Лучшие масла atf dexron 3

Назначение и особенности

Трансмиссионные смазочные материалы условно разделены на две группы:

  • для механических коробок передач (редукторов, раздаточных коробок и других узлов, в которых реализовано только зубчатое зацепление и, масло не работает для передачи давления в управляющие механизмы);
  • для автоматических КПП (их отличие от смазок для механики – дополнительная возможность работы в управляющих и исполнительных механизмах автоматики, работающих под давлением).

Трансмиссионное масло АТФ для автоматов используется не только в традиционных коробках, в которых через гидротрансформатор крутящий момент передаётся на планетарные ряды шестерен. Жидкости ATF заливаются и в современные DSG-коробки, вариаторы, роботизированные версии механики, гидроусилители руля и системы гидравлической подвески.

АТФ-масла имеют ряд ключевых особенностей, которые и выводят эти смазочные материалы в отдельную категорию

  1. Относительно небольшая вязкость. Средний показатель кинематической вязкости при 100°C у смазок АТФ составляет 6-7 сСт. В то время как трансмиссионное масло для механической коробки с вязкостью по SAE 75W-90 (которое часто используется в средней полосе РФ) имеет рабочую вязкость от 13,5 до 24 сСт.
  2. Пригодность для работы в гидродинамических передачах (гидротрансформатор и гидромуфта). Обычные смазки слишком вязкие и не обладают достаточной подвижностью для свободной прокачки между лопастями насосного и турбинного колеса.
  3. Способность переносить повышенное давление в течение длительного промежутка времени. В управляющих и исполнительных узлах АКПП давление достигает 5 атмосфер.
  1. Долговечность базы и присадок. Недопустимо, чтобы базовые масла или присадки деградировали и выпадали в осадок. Это вызовет сбои в работе системы клапанов, поршней и соленоидов гидроблока. Технологичные жидкости АТФ способны служить по 8-10 лет без замены.
  2. Фрикционные свойства в пятнах контакта. Тормозные ленты и фрикционы работают за счёт силы трения. В маслах для АКПП есть особые присадки, которые помогают дискам и тормозным лентам надёжно схватываться и не пробуксовывать при определённом давлении в пятне контакта.

В среднем цена жидкостей ATF выше, чем у трансмиссионных смазок для МКПП в 2 раза.

Популярные продукты и их особенности

Среди автолюбителей в России ходит немало слухов о том, где производится Тотачи. Бытует мнение, что это не исконно японские смазочные материалы, а масла местного розлива, производимые в РФ из российских компонентов.

Другие же автомобилисты придерживаются версии, что Totachi – оригинальные японские продукты. Отчасти правы обе стороны.

Все зависит от линейки, к которой относится конкретно взятое моторное масло Тотачи. Сегодня все смазочные материалы для ДВС разделены на 3 основные серии.

Totachi Signature

Премиумная линейка смазок для современных двигателей. Производится исключительно в Японии.

Эти смазочные материалы созданы на основе базовых масел 4 и 5 групп: ПАО и более редких, специфичных продуктов, наподобие эстеров и других сложных углеводородов.

Масло Тотачи японского производства

В линейке Signature используются присадки ZFM. Преобладают технологичные смазки с большой разбежкой по вязкости.

Наиболее популярными по вязкости продуктами выступают масла Тотачи 5W-30 и маловязкие варианты для современных японских авто, такие как 0W-20.

Благодаря ПАО-базе и технологичному пакету присадок, в ассортименте продукции Totachi Signature есть масла категории 5W-50 для регионов с большими годовыми перепадами температур.

Totachi Niro

Эти смазочные материалы изготавливаются на производственных мощностях российского предприятия ЗАО Обнинскоргсинтез.

Масло Totachi российского производства

Моторные масла Тотачи, выпускаемые на этом заводе, создаются на базовом сырье 2 и 3 категории, то есть на продуктах гидрокрекинговой перегонки нефти.

Сырье поставляет малазийская компания Petronas. Эти смазочные материалы предназначены в основном для рынков постсоветского пространства и в корне отличаются от продукции Signatur.

Смазки категории Niro гораздо менее технологичные и предназначены для простых двигателей. И как раз здесь кроется путаница, которая создает негативный отзыв о Totachi в целом.

Не все автовладельцы понимают разницу между этими продуктами. И ожидают от простых гидрокрекинговых смазок рабочих качеств ПАО-синтетики.

Totachi Dento

Эти масла официально стали завозиться в Россию c 2017 года. Ранее линейка смазок Dento изготавливалась только для американских и европейских рынков.

Денто для европейского рынка

Эти технологичные смазки производятся для современных двигателей вновь производимых автомобилей. Учитывая российский климат, масло Тотачи 5W-40 из серии Dento пользуется наибольшим спросом в РФ.

5W-40 Grand Touring

Для примера рассмотрим один из наиболее популярных продуктов на рынке России и кратко разберем основные характеристики масла Тотачи 5W-40 Grand Touring из линейки Signatur.

Это полностью синтетическое моторное масло, созданное на базе полиальфаолефинов, предназначенное для использования в современных бензиновых и дизельных двигателях.

Соответствует стандарту по API SN/CF. По ACEA маслу присвоен класс A3/B4. Благодаря низкому содержанию серы и фосфора, относится к категории Low Saps.

На практике это означает, что смазка обладает минимальным негативным воздействием на катализаторы и сажевые фильтры и может быть использована в многоступенчатых системах очистки отработавших газов, вплоть до ЕВРО-6.

Opel Astra J какое масло заливать в АКПП AF40-6/AW TF-80SC (6 передач)

Шестиступенчатым гидромеханическим автоматом AF40-6 или AW TF-80SC от японской компании Aisin, немецкий автопроизводитель оснастил модели Опель Астра J до 2009 года выпуска. Так, при его обслуживании потребуется либо оригинальное трансмиссионное масло General Motors 19 40 773, либо же его заменители, которые подбираются по спецификации T-IV. Ведь данный автомат массово устанавливался на автомобили бренда Тойота, где в них без проблем заливаются масла с данной спецификацией(Toyota ATF Type T-IV, Lukoil Atf Synth Asia, Kixx ATF Multi и так далее).

1 литр Артикул: 93165147

Средняя цена: 1500 рублей

Почему ATF стоит так дорого

Многих интересует вопрос, почему универсальные масла обходятся водителям дороже других продуктов? Действительно, цена может колебаться от 700 до 800 руб. за один литр. Считаем: автомат поглощает при заправке 8-10 литров. Умножьте на стоимость и получите неприятную для семейного бюджета сумму – 8 тыс. р. Мы понимаем, что прогресс не стоит на места. За эволюцию нужно платить. Рис. 5.Рассматриваемый нами продукт совершеннее, чем обычное рабочее масло. Вывод: платим за качество. На стоимость также влияет эксплуатационный период, который составляет от 60 до 70 тыс. километров. К тому же, это работа на постоянной основе во вредной среде.

Как отличить подделку

На данный момент подделок на данную торговую марку замечено не было – масло достаточно молодое, кроме того, на наш рынок поставляется только в металлической таре, подделывать которую не выгодно. Третий фактор – масло пока не настолько популярно, чтобы попасть под прицел изготовителей контрафакта. Но все же полезно знать некоторые характерные внешние признаки оригинальной продукции.

Всего на рынке есть три линейки масел: Signature, Niro, Dento. Все, кроме последней, разливаются в металлическую тару, но эта линейка ориентирована только на европейский рынок, в страны СНГ не поставляется.

Линейка Signature упаковывается в металлическую тару с металлической ручкой и пробкой белого цвета.

Линейка Niro разливается также в металл, но ручка и крышка из красного пластика. В крышку встроена удобная выдвигающаяся горловина для залива масла. Особо всматриваться в мелочи и детали канистры нет необходимости, подделок на рынке пока просто нет.

Описание продукта

ATFWS – это оригинальное смазывающее средство. Обладает техническими свойствами, которые при использовании дают отличный результат. ATFWS защищает механические детали и компоненты из цветного металла от коррозии и преждевременного износа. Смазывающее средство не пенится, благодаря этому не происходит окисления металлических компонентов.

Масло защищает автоматическую коробку передач от перегрева. Именно высокий индекс вязкости позволяет смазывающему средству показывать отличные результаты при тестировании, подолгу не изменяя своих технических свойств в условиях экстремальной эксплуатации.

Toyota ATFWS распространяется в канистрах по 1 и 4 л. Это полностью синтетическое масло. Его можно встретить в северных городах. Потому что масло хорошо переносит тяжелые климатические условия, резкую смену тепла и холода. При длительном использовании не превращается в обычную жидкость.

ATF WS – это трансмиссионная жидкость, созданная посредством присадок нового поколения. Они помогают маслу долгое время выдерживать тяжелую работу автоматической коробки передач, позволять плавно переключаться скоростям, покрывать механические детали плотной защитной пленкой.

Читать

Замена масла а АКПП Toyota Camry V50 своими руками

Трансмиссионная жидкость ATFWS имеет большое количество сертификатов и различных допусков, поэтому может применять почти на всех автоматических коробках будь то роботизированные коробки переключения скоростей или же классические гидромеханические автоматы.

Цвет масла – красный. Поэтому при покупке трансмиссионную жидкость нельзя перепутать с контрафактом. Например, при разбавлении с другими маслами или дополнительными присадками, трансмиссионка может изменить цвет

Но есть и другие приметы, на которые нужно обращать внимание. О них я расскажу в специальном блоке ниже

Полезные химические добавки

Приобретаемое по импорту масло в молекулярной структуре содержит вещественные вкрапления, позволяющие обеспечивать важные эксплуатационные параметры. К таким знаковым характеристикам Toyota марки ATF WS относят присадки, обеспечивающие:

  • длительную эксплуатацию трущихся деталей и узлов;
  • заслон появлению химических коррозийных реакций;
  • повышение индексов вязкости;
  • повышение скорости автотранспортных средств;
  • загущение смазочной консистенции в жаркую пору года.

Выпускаемое масло характерно тем, что производится персонально для каждой модели японского производителя автомобилей. Приложенные к товару спецификации дают покупателям полную информационную картину о применении смазочной жидкости.

Технические характеристики, допуски, спецификации

Соответствует классу Расшифровка обозначения
API SN RC/CF SN — стандарт качества автомобильных масел с 2010 года. Это самые последний жесткие требования, масла, сертифицированные по стандарту SN, возможно применять во всех бензиновых двигателях современного поколения производством от 2010 года.
CF – стандарт качества для дизельных моторов, введен в 1994 году. Масла для внедорожной техники, двигателей с разделительным впрыском, в том числе работающих на топливе с содержанием серы 0,5% от массы и выше. Заменяет масла CD.
ACEA C3 Классификация масла по ACEA. До 2004 было 2 класса. A – для бензиновых, B —  для дизельных. Потом их объединили A1/B1, A3/B3, A3/B4 и A5/B5. Чем выше номер категории по ACEA, тем более строгим требованиям соответствует масло.

Лабораторные тесты

Показатель Значение/Единица измерения
Кинематическая вязкость при 40°C 67,22
Кинематическая вязкость при 100°C 11,27
Динамическая вязкость, CCS при -30°С (5W)
Индекс вязкости 161
Сульфатная зольность 0,8
Плотность при 15ºC
Температура вспышки (PMCC) 230°C
Температура застывания -39°C
Допуск API SN RC/CF
Допуск ACEA C3
Динамическая вязкость при -35℃
Динамическая вязкость при -25℃
Щелочное число 7,76
Кислотное число
Содержание серы
ИК Спектр Фурье
NOACK

Проверка уровня масла в автомате Опель

Во всех 4х и 5-ступенчатых автоматах автомобилей Опель уровень масла проверяется контрольным щупом, расположенным под капотом автомобиля. А вот у шестиступок данный щуп отсутствует, а уровень масла в них проверяется через контрольную пробку:

  • масло в автомате прогревается до 45 градусов
  • автомобиль устанавливается на площадку без уклонов
  • селектор АКПП переводят в положение P
  • откручиваем нижнюю контрольную пробку автоматической трансмиссии

После чего дают лишней трансмиссионной жидкости покинуть автомат. Сливать масло необходимо до тех пор, пока оно не начнет капать из-под контрольной пробки. В том случае, если течь масла из-под пробки не наблюдается, трансмиссионную жидкость в автомат необходимо долить, после чего еще раз повторить описанную выше процедуру.

Проверяем уровень

В зависимости от типа автоматической коробки передач Тойота, проверку масла делают при определённой температуре через щуп или переливную пробку. Жидкость АКПП необходимо нагревать строго до требуемого значения, т.к. она при нагреве расширяется, иначе показания будут неверными.

С щупом

Проверка уровня щупом простая, не требует инструментов. Понадобится только белая безворсовая тряпка или бумага. Щуп представляет собой металлический стержень с рисками и метками COLD/HOT, расположенный под капотом.

Проведение проверки по HOT будет самым достоверным:

  1. Прогрейте двигатель, проехав на машине не менее 5 минут, переключая автомат в разные режимы.
  2. Масло для АКПП Тойота должно быть прогрето до 70 — 80℃.
  3. Остановите автомобиль на ровной площадке. Оставьте двигатель работать на холостых оборотах. Затяните ручник.
  4. Нажмите педаль тормоза. Переведите селектор во всем режимам от P до S, и обратно, закончив на положении Р.
  5. Откройте капот. Вытащите щуп и протрите тряпкой или бумагой. Вставьте щуп обратно до упора на 10 с.
  6. Достаньте щуп и посмотрите, где находится уровень ATF. Норма — между рисками HOT.

Если уровень меньше нижней границы — проверьте днище на утечки. Долейте жидкость в щуповую трубу, прогрейте, и снова проверьте уровень. Избыток масла слейте через отверстие в поддоне.

Без щупа

Для проверки уровня масла в АКПП Тойота без щупа понадобится:

  • набор инструментов;
  • канистра свежей жидкости;
  • ёмкость для слива;
  • шприц с трубкой ля заливки;
  • сканер для контроля температуры;
  • новые прокладки для сливной и заливной пробки, если состояние старых плохое;
  • рабочие перчатки и одежда.

Проведение проверки:

  1. Прогрейте двигатель, проехав на машине не менее 5 минут, переключая автомат в разные режимы. Загоните автомобиль на подъёмник или яму, поставив упоры под колёса. Заглушите двигатель.
  2. Снимите защиту.
  3. Открутите переливную пробку на поддоне.
  4. Открутите заливную пробку с надписью WS. Долейте в заливное отверстие 300 — 500 мл жидкости, пока из переливного отверстия не польются излишки.Подставьте ёмкость.
  5. Заведите мотор. Переключайте селектор по всем положениям. Масло для АКПП Тойота должно быть прогрето до 45 — 55℃.
  6. Не заглушая двигатель, повторите п.4. Затяните пробки переливного и заливного отверстий.
  7. Осмотрите слитую жидкость на содержание взвеси, прозрачность и запах.

Какое масло заливать в АКПП Opel

Во все перечисленные выше 4х и 5-ступенчатые автоматы немецкий производитель рекомендует заливать исключительно оригинальное немецкое масло General Motors 19 40 771. Однако, учитывая тот факт, что данные АКПП выпускаются японской компанией Aisin, то в них также допустимо заливать и аналоговые масла, обладающие спецификацией JWS 3309.

Обслуживая 6-ступенчатый гидромеханический автомат AF40-6/AW TF-80SC также рекомендуется приобретать оригинальное немецкое масло под названием General Motors 19 40 773, а его заменители подбирать по тойотовскому допуску T-IV. Ведь данный автомат наиболее часто можно встретить именно на автомобилях этого бренда, где в них без особых проблем заливают масла с этой спецификацией.

Что же касается 6-ступенчатых автоматов 6Т30, 6Т40 и 6Т45 от компании GM, то они при своей работе используют исключительно трансмиссионное масло с заводским допуском ATF Dexron VI.

Выбор масла в АКПП для Опель

На этой странице Вы сможете подобрать масло в АКПП Опель (Opel) по модели автомобиля онлайн. Допуски, объемы, замена масла своими руками. Если у Вас возникнут вопросы — пишите нам.

В январе 1862 года немцем Адамом Опелем была открыта одноименная компания Opel, которая уже в 1899 году принялась за производство автомобилей. Так, этому концерну, который в 1926 году перешел под контроль корпорации GM, принадлежат такие замечательные транспортные средства, как Opel Astra, Opel Vectra, Opel Zafira, Opel Mokka, Opel Corsa, Opel Meriva, Opel Insignia и многие другие. При этом, на данные транспортные средства, помимо классической механики, немецким автопроизводителем устанавливались и гидромеханические АКПП, работающие на трансмиссионной жидкости с заводским допуском.

Подбор и замена жидкости АКПП

Прежде всего, при подборе масла АКПП важно использовать такие продукты, которые соответствуют  требованиям и рекомендациям производителя автомобиля или самой коробки автомат. Другими словами, важно или использовать «оригинальную» ATF, или же полностью подходящий аналог

Как правило, сам тип жидкости указан в мануале, также может содержаться отметка, нанесенная прямо на масляном щупе. Сегодня наиболее распространенными являются жидкости GM DEXRON II и DEXRON III, а также большое количество других типов трансмиссионных жидкостей для АКПП с разными характеристиками.

Фактически, разные жидкости обладают разными фрикционными показателями, а также отличиями по температурным показателям и ряду других характеристик. Например, если в АКПП допускается использование такой жидкости, ATF Dexron IID не подойдет для сильных холодов (до -15), а также не рассчитана на современные поколения АКПП.

Такую жидкость можно использовать в простых 3-х и 4-х ступенчатых гидромеханических автоматах. Если зимой морозы сильные, лучше использовать  Dexron IIE, который рассчитан на эксплуатацию при температурах -30 и сохраняет текучесть. Для более современных автоматов, а также и для большинства старых, вполне можно использовать Dexron III (сочетает в себе положительные свойства двух предыдущих и имеет собственные улучшенные характеристики).

Основное правило при выборе ATF- полное соответствие всем требованиям и рекомендациям производителя коробки. В противном случае автомат начнет работать со сбоями, возникает проскальзывание фрикционов, задержки при переключениях передач, пробуксовки АКПП.

Примечательно то, что сначала такие симптомы могут быть мало заметны, однако в дальнейшем неполадки могут начать прогрессировать, что приведет к необходимости ремонта АКПП, если масло вовремя не сменить на рекомендуемое.

Еще нужно отметить, что смешивать жидкости разных типов в АКПП настоятельно не рекомендуется. Смешивание допускается только в случае аварийной утечки масла. После устранения неполадок смешанную жидкость в трансмиссии нужно полностью сменить. Если же владелец не знает, что залито в автомат, также нужно поменять ATF, чтобы исключить риски смешивания при необходимости долива масла в АКПП.

Также для нормальной работы коробки и важно поддерживать оптимальный уровень жидкости, а также сама жидкость должна оставаться чистой, без загрязнений и примесей. Другими словами, необходимо проверять уровень жидкости в автомате и регулярно менять жидкость АКПП, причем выполнять полную (аппаратную) замену, параллельно меняя масляные фильтры коробки автомат

Если ATF почернела или цвет стал темно-коричневым, масло изменило свойства, потеряна прозрачность, отмечено появление горелого запаха, это указывает на необходимость замены или же проблемы с АКПП. Менять жидкость в коробке автомат нужно каждые 40-50 тыс. км. пробега.

В случаях, когда владелец практикует частичные замены, тогда проводить такую процедуру требуется каждые 15 тыс. км. пробега (с учетом того, что такая замена является всего лишь «освежением» части масла). 

Также добавим, что при заменах не допускается как недолив масла до оптимального уровня, так и перелив жидкости АКПП. В обоих случаях отклонения от нормы приводят к износу коробки, появлению толчков при переключениях, пробуксовок, подгоранию фрикционов и т.д.

Теперь плавно как говорится с чувством и расстановкой переходим к замене жидкости в ЭГУР. Для этого нам необходимо:

    1. Открываем капот автомобиля и откручиваем и снимаем переднюю правую фару.Здесь мы видим внизу расширительный бачок ЭГУР (фото 1 и 2 внизу)
    1. Вывесить передние колеса автомобиля или на подъемнике поднимаем свое авто.
    2. Откручиваем и снимаем переднее правое колесо.
    3. Откручиваем ключами торх переднюю правую защиту подкрылка частично он пластмасовый это чтобы добраться до расширительного бачка ЭГУР.
    4. Доступ к расширительному бачку мы себе “расчистили” и теперь отогнув пластмассовую защиту правого подкрылка автомобиля ФФ2 мы видим открывшийся нам в своей красе расширительный бачок ЭГУР.
    1. Откручиваем крышку расширительного бачка ЭГУР (1).
    2. С помощью шприца “Жане” или обычного из бачка откачиваем жидкость (фото1 внизу)
    3. Снимаем шланг обратки с бачка – это резиновая трубка (2) которая крепится к бачку самозатягивающимся хомутом.Этот хомут разжимаем плоскогубцами и стягиваем аккуратно наш резиновый шланг обратки (фото 2 внизу).
    4. Вставляем его в пустую пластиковую бутылку или в граненый двухсотграммовый стакан (фото 3 внизу)
    5. Делаем заглушку и надеваем ее на бачок откуда была снята трубка обратки.Это нужно для того чтоб у нас не вытекала новая жидкость залитая в бачок (фото 4)
  1. Наливаем в расширительный бачок ЭГУР нашу новую зеленую жидкость.Наливаем ее практически больше уровня.
  2. Колеса у автомобиля у нас на весу и крутить руль будет легко.Поворачиваем наш от крайне левого положения до крайне правого положения несколько раз.В это время жидкость у нас будет бежать из обратки в стакан или пластиковую бутылку.
  3. Самое главное не допустить полного освобождения расширительного бачка от жидкости.Смотрим сколько у нас осталось жидкости в расширительном бачке.Нельзя допускать до того чтоб воздух попал нам в систему.
  4. Доливаем жидкость в расширительный бачок и снова поворачиваем рулевое колесо автомобиля от крайне левого положения до крайне правого положения несколько раз.
  5. Данную процедуру проводим до тех пор пока у нас с трубки обратки не потечет чистая зеленая жидкость.
  6. Как только потекла чистая жидкость процедуру заканчиваем и все собираем в обратной последовательности.
  7. Все процедуры по замене жидкости в ЭГУР на автомобиле ФФ2 проводим при выключенном двигателе.С помощником эту процедуру проведете гораздо быстрее.Но самому так же можно но времени займет чуток поболее.
  8. Доливаем жидкость в расширительный бачок до уровня и чуток побольше.Заводим автомобиль и начинаем поворачивать рулевое колесо на автомобиле с крайне левого положения в крайне правое положение раз так десять.
  9. Смотрим в расширительный бачок сколько ушло жидкости.Если жидкость ушла то доливаем чуть больше уровня и закручиваем крышку.
  10. Ставим нашу правую фару на место и закрываем капот.

На этом процедура замены жидкости в ЭГУР на Форд Фокус 2 дв.2.0 л. выпуск 2007 г. завершена. Да можно еще более упростить замену жидкости в ЭГУР. Но при этом способе поменяется жидкость только частично.Для этого способа нужен хороший шприц типа “Жане” который можно приобрести в аптеке.Стоит он рублей девяносто и к нему небольшую шлангочку как на фото в низу

Далее снимаем и откручиваем правую фару автомобиля и видим сразу же расширительный бачок нашего ЭГУР. Откручиваем крышку бачка и шприцем откачиваем старую жидкость.Затем доливаем новую жидкость.Эту процедуру проводим на заглушенном автомобиле.Затем заводим автомобиль и интенсивно поворачиваем рулевое колесо с крайне правого положения в крайне левое положение несколько раз.

Опять глушим автомобиль и отбираем из бачка 300 грамм жидкости.Заливаем опять столько же и опять вращаем рулевое колесо.Такую процедуру проводим несколько раз.Но для этого понадобится порядка 2-3 литров жидкости.Эта процедура так сказать для самых занятых и кто не хочет заморачиваться с вывешиванием передних колес и отсоединением обратной трубки на расширительном бачке ЭГУР.

На этом уважаемый посетитель и читатель моей небольшой заметки о том как самому без посторонней помощи заменить жидкость в ЭГУР на автомобиле Форд Фокус 2 дв.2.0 л.выпуск 2007 г. в г.Всеволжск разрешите завершить.Если у Вас возникли какие то вопросы лично ко мне или к данной заметке то не забудьте оставить свой комментарий или вопрос к данной заметке.

С уважением Геннадий Федорович.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Витязь-Авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: