Как правильно замерить напряжение
Процедура замера напряжения зависит от приборов, имеющихся в хозяйстве автовладельца. Различными устройствами можно получить ту или иную информацию об аккумуляторе.
Мультиметром
Самый очевидный способ измерения выходного уровня батареи – замер мультиметром. Для этого понадобится тестер с режимом измерения постоянного напряжения в пределах 20 вольт. Подойдет практически любой прибор – даже самый недорогой китайский цифровик или старый стрелочный авометр.
Для проверки напряжения без нагрузки надо отключить хотя бы один провод от клемм батареи (а лучше оба). Плюсовой вывод тестера подключается к положительной клемме батареи, а минусовой – к отрицательной. Если подключиться наоборот, ничего страшного не произойдет, только напряжение будет индицироваться со знаком минус (а вот у прибора старого образца может сломаться стрелка). По итогам замера определяется заряд аккумулятора по напряжению и принимается решение – если уровень на клеммах низкий, АКБ лучше снять и зарядить от сетевого ЗУ.
Напряжение холостого хода полностью заряженной батареи.
Для замера под нагрузкой надо подключить все провода и включить как можно больше потребителей автомобильной бортсети (световой оборудование, нагреватели, звук и т.п.). Для измерения напряжения генератора надо завести двигатель.
Нагрузочной вилкой
Нагрузочная вилка – специфический прибор, она служит для определения состояния аккумуляторной батареи по итогам сравнения двух замеров напряжения:
- на холостом ходу;
- под нагрузкой.
Ей можно воспользоваться для определения меры заряженности батареи. Для этого надо выполнить измерение на холостом ходу (при отключенном нагрузочном резисторе). У простых вилок имеется специальная таблица, в которой указано соответствие замеренного напряжения и запаса энергии. У продвинутых «цифровых» устройств вся информация обрабатывается контроллером и в готовом виде выводится на дисплей.
«Цифровая» нагрузочная вилка.
В целом же нагрузочная вилка предназначена для определения состояния батареи. Для этого она позволяет измерить напряжение под нагрузкой с помощью встроенного резистора. Надо сравнить результаты двух замеров (современные устройства сразу выводят оценку состояния).
Замер с подключенным нагрузочным сопротивлением не должен длиться более 2..5 секунд во избежание перегрева прибора. Измерение под нагрузкой надо выполнять при заглушенном двигателе, чтобы не перегрузить генератор (а лучше при отключенных клеммах).
Статья по теме
Zheka147 › Блог › Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля
Оптимальный ток для заряда должен составлять 1/10 от полной емкость АКБ. То есть, иными словами, если ваша батарея имеет емкость в 55 Ампер*час, значит необходимый ток нужен 5,5 Ампер. Это рекомендации производителей как самих устройств, так и приборов ЗУ. Но идеальным вариантом будет пуск меньшего тока на клеммы аккумулятора. То есть, при аналогичном случае подавать ток не 5,5, а уже 2,75 Ампер. Конечно процесс будет происходить немного медленнее (в два раза), но качество от этого только повысится. Что касаемо напряжение, то большинство зарядных устройств, которые продаются сейчас, имеют автоматически режим
Но, следует обратить внимание именно на ориентацию АКБ: в некоторых устройствах есть переключатель, который меняет напряжение для различного типа АКБ: 6, 12, 24 Вольт. Соответственно, выбирать нужно режим, необходимый для вашего аккумулятора
А дальше ЗУ все сделает за вас, то есть сначала напряжение будет подаваться сильнее, а при достижении 75 % заряда, оно автоматически уменьшается, в конечном случае до минимального значения, чтобы не допускать саморазряда батареи. Как заряжать необслуживаемые аккумуляторные батареи автомобилей?
Рекомендуем прочесть: Как получить жилищную площадь для малоимущих семей уфа
Во-первых, нужно знать, какого напряжения ваш АКБ: 12 или 6, а может 24 или даже 48 Вольт? Самые слабые в данный момент можно найти в стареньких советских мотоциклах. Более мощные используются, к примеру, в крупной сельскохозяйственной технике и т.д. А вот самый распространенный является аккумулятор с напряжением в 12 Вольт. В соответствии с этим необходимо выбирать зарядное, которое будет поддерживать напряжение вашей батареи
Обратите внимание на силу тока, которую выдает устройство. Здесь в первую очередь нужно отталкиваться от того, какова емкость батареи
Если у вас, к примеру, установлена А.Б. 60 Ампер*час, то вам необходимо устройство, которые будет выдавать как минимум 6 Ампер. Ведь при зарядке оптимальным является значение тока в 0,1 от полной емкости АКБ. Лучше всего использовать приборы, которые имеют полностью автоматический режим зарядки. Таких сейчас большинство. К примеру, вы подсоединили устройство к батарее, выставили необходимое значение тока, а напряжение будет подаваться автоматически в зависимости от степени текущего заряда батареи. Когда аккумулятор полностью зарядится, устройство автоматически сбавляет ток и напряжение до минимума, что предотвращает перезаряд. Как определить степень разряда аккумуляторной батареи автомобиля?
Сколько вольт должен показывать заряженный аккумулятор без нагрузки
Такой замер проводится на отстоявшейся батарее. В состояние покоя АКБ обычно вводят на ночь. Отключив клеммы с вечера, имеем уравновешенную плотность электролита на утро и действительный заряд без утечки токов во время стоянки машины.
Внимание! Помните про температуру – это обязательная характеристика, без которой метод «без нагрузки» не работает. Итого, заряженный на 100% аккумулятор легкового автомобиля без нагрузки показывает:
Итого, заряженный на 100% аккумулятор легкового автомобиля без нагрузки показывает:
- 12,7-12,9 Вольт при +20…+25°C.
- 12,8-13,0 Вольт при -5…+5°C.
- 12,9-13,10 Вольт при -10…-15°C.
Примечательно, что напряжение выше 12,8 В поддерживается недолго. Чтобы аккумулятор был постоянно заряжен даже зимой, в северных регионах искусственно повышают плотность электролита с обычных 1,28 до 1,32 г/см3. На Юге же чаще заряжают изделие от сетевого зарядника.
Причины возникновения перезаряда
Сразу оговоримся, что перезаряд далеко не всегда плохо. Вы спросите, почему? Ответ прост: плотность электролита должна поддерживаться на номинальном уровне, для средней полосы это порядка 1,27-1,28 г/см3. Если происходит потеря воды (она испаряется), плотность повышается, но бывает и обратная ситуация, когда уменьшается количество кислоты в электролите (например, если она интенсивно выпадает в осадок). Что делать в таких случаях? Производители рекомендуют доливать электролит частями, изымая слабый и доливая новый. Некоторые автовладельцы делают иначе: намеренно производят перезарядку аккумулятора, чтобы началось испарение воды и в итоге добиться номинального соотношения вода/кислота.
Такой перезаряд выполняют на малом токе, и как только плотность достигнет требуемого значения, выключают зарядное устройство. Мы так делать не советуем, поскольку в любом случае имеет место потеря объёма электролита, и рано или поздно все равно придётся его доливать. Если прозевать момент и пластины оголятся, они моментально начнут ускоренно разрушаться.
А теперь рассмотрим основные причины перезаряда аккумулятора:
сломалось реле-регулятор генератора. В нормальном состоянии реле отслеживает зарядку, и как только аккумулятор заряжается до 12,7 В, прекращает подачу электроэнергии. Если оно вышло из строя, генератор будет заряжать аккумулятор постоянно, что приведёт к кипению электролита со всеми вытекающими последствиями. Можно утверждать, что эта причина относится к самым распространённым. Лечится она заменой реле, стоящего копейки;
Выход их строя реле-регулятора бывает частичным или полным. В первом случае напряжение подпитки АКБ лишь ненамного больше номинала. Если же реле полностью неисправно, напряжение может превышать 16 В, что плохо уже не только для аккумулятора, но и других потребителей – они могут просто перегореть, а в худшем случае может произойти возгорание электропроводки.
- после замены реле может оказаться, что проблема никуда не исчезла. В этом случае ответ на вопрос, почему идет перезаряд аккумулятора, следует искать в самом генераторе. Он тоже не вечный – может имеет место пробой диодного моста, пробой на корпус якоря или банальный обрыв обмотки;
- перед тем, как грешить на генератор, следует убедиться, что в цепи системы подзарядки все нормально: плохой контакт на любом участке цепи может восприниматься реле-регулятором как дополнительная нагрузка, в результате чего регулятор увеличивает выходное напряжение с целью компенсации потерь;
- наконец, причина перезарядка АКБ может скрываться в неисправном датчике, который. К примеру, демонстрирует вольтаж 17 В, хотя на самом деле на батарею поступают положенные 14 вольт.
Степень заряженности автомобильного аккумулятора Впрочем, на современных автомобилях обо всех подобных проблемах водителя предупреждает бортовая электроника: загорается надоедливое CHECK ENGINE, которое может свидетельствовать о чём угодно, но уточняет неисправность горящий значок батареи. Поиск неисправности следует начинать с реле, затем проверить цепь, датчик, и только после этого смотреть в сторону генератора.
Правила подзарядки АКБ
Аккумуляторная батарея должна своевременно заряжаться, чтобы напряжение во время эксплуатации транспортного средства было оптимальным. При осуществлении данного мероприятия необходимо придерживаться ряда правил.
- Зарядка должна производиться при температурном режиме более 0 градусов.
- Перед подключением к электрической сети откручиваются заливные пробки и оставляются в посадочных отверстиях.
- Необходимо использовать прибор, способный обеспечивать напряжение 16 вольт.
- Закручивать пробки не следует в течение 20 минут после завершения зарядки, чтобы скопившиеся газы смогли беспрепятственно выйти наружу.
- Помещение должно иметь приточно-вытяжную вентиляцию.
- Критерием завершения заряда будет являться достижение оптимального напряжения или плотности 1,27 г/куб. см.
- Температура электролита внутри прибора, подключенного к сети, не должна превышать 45 градусов.
- Измерения тока рекомендуется производить спустя 8 часов после проведения зарядки.
- Если имеется индикатор, то время отключения прибора от сети определяется по нему.
Почему важно отслеживать уровень заряда аккумулятора
Важно поддерживать необходимый уровень заряда батареи не только во время эксплуатации, но и во время стоянки машины. При длительном хранении АКБ, которая показывает недостаточный уровень напряжения, на свинцовых пластинах будет образовываться оксидная плёнка, которая обладает плохими показателями электропроводимости
По этой причине у аккумулятора заметно снизится ёмкость и общий эксплуатационный ресурс.
В зимнее время года оставление автомобиля на улице с разряженной батареей чревато полным выходом её из строя. Дело в том, что если напряжение на клеммах аккумулятора ниже нормы, плотность электролита существенно снижается и жидкость может полностью замёрзнуть в банках. Лёд расширяясь разрушит внутренние электроды изделия, и батарея окажется полностью неработоспособной.
Низкий уровень заряда батареи во время запуска двигателя приведёт к повышенным длительным нагрузкам на электрическую проводку, щётки электродвигателя стартера и контакты втягивающего реле.
Напряжение разряженной АКБ
Итак, разряжать батарею крайне не рекомендуется, потому что потом она не вернётся к утерянным эксплуатационным характеристикам. У некоторых АКБ есть световые сигналы, сообщающие о состоянии. Присмотритесь к ним:
- зелёный сигнал – заряженный аккумулятор;
- чёрный (тёмно-серый, коричневый) – пора заряжать;
- белый – нужно долить воды.
Если такой вспомогательной опции нет, то придётся проверять напряжение самостоятельно. Оно подскажет, насколько заряжен аккумулятор:
- 12, 6 В – 100%;
- 12,5 В – 90%;
- 12,4 В – 80%;
- 12,3 В – 70%;
- 12,2 В – 60%;
- 12,1–12,05 В – 50%;
- 11,9 В – 40%;
- 11,7 В – 30%;
- 11,5 – 20%;
- 11,3 – 10%;
- 10, 5 – 0%.
Таким образом, с каждой десятой долей падения напряжения уходит 10% заряда батареи. В морозную погоду лучше всё время держать аккумулятор в состоянии полного заряда, иначе он замёрзнет, и его потом трудно реанимировать. В электролите содержится вода, которой для смены агрегатного состояния на твердое нужно всего лишь 0 градусов.
В жару тоже подстерегают проблемы: в процессе работы аккумулятор нагревается, если прибавить к этому внешнюю температуру, то вода попросту выкипает, и её нужно подливать. Если этого не сделать, серная кислота, получившая полный контроль над электролитом, свяжет свинец и образует сульфат, который осядет в виде плёнки на металлические пластины АКБ. Она чрезвычайно активна и легко «цепляет» свободные элементы.
Чтобы не допустить подобных процессов и получить над ними полный контроль, лучше приобрести мультиметр и почаще измерять показатели напряжения.
Как влияет окружающая температура на уровень заряда
При отрицательной температуре воздуха скорость химических реакций существенно замедляется. В результате этого в зимнее время года уровень заряда батареи будет немного ниже, также существенно увеличивается расход электричества за счёт более тяжёлого проворачивания коленвала из-за загустевшего машинного масла.
При эксплуатации в жарком климате нормально заряженная батарея способна отдать большее количество электричества, но в то же время заметно увеличится и саморазряд аккумулятора.
В общем, если АКБ эксплуатируется в экстремальных условиях за её техническим состоянием следует наблюдать более пристально, чем при использовании в рекомендованном заводом-изготовителем диапазоне температур.
Как протестировать уровень заряда аккумулятора
Выносливость аккумулятора характеризуется напряжением, эти данные являются основополагающими для замеров уровня заряда АКБ.
Напряжение можно протестировать двумя способами: измерением показаний на клеммах и замерами плотности электролита.
Показания на клеммах
Это самый простой и доступный метод. Он ориентируется на показатель значений, которые измеряются на контактах аккумуляторной батареи вольтметром – специальным измерительным прибором. Он покажет точное значение, вплоть до сотых долей вольта.
Для замера батарея должна находиться в состоянии покоя 4-5 часов, и только после этого можно проводить измерения. Обычный уровень напряжения для кислотных аккумуляторов составляет 12,5-12,9В. Для более точных измерений ориентируйтесь на вышеуказанную таблицу.
Есть способ замера с более высокой точностью с участием специальных ЗУ с памятью и микропроцессором. Они имеют возможность отследить несколько серий заряда и разряда батареи.
Этот метод является максимально точным, и так вы сможете сэкономить средства при сервисе батареи.
Плотность электролита
Второй метод заключается в замерах плотности жидкого электролита. Соответственно, это метод подойдёт только для аккумуляторов с электролитом. Электролит состоит из 65% дистиллята и 35% серной кислоты.
Плотность электролита вы можете замерить особым прибором – ареометром. При степени полноценного заряда аккумулятора 12,7В и средней температуре воздуха плотность электролита будет колебаться в пределах 1,27-1,28 г/см3.
Существует специальная таблица данных, показывающая зависимость заряда АКБ от плотности электролита:
Степень заряда, % | Плотность электролита, г/см3 |
10 | 1,13 |
20 | 1,14 |
30 | 1,16 |
40 | 1,17 |
50 | 1,19 |
60 | 1,20 |
70 | 1,21 |
80 | 1,23 |
90 | 1,24 |
95 | 1,25 |
100 | 1,27-1,28 |
Чем более высокую плотность имеет электролит, тем более стойкой батарея останется в режиме холода. В регионах с холодными климатическими условиями плотность электролита принудительно увеличивают до отметки 1,30 г/см3.
Как узнать уровень заряда аккумулятора автомобиля по его напряжению
Наиболее простой метод – визуальный. Сегодня степень заряженности АКБ можно узнать, взглянув на гидрометрический индикатор (как его называют, «глазок»). Благодаря ему определяется степень зарядки изделия без подручных средств:
зелёный цвет индикатора указывает, что АКБ заряжена более чем на 60 %; тёмный цвет говорит о необходимости зарядки батареи; светлый цвет сообщает о потребности аккумулятора в дистиллированной воде. Также примерно определить работоспособность батареи можно при помощи мультиметра, измерив напряжение при заглушенном двигателе, после выдержки его примерно в течение 12 часов, как говорилось выше. Измерения проводятся при температуре +18 С.
Приводим таблицу заряда аккумулятора автомобиля по напряжению:
4.5 2 голоса
Рейтинг статьи
Напряжение АКБ автомобиля
Напряжение является важнейшим параметром в аккумуляторной батареи. От него зависит как быстро запуститься двигатель автомобиля и как будет работать бензонасос, да и вся система в целом. Именно поэтому все специалисты и производители говорят, что нужно почаще следить и тестировать напряжение в АКБ, так как это поможет сохранить долговечность.
Какое напряжение аккумулятора автомобиля считается нормальным
В автомобилях устанавливается аккумуляторная батарея, которая имеет напряжение не менее 12,5 Вольт, а также не более 12,9 Вольт. Если при тестировании выдаются такие параметры, то аккумулятор готов к использованию. Его заряд при таком напряжении составляет примерно от 80 до 100 процентов. Устанавливать на зарядное устройство при таком параметре не рекомендуется, так как это может повлечь выкипание электролитической жидкости или сильный перегрев АКБ. Эти факторы приведут устройство к быстрому износу или даже моментальному выходу из строя. Перед покупкой в магазине новой аккумуляторной батареи, нужно учитывать напряжение. Рекомендуется взять с собой вольтметр или нагрузочную вилку для измерений. При нормальном функционировании источник питания должен выдавать минимум 12,6 Вольт. Если на дисплее 12,5 Вольт, можно также не переживать. Многие виды АКБ имеют саморазряд, поэтому если устройство находится на полках магазина слишком долго, то это вполне реально.
Минимальное напряжение АКБ
Минимальным значением напряжения в аккумуляторной батареи считается 10,5 Вольт. При такой разрядке ещё можно спокойно зарядить аккумулятор без последствий. Если значение выдаётся в 9 Вольт, то без дополнительных инструментов и знаний уже не обойтись. Это называется глубоким разрядом. Аккумулятор уходит в глубокую блокировку, которую обычно производит специальный элемент внутри устройства. Возникать он может из-за неправильной эксплуатации или при подаче сильной нагрузки. Отдельно выделяется длительное хранение. Зачастую после этого и возникает глубокий разряд, если производился неправильный уход за неработающей батареей. Восстановить такой аккумулятор можно, но без последствий уже будет не обойтись. Значительно снизится энергетическая ёмкость и все важные характеристики элемента. Однозначно снизится срок службы. Иногда внутри восстановленного устройства могут произойти образования лишних газов, что приведёт к взрыву. Поэтому не рекомендуется использовать восстановленный аккумулятор в качестве основного источника. Реанимировать мёртвую АКБ может помочь специальное, автоматическое, зарядное устройство, которое способно регулировать технические характеристики.
Напряжение аккумулятора под нагрузкой
Для проведения тестирования потребуется приобрести дополнительное оборудование. Нагрузочная вилка предназначена для тестирования работоспособности аккумуляторной батареи в данный момент. Прибор позволит узнать на сколько аккумуляторная батарея готова к использованию, а также покажет оставшийся заряд и измерит напряжение, которое выдаётся в данный момент. Вычислить энергетическую ёмкость с помощью этого инструмента не получится. Это значит, вычислить сколько АКБ ещё проработает невозможно.
У данного изделия есть своя комплектация, в неё входит конструкция, куда встроен обычный мультиметр; специальные спирали, осуществляющие сопротивление; кабели с зажимами, их по-другому называют «крокодильчики».
В продаже можно найти цифровые и аналоговые. Первые показывают значения в цифрах, а вторые с помощью стрелки. Большая часть нагрузочных вилок способно функционировать только при плюсовой температуре, но можно отыскать некоторые модели, не боящиеся холодов. Только стоимость их будет гораздо выше обычных, так как они способны выдавать разряд тока в 200 Ампер. Средняя продолжительность тестирования должна составлять чуть больше 10 секунд.
Напряжение при работающем двигателе
Если автомобиль работал на протяжении 10-15 минут, то нагрузочная вилка покажет значение в 13,5 Вольт или даже немного побольше. Приступать к проверке напряжения на работающем двигателе нужно после того, как он поработает примерно 20 минут. Далее нужно включить энергопотребители такие как: свет, аудиосистема, дворники, печку или обогрев сидений и стекла. При таком раскладе значение незначительно может уменьшиться, примерно на 0,2-0,3 Вольта. Если значение упало ниже, то это значит, что аккумуляторная батарея «не вывозит». Требуется проверить работоспособность генератора. Также причина может скрываться в новой, установленной, более мощной аудиосистеме. Устранить эту проблему поможет только покупка более мощного генератора.
Какое напряжение на аккумуляторе автомобиля считается нормальным
Стоит отметить, что на приборном щитке современных моделей авто уже нет индикаторов, показывающих величину напряжения АКБ. Для того чтобы самостоятельно определить работоспособность аккумулятора, стоит приобрести мультиметр. С помощью данного устройства нужно минимум один-два раза в месяц проверять показатель вольтажа АКБ. Это позволит предупредить ситуацию, когда аккумулятор не сможет выдать нормальный пусковой ток, необходимый, чтобы завести силовой агрегат.
При каком минимальном показателе напряжения АКБ будет не в состоянии осуществить запуск мотора? Точное значение этого параметра указать сложно. В обычном состоянии напряжение аккумуляторной батареи находится на уровне 12,5-12,7 В. Эти цифры могут меняться в зависимости от эксплуатационных условий, что считается нормальной ситуацией. Более того, некоторые бренды, которые выпускают АКБ для авто, указывают, что для их аккумуляторов нормой является напряжение от 13 В до 13,2 В. Эксперты считают, что такие показатели допустимы. При этом измерение стоит проводить не сразу после полной зарядки АКБ. Если подождать около 60 минут, то его значение опустится, к примеру, с 13 В до 12,7 В.
В тоже время показатель вольтажа может меняться и в сторону уменьшения. Но если он опускается ниже 12 В, то можно утверждать, что аккумулятор автомобиля разрядился примерно на 50%. В этом случае батарею следует зарядить до нормального напряжения. Эксплуатация автомобиля с АКБ, которая имеет низкий уровень зарядки, сопровождается сульфатацией свинцовых пластин, что приводит к снижению срока эксплуатации батареи.
Стоит отметить, что в нормальных условиях завести силовой агрегат легкового авто можно и при низком напряжении АКБ. Если у аккумулятора нет неисправностей, а генератор во время работы мотора обеспечивает необходимый заряд, то и при низкой зарядке батарея может эксплуатироваться.
Если же нормальное напряжение аккумулятора автомобиля в покое (при отключенных потребителях и заглушенном двигателе) снижается до показателей менее 11,6 В, можно говорить о практически полной разрядке батареи. В этом случае недопустима эксплуатация АКБ без проверки ее исправности и подзарядки.
Подытоживая приведенную выше информацию, отметим, что нормальное напряжение аккумулятора автомобиля — от 12,6 В до 12,7 В, но в редких случаях оно может достигать и 13,2 В. При этом достаточно часто при измерении этого параметра у АКБ легковых авто фиксируются показания на уровне 12,2-12,49 В (неполная зарядка). Такие показатели нельзя назвать очень плохими, так как заметное снижение качества работы автомобильного аккумулятора наблюдается лишь при падении его напряжения ниже уровня 11,9 В.