Эксплуатационные свойства
Прежде, чем использовать эту смазку, нужно изучить ее свойства и информацию о применении. МС 20 отличается от обычного моторного масла следующими свойствами:
- хорошая вязкость;
- плохая совместимость с водой;
- возможность адгезии;
- сопротивление к пенообразованию;
- устойчивость к термическому окислению;
- слабая воспламеняемость;
- не дает появиться коксу и отложениям.
Свойства и способности МС 20 прописаны в ГОСТ 21743-21. Он определяет состав и подтверждает, что в смазке отсутствует вода, кислоты, щелочи, а также растворители и прочие примеси.
Технические характеристики смазки
Изначально разработка велась в направлении авиационного масла и МС 20 показало достаточные для этой области результаты. Они указаны в таблице в виде его технических характеристик:
texnicheskie-harakteristiki-smazki
Область применения масла МС 20
Масло МС 20 применяется для смазки цилиндропоршневой группы моторов гражданских и военных самолетов, турбовинтовых моторов и авиационного газоперекачивающего оборудования.
В 70% двигателей индекс вязкости и плотность смазки может меняться, так как она представляет собой смесь МС 20 в разных пропорциях с аналогичным составом – МС 8.
Особое внимание смазка заслуживает в вертолетах «МИ», где ее используют для снижения трения во втулках редукторах несущих и хвостовых винтов. При наличии соответствующего допуска, смазочный материал можно заливать в двигатели строительного, а также сельскохозяйственного назначения
При наличии соответствующего допуска, смазочный материал можно заливать в двигатели строительного, а также сельскохозяйственного назначения.
Описание масла МС 20
Все характеристики определялись ГОСТом 21743-76. С первого июля 2022 года в действие вводится новый – ГОСТ 21743-2021. Если говорить коротко, то МС 20 – минеральный смазочный материал, основу которого составляет беспарафиновая или парафиновая нефть с малым содержанием серы.
МС 20 разрабатывалась для авиационных двигателей. Ее свойства позволяют обеспечить бесперебойную работу авиационного силового агрегата в сложных погодных условиях, например, при большом давлении или температуре. Данная смазка стала базовой жидкостью для разработки других авиационных масел с иной направленностью.
Applications
Mobil Jet Oil II is recommended for aircraft gas turbine engines of the turbo-jet, turbo-fan, turbo-prop, and turbo-shaft (helicopter) types in commercial and military service. It is also recommended for aircraft-type gas turbine engines used in industrial or marine applications. Mobil Jet Oil II is approved against the Standard Performance (STD) classification of U.S. Military Specification MIL-PRF-23699. It is also compatible with other synthetic gas turbine lubricants meeting MIL-PRF-23699. However, mixing with other products is not recommended because the blend would result in some loss of the performance characteristics of Mobil Jet Oil II. Mobil Jet Oil II is compatible with all metals used in gas turbine construction, as well as with F Rubber (Viton A), H Rubber (Buna N), and silicone seal materials.
Mobil Jet Oil II has the following builder approvals *
Engines
• Honeywell/Lycoming-Turbines
• Rolls-Royce/Allison Engine Company
• CFM International
• General Electric Company
• International Aero Engines
• Pratt and Whitney Group
• Pratt and Whitney, Canada
• Rolls-Royce Limited
• SNECMA
• Honeywell/Garrett Turbine Engine Company
• Turbomeca
Accessories
• Honeywell-Auxiliary power units and air cycle machines
• Hamilton Standard-Starters
• Hamilton Sundstrand Corp.-APUs, constant-speed drives and integrated-drive generators
* Specific engine or equipment approval must be verified with the builder
Properties and Specifications
Property |
|
Autogenous-ignition temperature test, deg.C, 30 CFR 35.20 |
404 |
Change in Kinematic Viscosity, 72 h @ -40 C, %, ASTM D2532 |
0.15 |
Density @ 15 C, kg/l, ASTM D4052 |
1.0035 |
Elastomer Compatibility, AMS-3217/4 (72hrs @204C), % swell, FTMS 791-3604 |
15.6 |
Elastomer Compatibility,AMS-3217/1(72hr @70C), % swell, FTMS 791-3604 |
16.4 |
Evaporation Loss, 6.5 h, 204 C, mass%, ASTM D972(mod) |
3.0 |
Evaporation Loss, 6.5 hr @ 232 C, 29.5″ Hg, mass %, ASTM D972(mod) |
10.9 |
Evaporation Loss, 6.5 hr @ 232 C, 5.5″ Hg, mass %, ASTM D972(mod) |
33.7 |
Fire Point, °C, ASTM D92 |
285 |
Flash Point, Cleveland Open Cup, °C, ASTM D92 |
270 |
Foam, Sequence I, Tendency, ml, ASTM D892 |
8 |
Foam, Sequence II, Tendency, ml, ASTM D892 |
10 |
Foam, Sequence III, Tendency, ml, ASTM D892 |
8 |
Kinematic Viscosity @ 100 C, mm2/s, ASTM D445 |
5.1 |
Kinematic Viscosity @ 40 C, mm2/s, ASTM D445 |
27.6 |
Kinematic Viscosity @ -40 C, mm2/s, ASTM D445 |
11000 |
Pour Point, °C, ASTM D5950 |
-59 |
Shear Stability, %KV loss, ASTM D2603 |
0.9 |
Total Acid Number, mgKOH/g, ARP 5088 |
0.03 |
Ryder Gear Load Carrying, % vs ref., FTMS 791-6508 |
115 |
Одобрения, допуски и спецификации
Имеет следующие одобрения и допуски:
- Honeywell/Lycoming-Turbine engines;
- Rolls-Royce/Allison Engine Company;
- CFM International;
- General Electric Company;
- IAE International;
- Pratt and Whitney Group;
- SNECMA;
- Pratt and Whitney, Canada;
- Rolls-Royce Limited;
- Honeywell/Garrett-Turbine Engine Company;
- Turbomeca.
- Honeywell-Auxiliary power units and air cycle machines;
- Hamilton Standard-Starters;
- Hamilton Sundstrand corp.- APUs, Constant-speed drives and integrated-drive generators.
Имеет следующие спецификации:
- Approved against Mil-PRF-23699-STD;
- NATO 0-156, DERD 2499;
- DEF-STAN 91-101;
- PRI-QPL-AS5780/SPC.
Описание продукта
Мобил Джет Ойл 2 – синтетическая смазывающая жидкость с уникальным пакетом присадок. Такой состав обеспечивает оптимальную защиту именно реактивных двигателей, подверженных воздействию высоких температур, перегреву. Именно термическая стабильность – главный конек этого масла. Оно не окисляется, не коксуется, не горит, не испаряется даже при очень высоких температурах (до 285 градусов Цельсия). Кроме того, отлично отводит тепло от перегревающихся деталей мотора. Застывание же происходит при минус 59 градусах Цельсия. Оптимально использовать его до -40.
Превосходные технические характеристики масла позволяют продлить ресурс двигателя, уменьшают объемы работ, связанных с сервисным обслуживанием мотора, увеличивает срок жизни отдельных движущихся деталей, в частности, подшипников и шестерен. Продукт тратится экономно, благодаря минимальной испаряемости и угару.
Features and Benefits
Mobil Jet Oil II is formulated to meet the demanding requirements of aircraft-type gas turbines operating over a wide range of severe operating conditions. The product has a high specific heat in order to ensure good heat transfer from oil-cooled engine parts. In extensive laboratory testing and in-flight performance, Mobil Jet Oil II exhibits excellent bulk oil stability at temperatures up to 204ºC (400 ºF). The evaporation rate at these temperatures is low enough to prevent excessive loss of volume. Key features and benefits include:
Features |
Advantages and Potential Benefits |
Excellent thermal and oxidation stability |
Reduces the formation of carbon and sludge deposits Maintains engine efficiency and extends engine life |
Excellent wear and corrosion protection |
Extends gear and bearing life Reduces engine maintenance |
Retains viscosity and film strength across wide temperature range |
Provides effective lubrication at high operating temperatures |
Chemically stable |
Reduces evaporation losses and lowers oil consumption |
Low pour point |
Eases start-up in low ambient temperature conditions |
Properties and Specifications
Property |
|
Autogenous-ignition temperature test, deg.C, 30 CFR 35.20 |
404 |
Change in Kinematic Viscosity, 72 h @ -40 C, %, ASTM D2532 |
0.15 |
Density @ 15 C, kg/l, ASTM D4052 |
1.0035 |
Elastomer Compatibility, AMS-3217/4 (72hrs @204C), % swell, FTMS 791-3604 |
15.6 |
Elastomer Compatibility,AMS-3217/1(72hr @70C), % swell, FTMS 791-3604 |
16.4 |
Evaporation Loss, 6.5 h, 204 C, mass%, ASTM D972(mod) |
3.0 |
Evaporation Loss, 6.5 hr @ 232 C, 29.5″ Hg, mass %, ASTM D972(mod) |
10.9 |
Evaporation Loss, 6.5 hr @ 232 C, 5.5″ Hg, mass %, ASTM D972(mod) |
33.7 |
Fire Point, °C, ASTM D92 |
285 |
Flash Point, Cleveland Open Cup, °C, ASTM D92 |
270 |
Foam, Sequence I, Tendency, ml, ASTM D892 |
8 |
Foam, Sequence II, Tendency, ml, ASTM D892 |
10 |
Foam, Sequence III, Tendency, ml, ASTM D892 |
8 |
Kinematic Viscosity @ 100 C, mm2/s, ASTM D445 |
5.1 |
Kinematic Viscosity @ 40 C, mm2/s, ASTM D445 |
27.6 |
Kinematic Viscosity @ -40 C, mm2/s, ASTM D445 |
11000 |
Pour Point, °C, ASTM D5950 |
-59 |
Shear Stability, %KV loss, ASTM D2603 |
0.9 |
Total Acid Number, mgKOH/g, ARP 5088 |
0.03 |
Ryder Gear Load Carrying, % vs ref., FTMS 791-6508 |
115 |
Applications
Mobil Jet Oil II is recommended for aircraft gas turbine engines of the turbo-jet, turbo-fan, turbo-prop, and turbo-shaft (helicopter) types in commercial and military service. It is also recommended for aircraft-type gas turbine engines used in industrial or marine applications. Mobil Jet Oil II is approved against the Standard Performance (STD) classification of U.S. Military Specification MIL-PRF-23699. It is also compatible with other synthetic gas turbine lubricants meeting MIL-PRF-23699. However, mixing with other products is not recommended because the blend would result in some loss of the performance characteristics of Mobil Jet Oil II. Mobil Jet Oil II is compatible with all metals used in gas turbine construction, as well as with F Rubber (Viton A), H Rubber (Buna N), and silicone seal materials.
Mobil Jet Oil II has the following builder approvals *
Engines
• Honeywell/Lycoming-Turbines
• Rolls-Royce/Allison Engine Company
• CFM International
• General Electric Company
• International Aero Engines
• Pratt and Whitney Group
• Pratt and Whitney, Canada
• Rolls-Royce Limited
• SNECMA
• Honeywell/Garrett Turbine Engine Company
• Turbomeca
Accessories
• Honeywell-Auxiliary power units and air cycle machines
• Hamilton Standard-Starters
• Hamilton Sundstrand Corp.-APUs, constant-speed drives and integrated-drive generators
* Specific engine or equipment approval must be verified with the builder
Product Description
Mobil Jet Oil II is a high performance aircraft-type gas turbine lubricant formulated with a combination of a highly stable synthetic base fluid and a unique chemical additive package. The combination provides outstanding thermal and oxidative stability to resist deterioration and deposit formation in both the liquid and vapour phases, as well as excellent resistance to foaming. The effective operating range of Mobil Jet Oil II is between -40ºC (-40 ºF) and 204 ºC (400ºF).
Mobil Jet Oil II is engineered for aircraft gas turbine engines used in commercial and military service requiring MIL-PRF-23699-STD level performance. It also is recommended for aircraft-type gas turbine engines in industrial or marine service applications
Хотите купить Авиационные масла ?
ООО «ЭдвансОйлГрупп» предлагает поставки авиационных масел по всей России. Теперь купить авиационные масла можно на всей территории России.
Позвоните нам:
Вы можете связаться с нашими менеджерами по электронной почте:
Мы расскажем Вам о наличии и сроках поставки нужного Вам продукта, Сделаем Вам специальное предложение при покупке оптом. Мы рады сотрудничать с Вами!
ТУ 0253-007-39247202-96 ✯ Возможна поставка с Военной приемкой. Предназначена для применения в редукторах трансмиссии вертолетов в зимний период.
ОСТ 54-3-175-72-99 с изм. 1,2 ✯ Возможна поставка с Военной приемкой. СМ-4,5 — смесь авиационных масел МС-8п и МС-20 в соотношении 75:25 (мас. доля, %).
Масла для газоперекачивающих агрегатов
Для обеспечения смазки подшипников, трущихся поверхностей и охлаждения узлов газоперекачивающих агрегатов используются специальные масла, относящиеся к группе газотурбинных масел.
Использование, для обеспечения работы газоперекачивающих агрегатов, стационарных газотурбинных установок или серийных авиационных и судовых газотурбинных двигателей, обуславливает применение в системе смазки как ранее рассмотренных для соответствующих типов двигателей марок газотурбинных масел (МС-8п, МС-8рк, ИПМ-10, масло для судовых газовых турбин), так и ряда других, обладающих соответствующим уровнем эксплуатационных характеристик.
В качестве смазочных материалов, для газотурбинных установок газоперекачивающих агрегатов используются следующие марки масел:
МС-8гп (ТУ 0258-003-40065452-97), разработанное на базе масла МС-8п;
«масло Петрим» (ТУ 38.401-58-245-99);
«масло Эридан» (ТУ 38401829-90).
Кроме того, привод газоперекачивающих агрегатов может осуществляться от поршневых газовых двигателей, в которых в зависимости от конструкционных особенностей, применяются минеральные масла марок:
масло МС-20 (ГОСТ 21743-76 «Масла авиационные. Технические условия»);
масло МГД-14 м (ТУ 38.101930-83).
Значения показателей качества вышеприведенных масел, также приведены в таблице 4.
Преимущества и недостатки
Вот какими преимуществами обладает это авиационное масло:
- отличная термическая стабильность;
- повышенная стойкость к окислению;
- минимальный риск образования осадка;
- увеличивает срок службы подшипников и редукторов, способствует сокращению технического обслуживания;
- отсутствие склонности к пенообразованию;
- низкая температура застывания;
- хороший отвод тепла от деталей двигателя;
- минимальная испаряемость при высоких температурах;
- мощная защита от образования нагара и отложений.
Похожими свойствами обладают все масла из серии Mobil Jet Oil. А еще есть аналоги российского изготовления – смазочные вещества ВНИИ НП 50-1-4ф, ВНИИ НП 50-1-4у, 36/1Ку-А, Б-3В, разработанные специально для авиации.
Масла для турбовальных двигателей
Подгруппа масел для турбовальных двигателей предназначена для смазки элементов двигателей и редукторов механизмов конструкции.
К маслам для турбовальных двигателей относятся синтетические масла Б-3В и ЛЗ-240. Физико-химические характеристики данных масел представлены в таблице 2.
Синтетическое масло Б-3В, производится на основе пентаэритритового эфира низкомолекулярных жирных кислот С5-С9 с комплексом антиокислительных и противоизносных присадок. Применяется в теплонагруженных двигателях с температурой масла на выходе из двигателя до 200 С.
Синтетическое масло ЛЗ-240 (ТУ 301-04-010-92) с изм. 1-6, предназначено для газотурбинных двигателей, редукторов вертолетов и другой техники с температурой масла на выходе из двигателя 200 С.
Таблица 3
Наименование показателя | Норма для марки |
Метод
испытаний |
|
---|---|---|---|
Мн-7,5у | СМ-4,5 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Плотность при 20 С кг/м3 | ≤ 900 | ≤ 860 | ГОСТ 3900 |
1. Вязкость кинематическая, мм2/с:
при 100 С при минус 35 С |
≥ 7,5
≤ 7500 |
4,3-4,7
– |
ГОСТ 33 |
3. Стабильность вязкости после озвучивания на ультразвуковой установке в течение 15 мин, % | ≤ 11 | – | |
4. Кислотное число, мг КОН/г | ≤ 0,1 | ≤ 0,05 | ГОСТ 5985 |
5. Температура вспышки, в закрытом тигле, С | ≥ 150 | ≥ 138 | ГОСТ 6356 |
6. Температура застывания, С | ≤ минус 53 | ≤ минус 35 | ГОСТ 20287 |
7. Коксуемость, % | ≤ 0,1 | ≤ 0,15 | ГОСТ 19932 |
8. Испаряемость (150 С, 3 ч, расход воздуха 1,5 дм3/мин), % | ≤ 7,0 | – | ГОСТ 10306 |
9. Цвет, единицы ЦНТ | ≤ 1,5 | – | ГОСТ 20284 |
10. Термоокислительная стабильность, ч (175С, расход воздуха 10 дм3/ч)Показатели после окисления: кинематическая вязкость, мм2/с: — при 100 С — при минус 35 С массовая доля осадка, нерастворимого в изооктане, % кислотное число, мг КОН/г коррозия на пластинах, г/м2: сталь ШХ 15 алюминиевый сплав АК 4 медь М 1 или М 2 |
50
≤ 10,0 ≤ 11500 ≤ 0,15 ≤ 0,75 отс. 0,2 0,5 |
–
– – – – – – – |
ГОСТ 23175 |
11. Содержание ВКЩ | отсутствие | ГОСТ 6307 | |
12. Содержание механических примесей | отсутствие | ГОСТ 6370 | |
13. Степень чистоты:
— число фильтраций — содержание осадка, мг/100 г |
1
≤ 60 |
–
– |
ГОСТ 12275 |
14. Трибологические характерис-тики на ЧШМТ при (200,5) С:
критическая нагрузка, Н показатель износа при осевой нагрузке 196 Н |
≥ 840
≤ 0,5 |
–
– |
ГОСТ 9490 |
15. Содержание воды | отсутствие | — | ГОСТ 1547 |
Преимущества и недостатки МС 20
В таблице на примере масла «Лукойл» 20 МС указаны плюсы и минусы:
Преимущества и недостатки
чистота внутри агрегата;
способность к отделению воды при сепарации;
увеличение срок службы мотора за счет хороших антифрикционных свойств;
устойчивость к высоким температурам;
хорошее качество при низкой цене.
слабость к низким температурам;
требует оборудование для перекачки.
Плюсы
Масло МС 20 не содержит присадок. Минеральная основа не допускает появление нагара и отложений, а это дополнительный плюс к ресурсу двигателя. Она будет работать на снижение трения внутри агрегата, а не на удаление с его стенок продуктов окисления присадок.
Отечественная разработка – это конкуренция для импортных смазочных материалов. Во-первых, производство локализовано, а во-вторых, МС 20 при своей простой структуре стоит намного дешевле зарубежных аналогов. Смазки с теми же свойствами и дополнительными присадками будут стоить на 30% дороже.
При правильном использовании масла – недостатков можно не обнаружить. К примеру, заправка, выполненная насосом, исключит контакт жидкости с атмосферой и зимой в ней не будут образовываться кристаллы льда. Мотор будет запускаться без проблем.
Минусы
Все недостатки данной смазки – это ее поведение на холоде. При контакте с кислородом масло будет терять свое ценное свойство – устойчивость к отрицательной температуре внутри картера. Проблема проявится лишь при неправильной заправке, хранении и транспортировке.
Features and Benefits
Mobil Jet Oil II is formulated to meet the demanding requirements of aircraft-type gas turbines operating over a wide range of severe operating conditions. The product has a high specific heat in order to ensure good heat transfer from oil-cooled engine parts. In extensive laboratory testing and in-flight performance, Mobil Jet Oil II exhibits excellent bulk oil stability at temperatures up to 204ºC (400 ºF). The evaporation rate at these temperatures is low enough to prevent excessive loss of volume. Key features and benefits include:
Features |
Advantages and Potential Benefits |
Excellent thermal and oxidation stability |
Reduces the formation of carbon and sludge deposits Maintains engine efficiency and extends engine life |
Excellent wear and corrosion protection |
Extends gear and bearing life Reduces engine maintenance |
Retains viscosity and film strength across wide temperature range |
Provides effective lubrication at high operating temperatures |
Chemically stable |
Reduces evaporation losses and lowers oil consumption |
Low pour point |
Eases start-up in low ambient temperature conditions |
Технические характеристики
Параметр | Метод испытания | Значение / Единицы измерения |
---|---|---|
Вязкость cСт при 40 ºC | — | 27,6 |
Вязкость cСт при 100 ºC | — | 5,1 |
Вязкость cСт при -40 ºC | — | 11,000 |
% изменения при -40 ºC, через 72ч | — | 0,15 |
Температура застывания | ASTM D 97 | -59 (-74) ºC (ºF) |
Температура вспышки | ASTM D 92 | 270 (518) ºC (ºF) |
Температура воспламенения | — | 285 (545) ºC (ºF) |
Температура самовоспламенения | — | 404 (760) ºC (ºF) |
Кислотное число (TAN) | — | 0,03 мгКОН/г |
Плотность при 15 ºC | ASMT D 4052 | 1,0035 кг/л |
Потери от испарения 6,5 ч. при 204ºC, 29,5Hg | — | 3,0 % |
Потери от испарения 6,5 ч. при 232ºC, 29,5Hg | — | 10,9 % |
Потери от испарения 6,5 ч. при 232ºC, 5,5Hg | — | 33,7 % |
Пена Серия 1, при 24ºC | — | 8 мл |
Пена Серия 2, при 93,5ºC | — | 10 мл |
Пена Серия 3, при 75ºC (после испытания 200 F) | — | 8 мл |
Устойчивость пены через 1 мин оседания | — | 0 мл |
Набухание резины после 72 ч. при 204ºC | — | 15,6 % |
Набухание резины после 72 ч. при 70ºC | — | 16,4 % |
Устойчивость к сдвиговым нагрузкам, изменение кВ при 40ºC | — | 0,9 % |
Шестерня Райдера, Ave. lb/in % Hercolube A | — | 2750 ,115 |