Замер тока разряда аккумулятора
В любом аккумуляторе со временем при длительном хранении в банках постепенно падает напряжение, теряется емкость, при этом тип АКБ не имеет большого значения. Еще не изобретена аккумуляторная батарея, которая была бы совсем не подвержена саморазряду, поэтому любой аккумулятор, стоящий без действия, рекомендуется хотя бы раз в полгода заряжать. Такое правило не распространяется на сухозаряженные аккумуляторы, и то только в том случае, когда они еще не использовались в работе, и банки запечатаны герметичной пленкой. Разрядка без нагрузки происходит в любом случае, но степень утечки тока может быть разной.
Для проверки утечки электроэнергии водители чаще всего пользуются мультиметром, замер производится при снятой клемме (обычно отсоединяется минус). Измерить саморазряд АКБ можно следующим образом:
- переводим мультиметр в режим вольтметра, один щуп устанавливаем на клемму, вторым проводим по корпусу батареи. Если имеется утечка, прибор покажет напряжение, саморазряд может происходить из-за подтеков электролита, попадания токопроводной грязи на корпус батареи;
- следующая проверка – меняем положение переключателя мультиметра для измерения силы тока (максимальный предел – 10 Ампер, полярность подключения проводов значения не имеет), один щуп прибора соединяем с минусовым аккумуляторным проводом, второй – с массовой клеммой самого аккумулятора, производим измерение.
Если амперметр показывает приблизительно 0,02-0,06 А, саморазряд аккумулятора в норме, он не превышает допустимого значения. В случае более серьезной утечки тока нужно искать причину разряда батареи, возможно, какой-то из плюсовых проводков замыкает на массу, также могут быть и другие причины дополнительного расхода электроэнергии.
При обнаружении утечки тока следует проверить все потребители энергии, пробовать их по очереди отключать. Возможно, электроэнергия расходуется из-за магнитолы, находящейся в режиме ожидания: если после исключения ее из цепи питания потребление тока уменьшится, причину саморазряда АКБ можно считать найденной.
Правила ухода за АКБ
Чтобы продлить срок службы источника питания, надо понимать, что с ним может случиться, а также придерживаться следующих правил обслуживания:
- замерять напряжение каждые три месяца (при работающем и не работающем двигателе);
- следить за уровнем электролита, доливать дистиллированную воду, так как часть жидкости испаряется;
- неиспользуемая батарея тоже теряет заряд, поэтому ее надо периодически подзаряжать. Чтобы АКБ не ушла в глубокий разряд, достаточно снять клеммы;
- на многих аккумуляторах имеется индикатор для проверки уровня заряда, но он не всегда показывает правильно. Поэтому заряженность рекомендуется проверять своими силами;
- очищать корпус и клеммы от загрязнений, окислов.
Аккумуляторная батарея – важный компонент автомобиля, который без правильного ухода приходит в негодность еще не отслужив положенного срока. Большинство неисправностей возникают по причине неосмотрительности хозяина ТС. Если ошибка в работе АКБ обнаружена быстро, ее получится исправить.
Почему подводит аккумулятор? Основные причины
Взрыв автомобильного аккумулятора в результате его перезаряда
Перезаряд и недозаряд
Основной причиной неисправностей аккумуляторной батареи является недозарядка или перезарядка.
Первая причина в основном проявляется при езде на короткие дистанции. Аккумулятор просто не успевает заряжаться до номинального значения. При неисправности в проводке или электрооборудовании происходит утечка заряда, что ослабляет аккумулятор. Не стоит забывать и про включение магнитолы или лампы ближнего света. Это также приводит к разрядке аккумулятора. Подробнее в статье: Причины быстрой разрядки автомобильного аккумулятора.
Низкая плотность электролита
Вторая причина плохой работы автомобильной батареи – это низкая плотность электролита. Проверить её можно специальным прибором аэрометром. Но выполнить эту проверку можно только на обслуживаемых аккумуляторах, где есть доступ к банкам батарей. Таких аккумуляторов выпускают уже меньше. В продаже в основном необслуживаемые аккумуляторы.
Таблица плотности электролита
Из чего состоит аккумулятор
Внутреннее устройство АКБ любого шуруповерта, независимо от страны-производителя, абсолютно идентично. Если разобрать пластмассовый блок, внутри всегда находятся «банки», собранные в определенной последовательности. Показатель напряжения аккумулятора в целом складывается, исходя из уровня U, который имеет каждая батарейка в отдельности. Также у батареи есть четыре контакта, два из которых обеспечивают циклы заряда-разряда, третий соединен с термодатчиком, а четвертый, имеющий сервисное назначение, отвечает за выравнивание потенциала заряда во всех элементах питания.
Итак, соединенные между собой «банки» аккумулятора электроинструмента — это не что иное, как источник тока с постоянной величиной, в котором постоянно происходит преобразование химических реакций в электроэнергию. Именно таким образом аккумулятор отдает накопленную энергию в цепь. А когда он заряжается, процесс происходит в обратном направлении: АКБ просто забирает энергию из сети.
Утечка с аккумулятора при выключенном зажигании
Если зажигание выключено, мотор не работает, аккумулятор не подзаряжается. Вся энергия, накопленная во время движения, расходуется на питание потребителей – обогрев окон, работу медиацентра, освещение. Чем больше невыключенных потребителей, тем быстрее разряжается аккумулятор. Поэтому все приборы при длительном простое должны быть выключенными.
Однако при неправильно собранной схеме телевизора, звуковой системы, кондиционера может быть ток утечки. Часто ошибкой, приводящей к посадке напряжения аккумулятора, становится перевод этих приборов в спящий режим, не полное отключение. Проверка мультиметром на утечку выявит проблему.
Однако и сам аккумулятор со временем теряет емкость и скорость саморазряда увеличивается. Если большой утечки тока нет, а батарея разряжается, значит нужно проверить ее пригодность.
Как проверить аккумулятор
Способов определить исправность АКБ существует 3:
- с помощью нагрузочной вилки;
- с помощью мультиметра;
- с помощью ЗУ.
Проверку нужно проводить при +20…25 ºС. При этой температуре плотность электролита оптимальна и измерения будут точными.
Проверка нагрузочной вилкой
Порядок действий следующий:
- Подключить устройство к клеммам батареи.
- Записать или запомнить показания вольтметра.
- Нажать кнопку на устройстве, подключающую нагрузку на 5 секунд, записать показания.
- Сравнить с таблицей.
Напряжение, В | Заряд, % | |
Без нагрузки | Под нагрузкой | |
12.5-12.7 | Выше 10.3 | 100 |
12.3-12.5 | 9.5 | 75 |
12-12.3 | 8.9 | 50 |
11.7-12 | 8.3 | 25 |
11.5-11.7 | Ниже 7.7 |
Если напряжение без нагрузки сильно падает после подключения нагрузки, то это свидетельствует о том, что батарея не держит заряд.
С помощью мультиметра
Свечи на карбюраторном двигателе
Для теста потребуется мультиметр и помощник.
Порядок действий следующий:
- Выкрутить свечи на карбюраторном двигателе, чтобы их не залило бензином.
- Переключить мультиметр в режим измерения постоянного напряжения с пределом измерения 20 вольт.
- Прикоснуться щупами к клеммам батареи и записать показания.
- Включить зажигание и покрутить двигатель стартером, фиксируя при этом показания вольтметра.
Выводы об исправности АКБ аналогичны выводам при тесте с помощью нагрузочной вилки.
С помощью зарядного устройства
Если под рукой не оказалось мультиметра, то измерить напряжение на АКБ можно вольтметром, встроенным в зарядное устройство. Причем если вольтметр в ЗУ стрелочный, то саму «зарядку» даже не придется включать в сеть. Просто подключаем «крокодилы» зарядного устройства к батарее и считываем с вольтметра показания.
Если нет мультиметра, можно воспользоваться зарядным устройством
Если же прибор оснащен цифровым вольтметром, то его (прибор) придется включить в сеть, выставить нулевой ток, а потом уже подключить к батарее.
Уровень электролита и его плотность
Степень заряженности АКБ можно определить не только измерением напряжения, но и проверив плотность электролита. Причем по плотности можно оценить состояние АКБ более точно. Для работы нам понадобится ареометр, причем не четырехпоплавковая хлопушка из пластмассы, а настоящий однопоплавковый прибор постоянной массы, позволяющий проводить измерения довольно точно.
Берем прибор и измеряем плотность в каждой ячейке аккумулятора. Полученный результат сверяем с таблицей, приведенной ниже, и определяем степень заряженности батареи.
Таблица зависимости степени заряженности АКБ от плотности электролита
Плотность при 15 °С | Степерь заряда, % | Температура замерзания электролита, °С |
1.27 | 100 | -60 |
1.26 | 94 | -55 |
1.25 | 87 | -50 |
1.24 | 81 | -46 |
1.23 | 75 | -42 |
1.22 | 69 | -37 |
1.21 | 62 | -32 |
1.20 | 56 | -27 |
1.19 | 50 | -24 |
1.18 | 44 | -18 |
1.17 | 37 | -16 |
1.16 | 31 | -14 |
1.15 | 25 | -13 |
1.14 | 19 | -11 |
1.13 | 12.5 | -9 |
1.12 | 6 | -8 |
1.11 | -7 |
Процессы, происходящие при саморазряде
Процесс на отрицательном электроде описывается следующей реакцией:
Pb + H2SO4 ? PbSO4 + H2
На положительном электроде протекает следующая реакция:
2PbO2 + 2H2SO4 ? PbSO4 + 2H2O + O2
Теперь несколько слов о том, как оценить величину саморазряда и какое значение считать нормой. Степень саморазряда АКБ оценивается, как потеря ёмкости за сутки или другой выбранный период в процентах. Это может быть две или четыре недели, а также 90 суток. Эту величину можно рассчитать по следующей формуле:
S =((C — Ct)/(t*C))*100%, где
C – ёмкость заряженной АКБ;
Ct – ёмкость через выбранный интервал времени;
t – время саморазряда в сутках.
Стоит также отметить, что по мере увеличения срока службы аккумулятора, возрастает интенсивность его самопроизвольного разряда. На следующем графике представлена зависимость саморазряда от срока службы и температуры.
Производители автомобильных аккумуляторов постоянно работают над снижением саморазряда. Они делают это путём использования более чистых исходных материалов для производства, применения чистого электролита, а также с помощью добавления легирующих компонентов в материал электродов.
В частности, широко используются кальциевые аккумуляторы. Часто их называют необслуживаемыми. Отрицательные и положительные электроды в таких АКБ легированы кальцием. Есть гибридные аккумуляторные батареи, где из сплава свинца с кальцием делается только отрицательный электрод. Некоторые производители используют органические ингибиторы для снижения саморазряда.
На графике ниже можно посмотреть снижение степени заряженности при хранении для различных типов аккумуляторов.
Тяговые аккумуляторы
Исходя из назначения, АКБ подразделяют на стартерные и тяговые. Стартерные АКБ применяются для ускоренного запуска двигателей и не рассчитаны на частые циклы разряда – заряда. Тяговые АКБ способны поддерживать длительную подачу постоянного высокого тока, имеют очень толстые пластины и стенки корпуса. Их применяют с теми устройствами, которым нужно долгое и постоянное электропитание: трейлеры, катера, яхты, электромобили, лодки, напольные транспортные средства, поломоечные машины, электроколяски, инвалидные кресла, альтернативные источники энергии, источники бесперебойного питания.
Основные характеристики большинства тяговых АКБ:
Также рекомендуем прочитать:
Как правильно привязать мормышку к леске Схема, как научиться привязывать крючок к леске Туристические узлы – виды и способы завязывания Петля Гарднера для фидера: как вязать
- Напряжение – 2, 4, 8, 12, 24 вольт.
- Ёмкость – 30 – 300 А*час.
- Температурный диапазон – -30 – +60 C .
Достоинства тяговых АКБ:
- возможность противостоять окислительным процессам;
- повышенное число циклов разряда и заряда;
- допускают глубокий разряд;
- долгий срок службы.
Недостатком тяговых аккумуляторов глубокого разряда является их стоимость, которая в разы больше стоимости стартерных аккумуляторов.
На российском рынке можно встретить тяговые АКБ следующих фирм: Varta, Deka, Exide, Sonnenschein, U . S . Battery , Ventura , Yuasa , Banner , Delta , Derf, Minn Kota, Trojan, Ventura, Zelus , CitiBat, P-Com, Fiamm, Leoch, WBR. Среди отечественных производителей можно о и Тюменский аккумуляторный завод. Первая выпускает инновационные Li – ion тяговые АКБ, которые можно использовать при эксплуатации большинства устройств. Тюменский аккумуляторный завод известен тяговыми аккумуляторами для напольных машин, систем электропитания железнодорожного транспорта, изделиями для систем резервного электропитания.
При зарядке AGM и GEL аккумуляторов используются специальные зарядные устройства. Они обеспечивают:
- ускоренное восстановление после разрядки;
- защиту от перегрузки;
- адаптацию к зарядным характеристикам устройства.
Тяговые аккумуляторы для лодочных моторов
Тяговые аккумуляторы для лодочных моторов должны работать в различных климатических условиях, долгое время сохранять рабочее состояние без подзарядки, обладать мощностью, достаточной для запуска холодного двигателя, иметь малый ток саморазряда. Также от них требуется безопасность, быстрота и запас хода, приемлемый вес. Нормальными считаются запас хода лодки на 2 часа при работе двигателя на полную мощность и вес аккумулятора не более 20 кг. Все типы аккумуляторов для лодочных моторов имеют ёмкость в пределах 55 – 150 А*час.
Возможность утечки напряжения
Сразу нужно отметить, что в современных автомобилях существует штатная утечка. Она возникает из-за постоянного потребления питания охранными системами автомобиля, контроллерами управления замками и т. п. Такая утечка не должна превышать 75 миллиампер в час, иначе батарея будет быстро разряжаться. В реальности электрическое потребление при постоянном питании устройств значительно меньше.
Но бывают и нештатные, избыточные утечки. Они могут происходить как через корпус самой батареи, так и в электрических цепях и схемах автомобиля, приводя к преждевременной разрядке АКБ.
Утечка через корпус аккумулятора
Микротоки по корпусу батареи могут проходить через различные подтёки (например, подтёки электролита) и загрязнения. Для определения мест прохождения микротоков необходимо:
- Отключить батарею от систем автомобиля.
- Поставить мультиметр в режим измерения постоянного напряжения в пределах от 0 до 20 V.
- Подключить плюсовой щуп мультиметра к плюсу батареи.
- Минусовым щупом медленно водить в местах подтёков и загрязнений.
Любое отклонения от нуля в показаниях прибора говорит о наличии микротоков на корпусе батареи.
Устраняются такие утечки легко. Корпус аккумулятора необходимо обработать раствором соды (одна столовая ложка соды на стакан воды). Батарея тщательно протирается от подтёков и загрязнений, а затем высушивается. Если тестирование не выявило утечек, но на батарее имеются подтёки и загрязнения, их всё равно необходимо удалить, так как рано или поздно загрязнения приведут к утечкам и саморазряду устройства.
Надостаток заряда в цепи
Утечки заряда батареи могут происходить в электрических цепях автомобиля. Чтобы определить, в какой именно цепи происходит повышенное электропотребление, необходимо:
- Отключить все источники потребления электричества: свет фар, магнитолу, свет в салоне
- Установить мультиметр в положение измерения силы тока до 10 ампер.
- Отсоединить плюсовую клемму от аккумулятора.
- Подсоединить минусовую клемму тестера к контактной клемме АКБ, плюсовую клемму мультиметра подключить к плюсовой клемме автомобиля.
- Примерно через минуту снять показания (охранные системы автомобиля включаются, как правило, через минуту).
Если показания прибора по току утечки превышают 75 миллиампер, необходимо произвести следующие действия:
- Вынуть поочерёдно предохранители и реле для последующего наблюдения за показаниями прибора.
- После того как показания утечки придут в норму, определить, в какой из цепей происходит утечка.
Зная, в какой из цепей авто находится неисправность, её гораздо легче найти и исправить.
Дальнейшее устранение утечек такого рода — повод обратиться к профессиональному автоэлектрику. Проверка даёт возможность понять, что АКБ полностью работоспособна, а саморазряд происходит по вине внутренней электрики автомобиля и не имеет отношения к аккумулятору.
Проверка автомобильного аккумулятора
Когда машина не заводится, в первую очередь нужно проверить, не разряжен ли аккумулятор. Существуют два критерия проверки: проверка плотности электролита и измерение выдаваемого напряжения.
Проверка ареометром
Проверка плотности электролита в аккумуляторе с помощью ареометра
Ареометр – это прибор, определяющий , напоминающий по виду пипетку с наконечником и поплавком внутри. Данная проверка проводится только в том случае, если последний заряд аккумулятора был не ранее 6 часов назад. Чтобы измерения были максимально точными, температура окружающего воздуха должна быть примерно +20°C. Если же данный тепловой режим соблюсти не возможно, то данную проверку нужно сделать дома или в теплом гараже.
С помощью грушевидного баллона засасывается проба аккумулятора для электролита через заливочное отверстие, причем такая проба делается из каждой батареи аккумулятора. Поплавок при этом должен свободно плавать. Чем выше плотность электролита, тем выше будет «всплывать» поплавок. По данному показателю проверяем емкость аккумулятора: 1.24 г/мл летом – 1.28 г/мл – полностью заряжен, 1.2 – заряжен наполовину и 1.12 – разряжен полностью.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Какой срок службы должен иметь автомобильный аккумулятор и как его продлить?
- Какие будут последствия, если перепутать клеммы аккумулятора?
- Плотность электролита в аккумуляторе: измерение и корректировка
Видео: Как определить неисправность аккумулятора (короткое замыкание в банке)
Устранение ненужных примесей в электролите
Загрязнение марганцем устраняется путем полного разряда аккумулятора и заменой затем свежего электролита. Наличие в электролите хлоридов устраняется тремя – четырьмя циклами заряда – разряда батареи. Чтобы удалить железо, электролит из АКБ удаляется, пластины промываются дистиллированной водой. После промывания в АКБ заливается новый раствор электролита плотностью 1.04 – 1.06 г/мл, а затем аккумулятор заряжается до достижения плотности примерно 1.21 г/мл. Этот электролит удаляется, заливается свежий раствор плотностью 1.20 г/мл. Далее нужно разрядить АКБ, а потом зарядить снова. Для устранения меди батарею наоборот, заряжают, а затем заменяют пластины.
Проверка тестером и мультиметром
Если же данные о плотности электролита получить невозможно, но можно проверить аккумулятор тестером. Самые точные результаты показываются после того, как машина несколько часов провела в состоянии покоя, то есть результаты проверки аккумулятора автомобиля утром после ночной стоянки будут самые достоверные. Стандартная ёмкость АКБ – 55 А/Ч, но различные производители указывают от 46 до 61 А/Ч. Измеренное напряжение полностью заряженного аккумулятора 12.66 В. 12.4 В соответствует 75% заряда, 12.2 – 50%, 12.0 — 25%, 11.8 – полной разрядке. Если напряжение менее 11 В, батарея считается непригодной для дальнейшей эксплуатации и подлежит замене.
Проверить аккумулятор мультиметром можно по тому же самому принципу и идентичным показателям.
Типы и виды аккумуляторов
Разобравшись с причинами и способами проверки разряда аккумулятора, нужно точно проверить его – обслуживаемый, малообслуживаемый или необслуживаемый. От этого напрямую зависит способ его заряда.
Допустимый размер саморазряда
Расход электроэнергии должен составлять минимум при отсутствии неблагоприятных факторов и соблюдении правильных условий. Этот показатель зависит от срока эксплуатации прибора, а также от её типа – традиционного или необслуживаемого. Норма достигается при соблюдении температуры окружающей среды в пределах от +5 до +15°С и отсутствии влажности. При этом батарея должна быть чистой и заряженной до максимума. Величина падения напряжения будет разной для подержанных и новых батарей. Если АКБ эксплуатировался длительное время, то минимальный саморазряд автомобильного аккумулятора составит от 1 до 1,7%. Точное число зависит от срока службы источника питания. Есть вероятность и более быстрой потери ёмкости у очень старых АКБ. В новых батареях уменьшение не должно превышать 1%. То есть, за две недели оно будет в пределах 10%, а в необслуживаемых приборах – до 2%. При нормальных условиях хранения АКБ традиционного типа, работающий не более трёх лет, полностью потеряет напряжение через 100 или 140 дней. Чтобы обеспечить этот уровень и низкий ток саморазряда надо своевременно обслуживать батарею. Необходимо принимать следующие меры:
- поддерживать чистоту;
- доливать дистиллированную или деионизированную воду;
- насухо протирать аккумулятор автомобиля в случае пролива электролита;
- перед отключением заряжать до максимума;
- контролировать уровень напряжения не реже одного раза в месяц во время бездействия.
Потеря ёмкости уменьшается сведением к минимуму негативных факторов и обслуживанием. Также ток саморазряда зависит от типа батареи. АКБ с малосурьмяными или свинцово-кальциевыми сплавами дольше аналогов сохраняют напряжение в идентичных условиях. В период бездействия одним из самых важных можно считать поддержание напряжения, так как его снижение до нуля ведёт к сокращению срока службы аккумулятора автомобиля.
Факторы влияющие на саморазряд аккумулятора
На время саморазряда влияют многие факторы, в частности – состояние активной массы аккумуляторных пластин – чем более содержание в электродах сурьмы, тем больше разряд. При большом сроке эксплуатации (начиная от трёх лет), а также при наличии примесей железа, хлора или других веществ, находящихся, например, в водопроводной воде. Если батарея грязная и мокрая, то утечка возникает уже просто на корпус батареи или на технику, в которой она установлена. Если батарея хранится в температурах более +5С, то также возникают утечки, причём, если температура будет выше, то и утечка увеличивается.
23.03.2016
Неисправности АКБ для списания
Их перечень определяется руководящим документом РД-3112199-1089-02, приложением №1, принятым Министерством транспорта Российской Федерации.
Под износом аккумулятора понимаются следующие неисправности:
- снижение пусковых характеристик ниже уровня, определяемого ГОСТ 951-91;
- снижение напряжения ниже 9.6 В в конце проверки с помощью нагрузочной вилки, длящейся 5-7 секунд, после в соответствии с приложением №1 документа РД-3112199-1089-02;
- трещины на корпусе, не поддающиеся ремонту;
- уменьшение объема электролита в необслуживаемых аккумуляторах;
- минимальная наработка для списания, приведенная в таблице ниже.
Внешний осмотр аккумулятора
Вы встретились с продавцом и уже обошли автомобиль по кругу, увидели, какой он чистый и красивый. Пришло время заглянуть под капот, вы поднимаете крышку и видите обычное содержимое подкапотного пространства, двигатель и многочисленные системы, которые поддерживают работу автомобиля.
В большинстве случаев здесь же, в подкапотном пространстве, находится и АКБ – прямоугольная коробка с электролитом внутри, к которой подходят два провода – плюсовой и минусовой. Эти провода идут к блоку-распределителю, и от этой электролитовой массивной «батарейки» электроэнергией питается вся машина и все ее системы.
Даже если вы ничего не понимаете в автомобилях и отправились на самостоятельный осмотр скорее в рамках соблюдения формальности, вы все равно сможете по внешнему виду АКБ определить, в каком он состоянии.
При внешнем осмотре внимание следует обращать по большей части на целостность элементов, и на то, чистый ли сам по себе аккумулятор и контакты. Существует ряд внешних факторов, наличие которых сразу сообщает о необходимой замене или, как минимум, чистке аккумулятора
- Грязь на контактах. Для того, чтобы аккумулятор работал, оба контакта, подходящие к нему проводкой, должны быть чистыми. В случае, если контакты грязные, это говорит о том, что АКБ не новый, а грязь будет мешать корректной работе контактов.
- Окисление выводов – невооружённым глазом можно увидеть на клеммах аккумулятора посторонний налёт – это окисление, которое в большинстве случаев связано с утечкой электролита. Электролит представляет собой кислоту, которая находится внутри АКБ. Если она разливается и попадает на контакты, это может привести к ухудшению работы аккумулятора и снижению площади контакта.
- Трещины на корпусе – аккумулятор сам по себе должен быть целым. Пластиковая коробка, в которой содержится электролит, не должна иметь повреждений. Это тоже хорошо видно без дополнительного оборудования и при хорошем освещении.
- Грязь, пыль, подтёки электролита – всё это устраняется ветошью, и нельзя допускать, чтобы автомобиль ездил с грязным аккумулятором, так как токопроводящий налёт будет способствовать его быстрой разрядке и ухудшению работы.
Помимо внешнего осмотра можно запустить двигатель автомобиля. Особенно показательным будет запуск «на холодную», если двигатель долгое время не заводили, а на улице холода. Если машина завелась легко – аккумулятор в порядке, если же она не завелась или завелась натужно, фары светят тускло, и приборная панель тоже не ярко подсвечена, то аккумулятор следует менять. Или, по крайней мере, проверить его приборами, о чем мы расскажем далее.
Что такое саморазряд аккумулятора
Выпускаясь с завода производителя АКБ рассчитана на определенную емкость и некоторое количество получаемого электричества. Но в процессе хранения батареи без эксплуатации, начинается растворение отрицательного электрода. Выделяется водород, а АКБ теряет заряд электрического тока.
На положительном, этот процесс происходит за счет растворения оксида металла в серной кислоте. Но здесь он менее выражен.
Разряд аккумуляторной батареи может быть:
- нормальным, когда в течении пятнадцати дней АКБ теряет менее 10 процентов своей максимальной емкости;
- электролитный. Когда разрушаются пластины, а частицы износа оседают на дно. Эти частицы могут замыкать пластины и спровоцировать разряд;
- эксплуатационный. На батарее собирается пыль, пропитанная влагой или антифризом, которая создает мост между электродами. При данном процессе автовладелец может не ощущать, что происходит разряжение АКБ, но оно есть.
На этот процесс влияет также температура, например, на сильном холоде или жаре темп, происходящего внутри батареи растворения электрода, может увеличиваться.
На саморазряд могут оказывать влияние, включенные приборы в прикуриватель, когда в машине никого нет в течении длительного времени, автомобильные часы и т.д.
Обрыв внутри аккумуляторной батареи
Неисправность, которая проявляется следующим образом: у батареи полностью отсутствует стартерный ток, но в каждой секции АКБ есть плотность. Такие аккумуляторы являются частой причиной взрыва и подлежат замене. Как правило обрыв происходит в месте соединения двух секций батареи или в месте крепления пластин. В случае если владельца не интересует внешний вид батареи, такой аккумулятор можно отремонтировать. Вначале определяем место обрыва, для этого выкручиваем все пробки и замыкаем накоротко клеммы АКБ. В секции аккумулятора с обрывом будет наблюдаться обильное газообразование. Определив место обрыва, разрезаем пластиковый корпус аккумулятора и устраняем пайкой соединения. Пайку выполняем при помощи паяльника мощностью примерно 150 и выше ватт. В качестве перемычки используем пластину свинца толщиной 2-4 мм в зависимости от емкости аккумуляторной батареи.
Как проверить саморазряд
Выявить проблемы аккумуляторной батареи в гаражных условиях, включая возможный саморазряд, удастся по косвенным признакам. Одним из важных помощников в такой ситуации является мультиметр. Этот прибор помогает замерять практически все важные характеристики АКБ, например, поможет узнать напряжение или ток в подключённой бортовой сети.
Для работы с аккумулятором мультиметр необходимо перевести в режим вольтметра и переключить на 20 единиц. Красный плюсовой провод соединяем с положительной клеммой на батарее, а чёрный (или синий в некоторых моделях) – с отрицательным контактом на источнике питания.
Рекомендуем замеры проводить после того, как машина постоит около часа без движения, чтобы получить максимально объективные показатели. Когда цифры на дисплее будут от 12,4 В и более, это свидетельство полного заряда. При значениях 11,7–12 В стоит готовиться к ухудшению эксплуатационных качеств АКБ, а если показатели близки к 11 В, то это – свидетельство серьёзных проблем с батареей.
Рекомендуем проконтролировать внутреннее сопротивление. Для тестирования используется лампа накаливания на 12 В (не светодиодная). Во время присоединения её контактов одновременно измеряем напряжение на клеммах. Откидываем её и проводим замер повторно. Если разница не превысит 0,05 В, то батарея исправна, в противном случае у АКБ есть проблемы.
Что такое АКБ для автомобиля, предназначение
То, что аккумулятор отвечает за всё электрооборудование в машине, было указано выше, но тут не всё так просто и однозначно. Главная задача батареи обеспечить запуск силового агрегата.
Когда двигатель запущен вся бортовая сеть запитывается от генератора. В середине 20-го века и даже ближе к его концу были двигатели внутреннего сгорания без аккумуляторов, например, моторы мотоциклов. В них запуск осуществлялся за счёт мускульной силы, а дальше все системы работали уже от генератора.
Однако в последнее время, с насыщением автомобилей различными электроприборами, мультимедийными центрами или климатическими системами, генераторы не всегда справляются с обеспечением их энергией. В этом случае подпитка идёт от АКБ.
Но вернёмся к основному предназначению батареи. Как бы там не было главная задача по-прежнему остаётся это обеспечение электроэнергией стартера двигателя.
Советы по продлению жизни АКБ
Как и любой другой узел транспортного средства, автоаккумулятор нуждается в заботе и уходе. Предлагаем вашему вниманию перечень мероприятий, которые помогут продлить жизнь батарее по крайней мере до заявленных производителем величин:
- производите подзарядку АКБ от сети примерно раз в полгода, независимо от степени его заряда. Если есть время и желание, лучше выполнить полный контрольно-тренировочный цикл,
- тщательно следите за состоянием электропроводки, исправностью потребителей тока и генератора, не допуская утечек тока – распространённой болезни современных авто,
- поскольку подавляющее большинство предлагаемых рынков АКБ – необслуживаемые, регулярно производите замеры плотности/уровня электролита (делать это нужно после подзарядки батареи),
- следите за чистотой полюсных выводов и клемм, для предотвращения коррозионных процессов на них наносится специальная смазка,
- сама батарея должна быть чистой, поскольку слой грязи, особенно влажный, приводит к саморазряду АКБ.
Стоимость нового аккумулятора достаточно высока, и наличие вышеописанных проблем может привести к тому, что менять их придётся едва ли не ежегодно
Поэтому итак важно уметь определять и устранять причину быстрого разряда автомобильной батареи