Описание
В отличие от механической коробки, масло в <�автоматах> берет на себя гораздо больше задач. Во-первых, там есть зубчатые передачи, так что от важнейшей функции смазывать ATF никто не освобождал. Во-вторых, масло должно обеспечивать правильную работу фрикционных сцеплений. В-третьих, оно же передает крутящий момент в гидротрансформаторе, двигаясь при этом с высокой скоростью (80-100 м/с) в узких каналах между лопатками колес. Наконец, оно должно охлаждать детали коробки: конструкция последней такова, что избыток мощности двигателя здесь превращается в тепло, нагревая масло в жару до 150°С, тогда как 95°С — нормальный <�крейсерский> режим.
Эти задачи обусловливают противоположные требования к ATF. Для смазки шестерен нужна вязкость побольше, а вот для работы гидротрансформатора она должна быть небольшой (4-8 сСт). Но если вязкость упадет ниже 3-5 сСт, возникает опасность кавитации и течей через уплотнения.
Найти компромисс помогают присадки, но в присутствии разнородных металлов (например, сталь и бронза) они могут активизировать электрохимическую коррозию. В общем, обычную трансмиссионку в автоматические коробки лить нельзя, а чтобы водитель случайно не перепутал банки, ATF окрашивают в яркий, как правило, красный, цвет. Что, кстати, отражено в спецификациях.
Как работает ATF жидкость
Рабочие процессы напрямую связанны с определёнными условиями, такими как:
- Температура.
- Вспенивание и коррозия.
- Ресурс.
- Испарение.
Давайте выясним, что за столь короткими обозначениями кроется, раскроем, так сказать технические тайны влияния масла ATF на работу трансмиссий.
Температура
Среднестатистические показатели температурного режима в пределах 80-850С. При этом с наступлением жары, а также работе автомобиля в городских заторах, t° может достигать 150 градусов Цельсия. Всё дело в том, что у автомата отсутствует жёсткая передача момента от силовой установки. Вследствие чего двигатель выдаёт повышенную мощность не нужную колёсным парам, чтобы преодолеть сопротивление дорожного полотна. Следовательно, избыток скопившейся энергии должен поглощаться рабочей жидкостью и расходоваться на трение. Поэтому при таком раскладе нагрев просто зашкаливает.
Вспенивание и коррозия
Большие объёмы смазки, проходящие рабочий цикл под большим давлением, создают благоприятную среду для вспенивания. По цепочке этот процесс приводит к окислению жидкости и металлических частей рабочего органа. Для этого жидкость должна насыщаться определёнными присадками для минимизации негативного процесса.
Испарение
Трансмиссионная жидкость – это продукт, который легко улетучивается. Поэтому производители (ряд из них) устанавливают щупы для определения уровня рабочей жидкости на автоматах. Рабочий уровень может опуститься при выходе паров из вентиляционных полостей автоматической коробки (на автомобильном сленге «сапун»). Регулярная проверка уровня – традиционная обязанность водителя.
Ресурс
Уникальный продукт может работать не одну тысячу километров. Ресурс эксплуатации в неблагоприятной среде от 50 до 70 тыс. км, после чего, положительные свойства смазки теряются и её необходимо менять.
Лучшие жидкости ATF Dexron
Лучшие ATF Dexron 3 для гидроусилителя руля и АКПП по мнению водителей и автомехаников, сведены в таблицу.
№ | Название, артикул | Допуски и спецификации | Цена, руб./л |
1 | Mannol «Dexron 3 Automatic plus», арт. АР10107 | Dexron 3, Ford M2C 138-CJ/166-H, Mercon V, Allison TES389, Voith G607, ZF TE-ML. MB 236.1 | 400 |
2 | ZIC «ATF 3», арт. 132632 | Allison C-4, Dexron III. Mercon | 450 |
3 | ENEOS «ATF Dexron III», арт. OIL1305 | Allison C-4, G34088, Dexron 3 | 530 |
4 | Mobil «ATF 320», арт. 152646 | Dexron III, Allison C-4, Voith G607, ZF TE-ML | 560 |
5 | Repsol «Matic III ATF» , арт.6032R | Dexron 3, Allison C-4/ TES295/TES389, MB 236.9, Mercon V, MAN 339, ZF TE-ML, Voith 55.6336 | 500 |
6 | Ravenol «ATF Dexron II E», арт. 1211103-001 | Dexron IIE, MB 236, Voith G1363, MAN 339, ZF TE-ML, Cat TO-2, Mercon | 1275 |
7 | Liqui Moly универсальное масло «Top Tec ATF 1100», арт. 7626 | Dexron II/III, Mercon, Allison C-4, Cat TO-2, MAN 339, MB 236. Voith H55.6335, ZF TE-ML | 580 |
8 | Hyundai — Kia «ATF 3», арт. 0450000121 | Dexron 3 | 520 |
9 | Motul «ATF Dextron III», арт. 105776 | Dexron IIIG, Mercon, Allison C-4, Cat TO-2, MAN 339, MB 236.5/9, Voith G607, ZF TE-ML | 650 |
10 | Comma «Multi-vehicle ATF and PSF», арт. MVATF5L | Mercon V, MOPAR ATF 3 and 4, MB 236.6/7/10/12, Dexron(R) II and III, VW G052162 | 500 |
Чтобы улучшить работу АКПП, при заливке трансмиссионного масла добавляют присадки, например Liqui Moly. Добавка подбирается индивидуально исходя из цели применения: плавность переключения, улучшение эластичности резинок и т.д. Работа присадки заметна на изношенных АКПП с заметными сбоями.
Для каких автомобилей подходит ZIC ATF SP 4
Изначально трансмиссионная жидкость предназначается для автоматических шестиступенчатых коробок переключения передач, которая есть в автомобилях таких марок как Hyndai, Jeep, Kia и на некоторых моделях Dodge.
Как уже и говорилось ранее, данный смазочный материал используется еще на этапе производства машины на заводах Киа и Хюндай. Способ его хранения стандартный для всех масел – хранить в защищенном от солнца месте.
Параметры измерения | С помощью чего испытывалось | |
---|---|---|
Плотность при +15 градусов по Цельсию: | ASTМ Д1298 | 0,85 г/сантиметр кубический |
Какая кинематическая вязкость при плюс 40 градусов по Цельсию: | ASTМ Д445 | 25,7 мм²/сек |
Какая кинематическая вязкость при плюс 100 градусов по Цельсию: | ASTМ Д445 | 5,4 мм²/сек |
Какой индекс вязкости | ASTМ Д2270 | 150 |
При какой температуре масло начинает кристаллизироваться: | ASTМ Д97 | Минус 52,5°C |
При какой температуре масло начинает воспламеняется: | ASTМ Д92 | Плюс 204°C |
Химическое кислотное число: | ASTМ Д 664 | 2,20 миллиграмм КОН/гр |
Воздействие коррозии на медные компоненты, при 150 градусов по Цельсию, 3 часа: | ASTМ Д 130 | один-а |
Вязкость масла, по Брукфильду, при минус 40 градусов по Цельсию: | ASTМ Д 2983 | 7656 Мпа*сек |
Цвет трансмиссионной жидкости: | Зрительно | Бардовый или красный |
Трансмиссионная смазка ZIC ATF SP 4 выпускается в следующих формах: один, четыре и четыреста литров.
Также можно встретить форму выпуска в виде ZIK SP-IV. Однако это старое название продукта и на данный момент не производится.
Спецификации
Характеристики масел разных спецификаций отличаются в сторону ужесточения. Так, вязкость при температуре -20℃ в АТФ Декстрон II не должна превышать 2000 мПа×с, а в масле Декстрон III — 1500 мПа×с. Температура вспышки АТФ Декстрон II — 190℃, в то время как в Декстрон III порог 179℃.
Производители жидкостей для АКПП создают продукт не только по спецификациям Декстрона, но и по другим стандартам и допускам:
- Корейский ZIC ATF 3 (артикул 132632) произведён на масле собственного производства с добавлением пакета присадок спецификаций: Декстрон III, Mercon, Allison C-4.
- ENEOS ATF Dexron II (артикул OIL1304) допущен стандартами Декстрон II, GM 613714, Allison C-4, Ford M2C 138-CJ/166H.
- Ravenol ATF Dexron D II (артикул 1213102-001) соответствует требованиям ATF Dexron II D, Allison С-3/C-4, Caterpillar TO-2, Ford M2C 138-CJ/166H, MAN 339, Mercon, ZF TE-ML и т.д.
Разнообразие спецификаций указывает на использование масла в разной технике. При этом параметры стандартов могут быть противоречивыми. Так, в Ford M2C-33G коэффициент трения должен расти при снижении скорости скольжения, чтобы быстрее включить передачу. GM Декстрон III в этом случае борется за снижение трения и плавность перехода.
Читать
Область применения и состав трансмиссионного масла ZIC ATF 3
Аналоги
Аналоги Mopar atf 4 MS 9602, имеющего артикул 05013457AA (946,353 мл), 05013458 (4546,09 мл), 05135127ЕА (1л), 68218058AC (5л):
- Ravenol AFT +4 Fluid;
- более ранней версии – MS – 7176;
- Valvoline ATF +4 и другие.
Существует множество предприятий, которые разрабатывают гидравлическую жидкость ATF с оригинальным составом. Специалисты сходятся во мнении, что для каждой коробки необходимы оригинальные, специально разработанные масла.
Однако, судя по составу, принципиального различия в свойствах современных ATF нет.
Компонентами масла данного типа служат:
- фрикционное волокно (картон);
- синтетические смолы;
- композиты углепластика;
- сажа;
- асбест;
- бронзовая крошка и т.д.
Каждый производитель подбирает этот состав в определенных пропорциях, чтобы добиться оптимальных значений сдвига между фрикционами для снижения коэффициента выделения тепловой энергии. Несмотря на различный состав, последовательность, используемая разработчиками, остается одной.
Возникает закономерный вопрос о характеристиках изменяемого и постоянного коэффициента трения.
Но в конструкции гидротрансформатора современных АКПП, у которых больше шести ступеней, для плавного переключения используется промежуточный режим – управляемое проскальзывание блокировки.
При этом регулятор давления удерживает коробку на грани проскальзывания. Но все же, не стоит пренебрегать инструкциями завода изготовителя.
Обратите внимание
Если залить Mopar atf 4 в коробку с жестким гидротрансформатором, может получиться эффект пробуксовки, а избыточное скольжение, особенно в старых, изношенных коробках, зачастую заканчивается фатально.
Не стоит экспериментировать в данной области, если вы не специалист. Пользуйтесь рекомендациями инструкции по эксплуатации автомобиля. В этом случае вы будете уверены в стабильной работе АКПП.
Взаимозаменяемость ATF жидкостей
Эксплуатируя и обслуживая автоматическую коробку передач, необходимо придерживаться четких правил, прописанных в инструкции, особенно, что касается применения ATF жидкости. Случаются ситуации, когда подобрать оригинальную смазку невозможно, в этом случае, её заменяют сторонней продукцией с аналогичными характеристиками.
Взаимозаменяемость жидкостей GM:
- Разбавлять залитую в АКПП жидкость продуктом с другими характеристиками необходимо в пропорциях, рекомендуемых конструктором коробки;
- Dextron IID меняется на Dextron IIE без опасения за последствия, поскольку идентификаторы трения, применяемые в продуктах аналогичны. Замена в ином порядке с IIE на IID, не допустима.
- Dextron III применяется в коробке с первичным маслом Dextron II, при условии меньшего количества модификаторов трения в первоначальной смазке. Обратная замена III на II запрещена.
Эти правила внесены, из-за возможных реакций, при смешивании жидкостей с различными модификаторами. В результате взаимодействия возможно образование осадка, способного навредить механизмам. По той же причине, при полной замене жидкости на аналогичную по характеристикам рекомендуется провести промывку системы от остатков предыдущего масла.
Смешиваемость жидкостей Toyota выглядит следующим образом:
ATF спецификация |
Тип ATF жидкости |
|||
Dextron II или III | Type T | Type T-II | Type T-IV | |
Dextron II или III | Да | — | — | — |
Type T | — | Да | — | Да |
Type T-II | — | — | Да | Да |
Type T-IV | — | — | — | Да |
Современные коробки Toyota в качестве трансмиссионной смазки используют новый тип жидкости Toyota ATF WS, стандарта JWS 3324. Это синтетическая смазка, которая обязательна к применению в коробках концерна, в случае её указания в инструкции к изделию. Если в инструкции жидкость не указана, применять её в качестве аналога запрещено.
В случае необходимости трансмиссионная смазка ATF WS заменяется аналогичными по характеристикам маслами сторонних производителей: Idemitsu, Aisin, Zic.
Меняя смазку в АКПП необходимо помнить, что современные трансмиссионные жидкости, это смесь компонентов в определённой пропорции, каждый из которых в отдельности представляет собой конечный продукт. Настройки современных автоматических коробок после 2003 года выпуска чувствительны к смене составляющих и учитывают их специфику в процессе работы. Таким образом, если есть сомнение в типе старого масла, надо делать его полную замену.
Условия эксплуатации трансмиссионных жидкостей Декстрон
Срок службы ATF Dexron зависит не только от пробега, но и условий эксплуатации машины:
- при агрессивной езде, частых пробуксовках, езде по разбитым дорогам ATF Dexron II и III быстро изнашиваются;
- трогание без разогрева масла в АКПП зимой приводит к быстрому старению Dexron 2 и 3;
- из-за недолива жидкости в коробке падает давление, рабочие свойства масла АКПП снижаются;
- перелив АТФ вызывает вспенивание эмульсии. Излишки выплёскиваются, и в АКПП возникает недолив жидкости;
- постоянный перегрев масла свыше 90℃ ведёт к потере рабочих характеристик.
Производители подбирают АТФ по вязкости, допуску на нагрузки, фрикционным свойствам и т.д. для надёжной работы гидроузла. Маркировка по рекомендуемому типу масла, например ATF Dexron II G или ATF Dexron III H, указана на конструкции:
- на масляных щупах АКПП;
- на табличке под крышкой капота;
- на этикетке бачков ГУР.
Рекомендаций изготовителя нужно придерживаться. Вот что будет, если игнорировать инструкции:
- Передачи в АКПП будут переключаться с запаздыванием. Во вновь залитой жидкости параметры по фрикционному трению могут быть занижены или завышены. Диски будут проскальзывать с другой скоростью. Отсюда повышенный расход ATF Dexron и износ фрикционов
- Потеря плавности переключения скоростей в АКПП. Изменение пропорции и состава присадок приводит к неправильной работе маслонасоса. Давление в механизмы АКПП будет поступать с запаздыванием.
- Заливка синтетической АТФ Декстрон в ГУР вместо рекомендованной минеральной приведет к износу резиновых уплотнителей. В ГУР с синтетическим маслом состав резины отличается наличием силикона и других добавок.
Замена ATF жидкости
Трансмиссионная жидкость относится к расходным материалам, которые периодически меняются. Своевременная замена АТФ в АКПП увеличивает срок службы деталей и механизмов трансмиссии, ведь в процессе работы они подвергаются повышенному износу, продукты которого оседают в масле.
Условия, влияющие на срок замены масла:
- Промежуточный пробег автомобиля между заменой жидкости;
- Среда и условия, в которых эксплуатировался автомобиль;
- Характер эксплуатации и стиль вождения транспортного средства.
Рекомендуемый период замены масла 20-25 тысяч километров пробега и не реже чем раз в 2 года, даже если машина не эксплуатировалась. Связано это со склонностью масла к старению.
Конструкция автоматических коробок требует обязательного снятия поддона и очистки магнитов от металлической стружки и скопившегося мусора. Меняя масло, в обязательном порядке меняется и фильтрующий элемент, для удаления примесей и обеспечения очистки жидкости в дальнейшем.
Процедуру желательно проводить на фирменных станциях обслуживания, оборудованных специальными приспособлениями для откачки остатков жидкости из системы. Самостоятельное проведение операции позволит совершить только частичную замену жидкости, что может пагубно сказаться на эксплуатации агрегата в дальнейшем.
Как отличить подделку
Компания-производитель постоянно ведёт усовершенствование защиты своего продукта от фальшивок. Чтобы купить оригинал ZIC ATF Dexron 2 и не расстроится, что это не подделка, необходимо знать следующее:
- Канистра имеет полностью красный цвет и красные этикетки.
- Крышка упакована термопленкой с надписью SK.
- Сняв крышку сразу же видна ещё одна защита.
- Прозрачная мерная шкала.
- Вдоль вертикальной полосы голограмма.
- Этикетка тыльной стороны имеет выпуклый текст, который можно почувствовать пальцами.
- На дно канистр, компания ставит фирменный штамп.
- Упаковка выполненное из не из однородного пластика, а с разной фактурой.
Самое главное производить покупку горюче-смазочных материалов в официальных сетях и магазинах.
Вопросы и ответы по теме
Выбор масла для вариатора Jatco имеет множество тонкостей и нюансов. Владельцы автомобилей с бесступенчатой коробкой передач часто задают вопросы о том, какую марку трансмиссионной жидкости заливать в CVT, и как ее правильно менять. Самые популярные представлены ниже.
Какое масло самое лучшее для вариатора Jatco
Выбор трансмиссионной жидкости зависит от модели вариаторной АКПП от Jatco. Самый правильный способ узнать, какое масло требуется заливать в бесступенчатую АКПП — посмотреть в сервисной книжке. В документе перечислены подходящие марки и период их замены.
Оригинальные рабочие жидкости разрабатываются не только под марки бесступенчатой трансмиссии, но и под модели автомобилей. Это значит, что они специально адаптированы под климатический режим и планируемые нагрузки. Аналоги должны иметь схожий с оригиналом индекс вязкости, плотность и содержание присадок.
Какую жидкость не стоит заливать
Рискованное предприятие — заливать в вариатор от Jatco неоригинальную дешевую подделку. Отсутствие в составе необходимых присадок и несовместимость с заводской смазкой отрицательно сказывается на ресурсе коробки передач, а ее ремонт или замена — дорогостоящее мероприятие.
Признаки фальсификата:
широкий сварной шов на емкости (около 3 мм вместо 1,5);
выпуклая дата изготовления на корпусе канистры (в оригинале надпись гладкая);
отсутствие телефона поддержки автопроизводителя (указан только адрес);
недостаточная прозрачность пластикового язычка;
высота упаковки, превышающая размеры оригинала;
несоответствие принятого производителем литража емкости.
Подделку легче распознать по образцу оригинальной упаковки.
Можно ли смешивать масла
Смешивать трансмиссионные жидкости можно лишь в том случае, если они соответствуют друг другу по всем характеристикам — вязкости, содержанию присадок, кислотному числу, вспениванию и т. д. В противном случае смешивание приведет к выходу из строя вариатора.
К примеру, масла NS-2 и NS-3 предназначены для разных поколений бесступенчатых трансмиссий. Они отличаются не только по консистенции, но и по другим параметрам. Поменять NS-2 на NS-3 на постоянной основе тоже нельзя, только путем замены прошивки.
Можно ли заменить масло в вариаторе самостоятельно
В целях экономии многие автовладельцы пытаются заливать трансмиссионную жидкость в вариатор от Jatco самостоятельно в гараже. Такой способ допустим, но лишь при частичной смене масла и без необходимости диагностики автомобиля. Полную замену лучше проводить в условиях сервисного центра.
Подобрать масла для вариатора от Джатко – не слишком сложная задача. Но если с ней вы впервые не сталкивались, лучше доверить свое авто профессионалам из автосервиса. Они подберут нужное масло, отталкиваясь от установленной модели вариатора Jatco, а также проведут его замену по всем правилам.
Сохраните статью в закладках, чтобы не потерять полезную информацию.
Статья помогла11Не помогла
Если c вариатором возникли проблемы, справиться помогут специалисты из «Центра по ремонту вариаторов №1». Получить дополнительную бесплатную консультацию и диагностику можно по телефонам: Москва — 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из всех регионов страны. Консультация бесплатная.
Что из себя представляет трансмиссионная жидкость ATF SP 4
Прежде, чем начинать говорить о преимуществах ZIC ATF SP 4, необходимо рассказать о его составе.
Производят смазку из синтетических материалов, где основой всему служит Yubase — специализированное масло, а уже к нему добавляются присадки с улучшенными характеристиками.
Потому ZIC ATF имеет характерный красный цвет, как и вся линейка смазочных материалов компании. Стоит отметить, что ZIC ATF SP 4 используется производителями автомобилей для первой заливки, когда техника еще находится на самом заводе.
Если говорить о технических характеристиках ZIC ATF SP 4, то плотность его в обычных условиях эксплуатации и погоды составляет 0.85 грамм/мл.
В том случае, если температура понижается вплоть до минус 52.5 градусов по Цельсия, наблюдается полная кристаллизация смазочного материала.
Если же температура превышает +204 градуса по Цельсию, то происходит возгорание паров масла. ZIC АТФ СП 4 имеет индекс вязкости 150, что позволяет сохранять заявленные производителем характеристики при самых разных условиях эксплуатации.
ZIC ATF SP 4 производят путем длительной фильтрации нефтепродуктов.
После данной процедуры Yubase проходит этап дополнительной обработки в виде каталитического гидрокрекинга, чтобы полностью изменить молекулярную структуру изначального нефтепродукта.
Описание продукта
ATFWS – это оригинальное смазывающее средство. Обладает техническими свойствами, которые при использовании дают отличный результат. ATFWS защищает механические детали и компоненты из цветного металла от коррозии и преждевременного износа. Смазывающее средство не пенится, благодаря этому не происходит окисления металлических компонентов.
Масло защищает автоматическую коробку передач от перегрева. Именно высокий индекс вязкости позволяет смазывающему средству показывать отличные результаты при тестировании, подолгу не изменяя своих технических свойств в условиях экстремальной эксплуатации.
Toyota ATFWS распространяется в канистрах по 1 и 4 л. Это полностью синтетическое масло. Его можно встретить в северных городах. Потому что масло хорошо переносит тяжелые климатические условия, резкую смену тепла и холода. При длительном использовании не превращается в обычную жидкость.
ATF WS – это трансмиссионная жидкость, созданная посредством присадок нового поколения. Они помогают маслу долгое время выдерживать тяжелую работу автоматической коробки передач, позволять плавно переключаться скоростям, покрывать механические детали плотной защитной пленкой.
Читать
Замена масла а АКПП Toyota Camry V50 своими руками
Трансмиссионная жидкость ATFWS имеет большое количество сертификатов и различных допусков, поэтому может применять почти на всех автоматических коробках будь то роботизированные коробки переключения скоростей или же классические гидромеханические автоматы.
Цвет масла – красный. Поэтому при покупке трансмиссионную жидкость нельзя перепутать с контрафактом. Например, при разбавлении с другими маслами или дополнительными присадками, трансмиссионка может изменить цвет
Но есть и другие приметы, на которые нужно обращать внимание. О них я расскажу в специальном блоке ниже
Гидроусилитель руля Ford Focus 2 – просто о сложном
Те, кто оттачивал свои навыки вождения еще на советских машинах, а позже пересел на иномарки, могут по достоинству оценить, насколько легко и просто «крутить баранку» импортных автомобилей. С отечественными авто минувшей эпохи это не идет ни в какое сравнение. На старых «Жигулях» и «Москвичах» особенно ярко «податливость руля» ощущалась при маневрировании в ограниченном пространстве. В какой-то момент при повороте колес казалось, что еще чуть-чуть и руль сорвется с вала. Подобного не случалось, но управление создавало ощутимый дискомфорт.
В современных автомобилях, в том числе Форд Фокус 2, львиную долю прилагаемых к рулевому колесу усилий компенсирует гидравлический усилитель руля (ГУР).
В некоторых модификациях Ford Focus 2 гидроусилитель приводится в действие коленчатым валом двигателя, в других – специально выделенным для этих целей электромотором, что получило отражение в аббревиатуре (ЭГУР)
Такое решение направлено на экономию топлива, оптимизацию пространства моторного отсека и, что самое важное, увеличение ресурса гидроусилителя, задействованного не постоянно, а лишь по мере необходимости.. Система гидроусилителя руля имеет сложную конструкцию, включающую насос ГУР, масляный резервуар, трубки, шланги и рабочее тело – специальную жидкость, обеспечивающую передачу усилия от руля к колесам. Помимо передачи усилия жидкость ГУР выполняет еще ряд важных задач – предохраняет от коррозии и перегрева взаимодействующие детали, эффективно отводя тепло, смазывает их, уменьшая трение
Помимо передачи усилия жидкость ГУР выполняет еще ряд важных задач – предохраняет от коррозии и перегрева взаимодействующие детали, эффективно отводя тепло, смазывает их, уменьшая трение.
Система гидроусилителя руля имеет сложную конструкцию, включающую насос ГУР, масляный резервуар, трубки, шланги и рабочее тело – специальную жидкость, обеспечивающую передачу усилия от руля к колесам. Помимо передачи усилия жидкость ГУР выполняет еще ряд важных задач – предохраняет от коррозии и перегрева взаимодействующие детали, эффективно отводя тепло, смазывает их, уменьшая трение.
Что такое Dexron
С развитием автомобилестроения в середине 20 века стали появляться стандарты на масло АКПП. Жидкость получила название Automatic Transmission Fluid — ATF. Стандарт описывал требования к составу флюида, исходя из конструктивных особенностей коробки передач.
Концерн General Motors (GM) преуспел в разработках больше других. Первая жидкость, пригодная для всех АКПП — Type A fluid, появилась в 1949 году. Через 8 лет спецификация обновилась под названием Type A Suffix A.
В 1967 году для GM разработал технический стандарт ATF Dexron type B. Жидкость АКПП состояла из стабильной, гидроочищенной основы, получила присадки антипены, высокой термостойкости, антиокисления. Гарантия проходимости между заменами составляла 24 000 мили. Масло окрасили красным, чтобы было легче обнаружить утечку.
В качестве фрикционных присадок для первых флюидов использовалось спермацетовое вещество кашалота. В 1973 году в Dexron type II C его заменили маслом жожоба, но детали АКПП быстро ржавели. После обнаружения проблемы в следующее поколение, Декстрон II D, добавили коррозионные ингибиторы, но жижа АКПП быстро старела из-за высокой гигроскопичности.
К 1990 г. АКПП стала управляться электроникой, что потребовало пересмотра спецификаций. Так появился Декстрон II E. Помимо добавления новых присадок основа сменилась с минеральной на синтетическую:
- улучшилась вязкость;
- расширился диапазон рабочих температур;
- повысилась устойчивость к разрыву масляной плёнки;
- увеличилась долговечность жидкости.
В 1993 году вышел стандарт Декстрон IIIF. Масло этого типа отличалось высокой вязкостью и фрикционными свойствами.
Читать
Замена масла и масляного фильтра АКПП Hyundai ix35 своими руками
ATF Dexron IIIG появилась в 1998 году. Новые требования к маслу решили проблемы с вибрациями гидротрансформатора АКПП. АТФ стала использоваться в ГУР, гидравлических системах и воздушных компрессорах, где нужна низкотемпературная текучесть.
В 2003 году с выпуском АТФ Декстрон IIIH обновился пакет присадок: модификатор трения, антикоррозия, антипена. Масло стало долговечнее. Жидкость подошла для АКПП с регулируемой муфтой блокировки гидротрансформатора и без неё.