд |
Импортный аналог |
|||||||
Gazpromneft |
Castrol |
Mobil |
Fuchs |
Shell |
Total |
Ravenol |
Teboil |
Texaco |
Gazpromneft Compressor VDL-46 |
Aircol pd 46 |
Mobil Rarus 425 |
Нет аналога |
Corena D 46 |
DACNIS VS 46 |
Kompressorenoel VDL 46 |
Compressor Oil P 46 |
COMPRESSOR OIL EP VD-L 46 |
Gazpromneft Compressor VDL-68 |
Aircol pd 68 |
Mobil Rarus 426 |
RENOLIN 500 ISO VG 68 |
Corena D 68 |
DACNIS VS 68 |
Kompressorenoel VDL 68 |
Compressor Oil P 68 |
COMPRESSOR OIL EP VD-L 68 |
Gazpromneft Compressor VDL-100 |
Aircol pd 100 |
Mobil Rarus 427 |
RENOLIN 500 ISO VG 100 |
Corena P 100 |
DACNIS P 100 |
Kompressorenoel VDL 100 |
Compressor Oil P 100 |
COMPRESSOR OIL EP VD-L 100 |
Gazpromneft Compressor VDL-150 |
Aircol pd 150 |
Mobil Rarus 429 |
RENOLIN 500 ISO VG 150 |
Corena P 150 |
DACNIS P 150 |
Kompressorenoel VDL 150 |
Нет аналога |
COMPRESSOR OIL EP VD-L 150 |
Gazpromneft Compressor VDL-220 |
Нет аналога |
Нет аналога |
Нет аналога |
Нет аналога |
DACNIC P 220 CD |
Нет аналога |
Нет аналога |
Нет аналога |
Для компрессорных агрегатов высокого давления лучше всего подходит синтетика (выбор производится по вязкости и температуре вспышки).
Перед тем, как залить в компрессор новое масло, необходимо слить старое, очистить от его остатков пневматические и масляные шланги, охладители, сепараторы, клапаны, поменять фильтры.
Использовать моторное или дизельное масло для поршневых компрессоров нежелательно, но допустимо, в винтовые льется только специальное. Однако, лить моторное масло в воздушный компрессор может быть опасно – при той же температуре вспышки, что и у компрессорного, оно имеет более низкую температуру воспламенения.
Решая, какое масло наливать в компрессор при дозаправке, учтите: при смешивании легированной минералки, полусинтетики и синтетики разных производителей присадки могут оказаться несовместимыми и выпасть в осадок.
Особенности выбора смазки для воздушного поршневого компрессора
Компрессорное масло для поршневых компрессоров контактирует с горячим воздухом, поэтому должно иметь высокую стойкость к термоокислению и температуру воспламенения не ниже +350°С. Классы вязкости – 100, 150 по ISO.
Основную техническую характеристику масла отечественного производства (вязкость), легко определить по маркировке. Обозначение смазочных материалов этой категории выглядит таким образом: К-12, КС-19, К4-20 и т. п.
Буква К означает, что данный продукт относится к компрессорным смазкам, следующая за ней цифра – группу по условиям эксплуатации (при первой группе цифра не ставится). Число после дефиса – это кинематическая вязкость в мм2/с при t +100 ˚С. Буква С указывает на то, что материал производят из сернистой нефти, П – на наличие присадок.
С целью экономии в механизм движения компрессорных устройств с раздельной системой смазки можно заливать индустриальное масло.
Если использовать для компрессора с электрическим двигателем смазку с вязкостью выше рекомендуемой, из-за колебаний напряжения в сети возможны проблемы с его запуском.
При круглогодичной эксплуатации воздушного поршневого компрессора в уличных условиях целесообразно заменить минералку синтетикой (заливается только после тщательной промывки маслосистемы и замены фильтров).
Какое масло заливать в винтовой компрессор
Масло для винтовых компрессоров должно быть устойчивым к старению, иметь вязкость не менее 7 сСт (46, 48 класс по ISO), улучшенные охлаждающие, моющие, антикоррозийные, противоизносные, противопенные и деэмульгирующие свойства, температуру воспламенения выше +180°С.
Какое компрессорное масло лить в винтовой компрессор, напрямую зависит от условий эксплуатации: в теплое время года и в отапливаемых помещениях вполне подходит минералка, идеальный вариант для всесезонной работы под открытым небом – синтетика.
Применение компрессорного масла Mobil Rarus 425
Данный продукт рекомендован для использования в одноступенчатых и многоступенчатых воздушных компрессорах. Согласно допускам, масло может работать непрерывно в условиях различных температур до 150°C, без потери параметров.
Mobil Rarus может использоваться как в поршневых, так и в ротационных аппаратах. Особенно эффективно применение в установках, где отмечается раннее старение смазочных материалов.
Единственное ограничение – этот состав нельзя использовать в нагнетательных установках, формирующих сжатую дыхательную смесь (например, при заправке аквалангов).
Ограничений по материалам, используемым в компрессорах (металлы, эластичные манжеты, прокладки) нет.
Типы установок и узлов, в которых допускается применение:
- ротационные компрессоры с винтовым приводом;
- ротационные компрессоры с пластинчатым приводом;
- поршневые компрессоры: картеры механизмов и цилиндры;
- компрессоры аксиальной конструкции;
- центробежные компрессоры.
Мобил Рарус 425 используется как на стационарных, так и на мобильных устройствах, при условии соблюдения расположения агрегата (допустимые крены).
Характеристики смазочного материала
Выбирая смазочный материал, следует полагаться на рекомендации изготовителя компрессора. Некоторые компании выпускают брендированные смазочные материалы, отвечающие всем требованиям изготовителя агрегата.
Оптимальная покупка – приобретение масла, указанного в техническом паспорте на компрессор, и его заливка в объеме, который немного превышает показатель, рекомендованный производителем
В силу разных причин у владельца компрессора может отсутствовать технический паспорт. Что делать в таком случае? Есть несколько вариантов дальнейших действий:
Однако не менее важными станут знания основных характеристик масла, на которые следует полагаться при выбора смазочного материала:
- Вязкость. Вязкость градируется в диапазоне от 1 до 15. Минимум при выборе масла — 7. Оптимальная величина – 10-12. Такой состав хорошо удерживается в зоне смазки. Материал с низким показателем вязкости быстро расходуется, не неся необходимую эффективность. Чем выше значение вязкости, тем устойчивее продукт к нагреву;
- Присадки. В хороших масла всегда присутствует пакет присадок. Это необходимо для улучшения качественных характеристик смазочного материала, повышения ценных рабочих свойств. Присадки могут быть антиокислительными, противопенными, противокоррозионными;
- Температура самовоспламенения. Для воздушных компрессоров лучше всего подходят материалы, у которых этот параметр не менее +350 по Цельсию;
- Температура застывания. Важный показатель, учитываемый в случае эксплуатации компрессорного оборудования зимой.
Автомобилисты хорошо знают, что у любого масла есть основа — минеральная, синтетическая и полусинтетическая. Компрессорные масла в этом плане не являются исключением. Подбирая масло для воздушного компрессора, учитывайте, каким оно является — минеральным, синтетическим или полусинтетическим. «Золотой» серединой считается полусинтетика — доступная стоимость, хорошие показатели температуры застывания и самовоспламенения, неплохой пакет присадок.