К чему приводит неправильная зарядка
Сильный перегрев
Чаще всего это вызывает снижение эффективности работы и энергетической ёмкости аккумуляторной батареи. Сопротивление данных элементов имеет отличие, из-за этого зарядный ток в автомобиле вырастает. Это способствует перегреву некоторых элементов питания. Жидкость станет испаряться, а ненужный электрический ток вызовет процесс, который называется электролиз. Вода начинает распадаться на два отдельных элемента: водород и кислород. Это является опасным химическим явлением, в лучшем случае будет вызван процесс окисления.
Нарушение герметичности
Из-за неправильной подзарядки вся поверхность аккумуляторной батареи начинает перегреваться и превращаться во что-то мягкое. Пары электролита выходят через образовавшиеся трещины. Если вовремя не распознать проблему, то при использовании устройства в автомобиле, оно может вызвать воспламенение. После такого перегрева минусовые металлические пластинки начнут окисляться не сразу, а со временем. Если ситуация доведена до критической, то пробовать восстанавливать такой аккумулятор уже не имеет смысла. Более того, это может быть опасной затеей.
Что такое терморазгон и почему его стоит бояться при зарядке AGM-аккумулятора
Это процесс, который вызывается собственноручно. Его принцип в том, что когда происходит повышение температуры электролита, тогда и повышается значение электрического тока. Такой метод применяется некоторыми автовладельцами для повышения электронагрузки и силы тока, но это неминуемо ведёт к снижению энергетической ёмкости и срока службы аккумуляторной батареи.
Тепловой разгон может возникнуть при некоторых факторах:
- нехватка электролитической жидкости в аккумуляторе;
- АКБ полностью изношена;
- произошло поднятие температуры под капотом автомобиля;
- при применении автовладелец увеличивал нагрузку на АКБ.
Помимо опасного явления как пожар, ещё может произойти сильный взрыв, из-за водорода при наличии любой искры.
Как проверить АКБ при покупке
Нередко покупатели сталкиваются с тем, что приобретают заранее неисправный элемент питания. Во-первых, покупки необходимо делать не в ларьках на рынке, а в проверенных местах. Это минимизирует риск наткнуться на б/у изделие или то, которое годами простаивало на прилавке. Еще один важный момент — проверка с помощью нагрузочной вилки. Суть данного метода заключается в том, чтобы в течение пяти минут напряжение не падало ниже 9 Вольт.
Многие продавцы осуществляют проверку обычно 12-вольтовой лампой. Но таковых лучше избегать, так как данный метод не дает почти никакой информации о состоянии батареи. Помимо этого, осмотрите визуально батарею. Если имеются какие-либо дефекты на корпусе, то такой продукт лучше не брать
Важно еще и то, как держатся клеммы. На китайских подделках они нередко быстро разбалтываются, но при покупке это определить довольно сложно
Немного о ценах
Что касается стоимости, то она более чем приемлема. К примеру, европейская АКБ на 40 Ач обойдется примерно в 3 000 рублей. При этом батарея имеет прямую полярность и 340 А пускового тока. Очень даже неплохо за такие деньги. Хотя назвать этот вариант самым бюджетным никак нельзя
Но если взять во внимание, что АКБ на 65 Ач стоит всего 3 700, то это очень даже не дорого. Опять же во многих магазинах постоянно действует скидка, если вы сдаете свою старую батарею с доплатой на новую, так вы дополнительно сможете сэкономить до 1 000 рублей
Аккумулятор «Рокет», характеристики которого мы уже рассмотрели, без всякого сомнения, достоин внимания. Это относительно недорогой элемент питания и достаточно качественный, что подтверждается многочисленными отзывами автомобилистов.
Что делать если АКБ не заряжается
Если аккумулятор не заряжается на это может быть множество различных причин. Прежде чем выполнять работы по восстановлению, необходимо выяснить причину.
- При возникновении глубокого разряда, требуется особый метод подзарядки. Но даже он может не помочь, а если и поможет, то использовать такой аккумулятор в качестве главного устройства электроэнергии довольно опасно. Лучше всего применять его в качестве бесперебойного источника питания.
- Также причина может быть в неправильно настроенных параметрах зарядного устройства или оно совсем не работает. В таком случае потребуется либо удостовериться в правильности параметров или проверить устройство на функциональность.
- На самом деле, причин может большое количество, некоторые вычислить не получится без специальных приборов. Придётся обратиться в сервисный центр по ремонту автомобилей.
Обслуживание необслуживаемых аккумуляторов
Несмотря на своё название, необслуживаемые аккумуляторы всё-таки нуждаются в обслуживании. Больше того, в ряде случаев необслуживаемое исполнение, что называется, «выходит боком». Ниже приведены основные недостатки необслуживаемых автомобильных АКБ:
- Затруднён контроль уровня электролита;
- Невозможен контроль плотности электролита;
- Требуют безупречной работы электрической сети автомобиля и стабильности выдаваемых характеристик.
Метки для проверки уровня электролита В этом случае задача контроля уровня электролита облегчается. Но с другой стороны, что вам даёт знание уровня электролита? А если его меньше необходимого? Долить все равно нельзя. Конечно, расход воды незначительный. И крышки необслуживаемых аккумуляторов выполняются специальной конструкции, чтобы обеспечить рециркуляцию электролита. Но дистиллированная вода все равно уходит, а вот долить уже не получится. А если уровень упал до оголения пластин, то срок жизни аккумулятора начнёт стремительно сокращаться. Если в так эксплуатировать АКБ, то очень скоро понадобиться ремонт аккумулятора автомобиля или он отправиться на свалку.
Хотя бы просто измерить плотность после процесса зарядки АКБ для контроля. Ведь без этого понять степень заряженности крайне сложно и напряжение здесь не может быть объективным показателем. Для оценки степени заряженности аккумулятора производители встраивают в необслуживаемые автомобильные аккумуляторы гидрометр. Автолюбители часто называют его «глазок».
Гидрометр в автомобильном аккумуляторе Гидрометр устанавливается в одну из центральных банок автомобильного аккумулятора и контролирует плотность. Его действие основано на том, что поплавок поднимается при увеличении плотности (зарядке) и опускается при уменьшении плотности (разряде). Для удобства контроля делается соответствующая цветовая индикация. Но и здесь не все так безоблачно. Проблемы при использовании гидрометра:
- Если верить отзывам владельцев необслуживаемых автомобильных батарей, такие гидрометры часто выходят из строя вне зависимости от модели и производителя. И такой гидрометр начинает показывать данные, оторванные от реальности;
- Специалисты также говорят о том, что информация о заряженности батареи гидрометром выдаётся только при достижении 65 процентов ёмкости АКБ. А когда она достигает 100 процентов выяснить не удастся, поскольку поплавок не даёт точных значений;
- Гидрометр измеряет плотность только в одной из банок и что творится в других неизвестно. Получается, что контроль заряда выполняется только по одной банке.
Теперь о зарядке необслуживаемых автомобильных аккумуляторов. Периодически её делать необходимо по ряду причин. Главная, заключается в том, что при эксплуатации аккумулятора, в том числе необслуживаемого, на автомобиле, он не заряжается полностью. Кроме того, из-за неисправности может случиться так, что генератор не заряжает аккумулятор. В этом случае автомобиль нужно показать автомобильному электрику. В момент запуска двигателя АКБ отдаёт мощный ток и разряжается. Чтобы восполнить заряд, требуется проехать достаточно большое расстояние. При этом обороты коленчатого вала должны превышать 2000 оборотов в минуту. Тогда генератор вырабатывает достаточное количество электроэнергии и для потребителей в сети, и для зарядки аккумуляторной батареи. При езде в городских условиях такой режим обеспечить сложно и постоянно автомобильный аккумулятор подвергается кратковременному поверхностному заряду.
То есть, в процессе такой подзарядки работают лишь поверхностные слои электродов. Чтобы заряд проник на всю глубину электродов, требуется малый ток и длительное время зарядки (до суток). В бортовой сети автомобиля такие условия обеспечить нереально. Поэтому периодически (желательно раз в 3─4 месяца) нужно ставить аккумулятор заряжаться от сетевого зарядного устройства. Какой установить режим зарядки, сказано ниже.
Какие аккумуляторы считаются необслуживаемыми?
Как правило, к необслуживаемым относятся свинцовые аккумуляторные батареи с жидким электролитом, к которому нет доступа. В понимании обычного пользователя единственное отличие здесь – это отсутствие пробок, которые в обслуживаемой АКБ можно было отвернуть, и провести ряд манипуляций с электролитом.
К этим манипуляциям относится:
- проверка уровня электролита;
- замеры его плотности;
- доливка дистиллированной воды, утерянной в результате «кипения» аккумулятора;
- корректировка плотности электролита.
Кроме того, некоторые «умельцы» даже пытались (да пытаются и до сих пор) возвращать к жизни совсем мертвые свинцово-кислотные аккумуляторы, сливая с них весь электролит, а затем заливая свежий. Процедура эта, мягко говоря, бесполезная. Но нашего брата не остановить, если он увлекся идеей сэкономить.
Необслуживаемые же аккумуляторные батареи пробок для доступа к электролиту лишены. Соответственно, все вышеперечисленные манипуляции с электролитом сделаны производителем недоступными. Поговаривают даже, что это некий заговор. Мол, отберем у автовладельцев доступ к электролиту – пускай аккумуляторы быстрее умирают без обслуживания. Но к этому мы еще вернемся.
Про необслуживаемые аккумуляторы надо знать еще несколько важных особенностей. В том числе, почему на самом деле производители убрали из конструкции те самые пробки. А объясняется это очень просто. Если рассматривать классическую необслуживаемую АКБ, то потребность манипулировать с ее электролитом при правильной эксплуатации просто отпала.
И вот почему:
- Свинцовые пластины в таких аккумуляторах имеют в своем составе добавки, снижающие вероятность «закипания» электролита.
- В роли этих чудо-добавок чаще всего выступает кальций. Хотя применяются и другие вещества, например, серебро, и даже золото.
- Поскольку электролит теперь «труднее закипятить», потери электролитом воды сведены к минимуму.
- Соответственно, регулярно пополнять ее уровень – нет необходимости.
- Корректировать плотность электролита, который не теряет воду большими объемами, тоже не нужно.
Естественно, все эти технологии эффективно работают только лишь при условии правильной эксплуатации аккумулятора. Дело все в том, что электролит в таких батареях тоже можно «закипятить», из-за чего будет происходить невосполнимая потеря вод электролитом. Все, что для этого нужно, это просто повысить напряжение заряда АКБ. Если обычная обслуживаемая батарея «закипает» уже при 14,8 вольтах, то с кальциевой и другими добавками этот процесс достигается где-то при 15,5-16,3 вольтах.
Понятно, что ни в каком исправном автомобиле такого конского напряжения быть никак не может. Потому производитель и смог убрать из конструкции АКБ те самые любимые всеми пробки. Аккумулятор за счет этого стал менее требовательным к обслуживанию, а также более безопасным по ряду пунктов.
Кроме того, производитель, лишив рядового пользователя возможности вмешиваться «во внутренний мир АКБ», защитил тем самым многие аккумуляторы от скоропостижной смерти из-за неумелых манипуляций с электролитом. Ведь и вправду, на практике нередки случаи, когда вместо дистиллированной воды в батарею заливался и электролит, и даже концентрированная кислота.
Но вернемся к тому, какие аккумуляторы можно считать необслуживаемыми. Если мы условились, что необслуживаемыми можно назвать АКБ, у которых нет доступа к электролиту, то тогда к этой категории логично было бы отнести и AGM, и GEL аккумуляторы. А такие батареи тоже иногда нуждаются в зарядке при помощи стационарных зарядных устройств, и их очень легко можно угробить, выполняя эту простую процедуру без понимания происходящего.
Именно поэтому зарядку необслуживаемых аккумуляторов есть смысл рассматривать и для классических конструкций с жидким электролитом, и для GEL с AGM (хотя в АГМ-АКБ электролит тоже жидкий). Поскольку батареи с жидким электролитом более распространены, процесс их заряда будет разобран более подробно. Ну а про «гелевые» и «матовые» поговорим лишь с точки зрения особо важных нюансов, касающихся конкретно этих типов АКБ. Тем более, что зарядка необслуживаемых аккумуляторов этого типа, в общих чертах, мало чем отличается от классики.
Как вскрыть крышку батари
Обслуживаемые батареи имеют пробки для ревизии банок. Добраться к содержимому необслуживаемого аккумулятора сложнее. Пробок не предусмотрено, и монолитная крышка представляет собой лабиринт для улавливания и конденсирования паров. Нарушение ходов лабиринта снизит эффективность системы. Поэтому перед тем как открыть крышку батареи, требуется взвесить все за и против.
Вот несколько вариантов, как добраться до электролита:
- В АКБ есть глазок с поплавком. Поддев стеклышко, мы получаем доступ к одной банке батареи. Измерение плотности электролита в одной банке не дают полной картины.
- Снять крышку батареи. Верхняя часть срезается или силой срывается, так как она припаяна. После обслуживания батареи главная сложность — приклеить крышку на место. По возможности, следует избегать этого способа.
- Сверление отверстий — самый доступный способ того, как вскрыть АКБ.
Самый оптимальный метод — сверление отверстий. Для большей части процедур этого достаточно, через них можно залить электролит, проверить его уровень и плотность.
- Центры должны совпадать с отливками под заводские заливные пробки. Сняв наклейки, контуры легко просматриваются.
- Сверлить лучше в несколько этапов, чтобы стружка не попала внутрь. Первое сверло – 3-4 мм. Просверлив все отверстия, можно тонким щупом проверить уровень электролита. Если на этом проверка закончится, мелкие отверстия можно залить горячим клеем или силиконом.
- Второе сверло — 12 мм. Через такое отверстие можно воспользоваться ареометром.
Чтобы заглушить отверстия, можно воспользоваться пластиковыми пробками от лекарственных средств — пустырник, мята перечная, валерьянка. Пробки должны стать плотно, заготовить их нужно еще до сверления. При установке пробки можно посадить на клей, тогда с высокой долей вероятности свойства крышки-лабиринта сохранятся. Просто вставив пробки, мы получаем простой необслуживаемый аккумулятор. К банкам добраться значительно проще, но делать это придется довольно часто — электролит будет требовать постоянной доливки.
Об используемых технологиях
Данный производитель набирался опыта у японских ведущих брендов. Следовательно, и часть технологий была заимствована у них же. К таким относится способ изготовления пластин. Взамен обычного литья применяют «тянутый» метод. Суть его заключается в том, что пластины менее подвержены коррозии и осыпаются только в редких случаях. Металлические элементы обжимаются, что значительно увеличивает их прочность и долговечность. Величина зёрен активной пластины несколько уменьшена, это положительно сказалось на долговечности АКБ.
Разработчики решили полностью отказаться от использования сурьмянистого сплава. Взамен пластины стали делать из свинцово-кальциевого сплава. Это позволило избавиться от такого отрицательного эффекта, как саморазряд. Поэтому даже если батарея длительное время не эксплуатируется, она почти не разряжается, это очень большой плюс. Свинцово-кальциевый сплав обладает и другими сильными сторонами:
- стабильно работает при высоких температурах;
- обеспечивает высокий пусковой ток при низких температурах;
- практически не испаряется вода;
- уменьшено газообразование.
Как вы видите, тут довольно внушительный список преимуществ. Ключевой же минус заключается в высокой стоимости производства, что сказывается на ценнике АКБ на прилавке.
Как понять, что АКБ уже заряжен или сколько должно быть вольт и ампер на приборах
Теоретически измерить плотность аккумулятора без возможности обслуживания можно – через те самые отверстия, которые служат для отвода газов. В отверстиях смонтированы миниатюрные клапана, которые открываются при избыточном пневматическом давлении. Если клапана демонтировать, то можно подобраться и к электролиту. Но этот способ малопрофессионален, используется дилетантами, к тому же опасен – все-таки электролит — это кислота.
Мы рекомендуем ознакомиться со специальной таблицей значений напряжения на клеммах, которые соответствуют уровню заряда.
Напряжение на клеммах | |
12,6 и более | 100% |
12,5 | 90% |
12,42 | 80% |
12,32 | 70% |
12,20 | 60% |
12,06 | 50% |
11,9 | 40% |
11,75 | 30% |
11,58 | 20% |
11,31 | 10% |
10,5 | 0% |
Кстати, отметим, что холодная температура практически не виляет на уровень напряжения – есть лишь несущественные падения. Но холод прямым образом ослабляет способность аккумулятора отдавать заряд, накопленный в емкости.
Итак, можно ли заряжать аккумулятор без пробок? Очевидно, что можно. Тем более пробки практически не имеют функционального назначения и отсутствуют, если речь идет об аккумуляторах без возможности обслуживания.
Как узнать дату выпуска и расшифровать код
Дату выпуска аккумулятора необходимо знать, чтобы случайно не приобрести изделие, срок хранения которого давно истёк. Кальциевые батареи могут храниться до момента эксплуатации в течение 1 года. На верхней крышке аккумулятора всегда наносится дата выпуска, поэтому после проведения несложных подсчётов можно установить точный «возраст» АКБ. Маркировка батарей EcoStart расшифровывается следующим образом:
- Первая цифра позволяет определить года изготовления АКБ. Например, цифра «9» указывает на то, что батарея была изготовлена в 2019 году.
- Следующие две цифры – это порядковый номер недели в году.
Маркировка также может быть дополнена номером смены, в которую была произведено изделие.
Теория процесса зарядки
Перед массовым выпуском любой продукции она проходит множество испытаний и тестов в научных лабораториях. Так вот, подключив зарядное устройство к аккумуляторной батарее, внутри начинает протекать множество (до 60-ти) химических реакций и электрических процессов.
Аккумуляторная автомобильная батарея содержит в себе:
- пластиковый корпус;
- металлические пластины, изготовленные из свинца;
- электролит – слабый раствор серной кислоты;
- выходные контакты.При подаче напряжения на выходные контакты PbS 0 4 (сульфат свинца) распадается на ионы и под действием тока начинает оседать в чистом виде на катоде, отрицательно заряженном электроде (Pb). К аноду (PbO), положительно заряженному электроду, притягиваются ионы, окисленные до состояния PbО2 (двуокиси свинца).
Химическая реакция, протекающая при зарядке, обратима, и имеет следующий вид:
Pb+PbO+H2SO4<->PbSO4+H2O
Серная кислота, выступающая в качестве электролита, меняет свою плотность. Ее увеличение говорит о том, что произошло накопление энергии. Во время электролиза дистиллированная вода распадается до исходного состояния – водород и кислород. Газы, вытесняемые жидкостью, поднимаются на поверхность. При этом создается впечатление того, что жидкость внутри емкости кипит. Грамотный процесс позволяет исключить интенсивное газовыделение.
Процесс разряда вызывает обратную химическую реакцию. При этом у электролита плотность значительно падает.
Принцип зарядки аккумулятора
Старые модели аккумуляторных батарей нуждались в частом обслуживании по следующим причинам:
- саморазряд из-за образования пленки из соли, которая выступала в качестве перемычки;
- солевая шапка на клеммах.
Во время подзарядки на обслуживаемых моделях требовалось:
- постоянная проверка уровня электролита;
- проверка плотности электролита;
- контроль зарядки;
- удаление электролита с внешней стороны, который оседает на ней во время интенсивного подъема газов.
Устройство необслуживаемых аккумуляторов с течением времени кардинальных изменений не претерпели. Просто для выполнения условия, снижения потери жидкости, они стали оборудоваться газовыми клапанами и герметично закрытым корпусом.
Газовый клапан состоит из:
- стакана;
- резинового клапана;
- фиксатора, предотвращающего смещение резинового клапана;
- мата, поглощающего излишки электролита;
- защитной накладки.
Такие газовые клапаны позволяют снизить увеличившиеся внутреннее давление, но при этом блокируют выход водяных паров.
Для продления срока работы и хранения необслуживаемых батарей используются материалы, стойкие к кислоте и слому. Для соединения элементов применяются припои на основе свинца, но с добавками серебра или кальция.
Восстановление и обслуживание AGM-аккумулятора
Восстановление аккумуляторной батареи на технологиях AGM сложный процесс. Покупать устройство, которое уже использовалось опасно. Неизвестно как до этого эксплуатировалось это устройство и как был за ним уход. Если АКБ слишком изношена, то восстанавливать её не будет никакого смысла, да и это невозможно. При более менее нормальных показателях данную технологию можно постараться реанимировать.
Все представленные методы выполняются на свой страх и риск. Некоторые из них могут повлечь полный выход из строя аккумуляторной батареи. Способы восстановления AGM моделей от некоторых автовладельцев и специалистов:
- если внутри устройства пустоты немного подсохли, необходимо добавить немного дистиллированной воды. Далее подождать пока она полностью впитается сепараторами и установить АКБ на зарядку;
- следующий метод заключается в том, чтобы «обмануть» зарядное устройство. К ЗУ подключается полностью севшая в ноль аккумуляторная батарея и вместе с ней АКБ, которая ещё живая. Если обнаружиться, что севший аккумулятор всё ещё может потреблять энергию, то восстановить его ещё возможно. Через минут 20 нормальную АКБ необходимо отключить от подачи электроэнергии, а вторую АКБ оставить на зарядке.
Большим минусом второго метода является то, что использование такой аккумуляторной батареи может быть опасно. Она зарядится, но внутри скопиться множество различных вредных веществ, которых не должно быть. Это может вызвать короткое замыкание, воспламенение или даже взрыв устройства. Настоятельно не рекомендуется применять АКБ в качестве основного источника питания.
«BEM Code» означает важные характеристики элемента. Замена АКБ ничем не отличается от предшественника.
Технические характеристики модельного ряда
На польском заводе организовано производство большого количества моделей аккумуляторов под маркой EcoStart
Изделия отличаются друг от друга по многим характеристикам, но особое внимание следует уделить подбору новой АКБ по ёмкости и показателю тока холодной прокрутки
Легковые
Для легкового транспорта используются батареи EcoStart, ёмкость которых находится в пределах 55 – 100 Ач. Наиболее востребованными моделями этой категории являются:
Название | Емкость, Ач | Пусковой ток, А | Размеры, мм | Полярность |
---|---|---|---|---|
6СТ-55 | 55 | 450 | 242х175х190 | пр / обр |
6СТ-60 | 60 | 480 | 242х175х190 | пр / обр |
6СТ-62 | 62 | 510 | 242х175х190 | пр / обр |
6СТ-66 | 66 | 540 | 278x175x190 | пр / обр |
6СТ-77 | 77 | 680 | 278x175x190 | пр / обр |
6СТ-90 | 90 | 720 | 353х175х190 | пр / обр |
6СТ-100 | 100 | 800 | 353x175x190 | пр / обр |
Все аккумуляторы этой марки предназначенные для установки на легковой автомобиль могут быть с прямой или обратной полярностью, поэтому при покупке следует обращать особое внимание на расположение клемм на корпусе устройства
Грузовые
Для установки на грузовые автомобили используются более мощные аккумуляторы EcoStart:
Название | Емкость, Ач | Пусковой ток, А | Размеры, мм | Полярность |
---|---|---|---|---|
6СТ-140 | 140 | 1100 | 513x189x217 | пр / обр |
6СТ-190 | 190 | 1300 | 513х223х217 | пр / обр |
6СТ-225 | 225 | 1300 | 513х223х217 | пр / обр |
Аккумуляторы для грузовых автомобилей, выпускаемые на заводе Autopart имеют боковое расположение клемм, что позволяет наиболее компактно разместить проводники, подключаемые к батарее. Также все мощные модели АКБ можно обслуживать, то есть, при необходимости, доливать дистиллированную воду в банки.
Подведем итоги
Даже необслуживаемые аккумуляторы Rocket нуждаются в периодическом осмотре с целью выявления дефектов. К примеру, если вы часто ездите на короткие дистанции, то уровень заряда будет постепенно падать. В конце концов после ночи стоянки автомобиль может не завестись
Чтобы этого не случилось, хотя бы раз в месяц обращайте внимание на индикатор. Если же преобладают длительные поездки, то заряжать батарею нет необходимости, хотя тут многое зависит и от работы генератора автомобиля
Вот мы и рассмотрели с вами аккумулятор Rocket. Как зарядить его и проверить при покупке дату производства и состояние, вы знаете. В общем и целом же можно сказать, что данный корейский продукт весьма неплох. Это довольно бюджетный вариант, поэтому чего-то сверхъестественного от него ожидать не стоит. Обойдется батарейка на 60-70 А/ч примерно в 3 500 рублей, а если отдать свою старую, то еще немного дешевле. За такие деньги вряд ли удастся найти что-то более подходящее и достойное.