Как заряжать agm-аккумуляторы 12 вольт: простые лайфхаки, как открыть «второе дыхание» у старого акб

О производителе Topla

Производство аккумуляторов Topla ведется компанией TAB Tovarna Akumulatorskih Baterij D.D. Это европейское предприятие, производственные мощности которого расположены в Словении и Македонии.

Это предприятие является одним из ведущих мировых производителей аккумуляторных батарей. С 70-х годов оборудование поставлялось на рынки СССР, использовалось в автомобилестроении, так и в промышленных предприятиях.

В начале нового века в компании произошла настоящая технологическая революция. В дело пошли современные технологии, изменился подход к работе, многократно увеличился объем выполняемых работ.

Завод TAB

Плюсы и минусы

Мото- и автомобильные аккумуляторы типа AGM имеют как свои недостатки, так и преимущества

Рассмотреть их будет не лишним, поэтому для начала рекомендуем обратить внимание на следующие достоинства в использовании подобных АКБ:

  • Широкие возможности эксплуатации и отменная защита от вибраций, чего получается добиться благодаря твёрдости используемого электролита;
  • Отсутствие необходимости обслуживания батареи. Как было отмечено выше, AGM аккумуляторы являются изолированными и герметичными узлами, поэтому конкретного обслуживания не требуют. Исключением, естественно, является зарядка АКБ;
  • Высокая надёжность ИБП, что имеется, опять же, из-за уникального устройства AGM батарей;
  • Отличные показатели пускового тока, благодаря чему успешно использовать AGM аккумуляторы возможно и при низком заряде;
  • Безопасность устройства и полная защита от неблагоприятного электролита;
  • Возможность работы АКБ при низких температурах. Работают такие батареи при морозе до минус 35-45 градусов по Цельсию.

Несмотря на столь положительную характеристику, стоит отметить и следующие недостатки AGM аккумуляторов:

  • Большой вес, который появляется из-за уникальности используемых сепараторов;
  • Невозможность хранить АКБ в разряженном состоянии;
  • Высокая чувствительность к изменению напряжения при зарядке или подпитке от генератора;
  • Немалая стоимость приборов, в среднем, заметно выше, чем на другие виды аккумуляторных батарей.

Конечно, каждый может характеризовать AGM аккумуляторы как с положительной, так и с отрицательной стороны. Однако главное свойство данных ИБП все-таки является очень даже неплохим и положительным. Если говорить точнее, то речь идёт о количестве возможных прохождений аккумулятором цикла «заряд-разряд». Относительно AGM батарей стоит отметить, что они способны выдержать проведения более 1 000 таких циклов и порядка 200 — при глубоком разряде аккумулятора. Впечатляет, не правда ли?

Зачем нужно поддерживать уровень электролита?

В обслуживаемых или малообслуживаемых свинцово-кислотных аккумуляторах используется электролит, который представляет собой раствор серной кислоты и дистиллированной воды. В процессе эксплуатации вода испаряется, а концентрация серной кислоты повышается. Концентрированная кислота способна вызвать ускоренную коррозию внутренних элементов аккумулятора, что приводит к образованию осадка, который впоследствии может привести к замыканию разнополярных пластин.

Что делать, если понизился уровень электролита в аккумуляторе?

Необходимо приобрести дистиллированную воду и долить ее в аккумулятор. Электролит представляет собой разбавленную серную кислоту. В процессе эксплуатации аккумулятора происходит лишь незначительное испарение воды, которую и требуется доливать. Ни в коем случае нельзя доливать новый электролит, только дистиллированную воду!

Как проверить уровень электролита

На стенке аккумулятора есть линии, которые указывают максимальный и минимальный уровень в каждой банке. Возьмите аккумулятор акуратно в руки и поверните на свет. Таким образом можно увидеть сколько находится электролита в каждой банке. Он должен быть между минимальной и максимальной чертой.

К чему приводит неправильная зарядка

Сильный перегрев

Чаще всего это вызывает снижение эффективности работы и энергетической ёмкости аккумуляторной батареи. Сопротивление данных элементов имеет отличие, из-за этого зарядный ток в автомобиле вырастает. Это способствует перегреву некоторых элементов питания. Жидкость станет испаряться, а ненужный электрический ток вызовет процесс, который называется электролиз. Вода начинает распадаться на два отдельных элемента: водород и кислород. Это является опасным химическим явлением, в лучшем случае будет вызван процесс окисления.

Нарушение герметичности

Из-за неправильной подзарядки вся поверхность аккумуляторной батареи начинает перегреваться и превращаться во что-то мягкое. Пары электролита выходят через образовавшиеся трещины. Если вовремя не распознать проблему, то при использовании устройства в автомобиле, оно может вызвать воспламенение. После такого перегрева минусовые металлические пластинки начнут окисляться не сразу, а со временем. Если ситуация доведена до критической, то пробовать восстанавливать такой аккумулятор уже не имеет смысла. Более того, это может быть опасной затеей.

Что такое терморазгон и почему его стоит бояться при зарядке AGM-аккумулятора

Это процесс, который вызывается собственноручно. Его принцип в том, что когда происходит повышение температуры электролита, тогда и повышается значение электрического тока.  Такой метод применяется некоторыми автовладельцами для повышения электронагрузки и силы тока, но это неминуемо ведёт к снижению энергетической ёмкости и срока службы аккумуляторной батареи.

Тепловой разгон может возникнуть при некоторых факторах:

  • нехватка электролитической жидкости в аккумуляторе;
  • АКБ полностью изношена;
  • произошло поднятие температуры под капотом автомобиля;
  • при применении автовладелец увеличивал нагрузку на АКБ.

Помимо опасного явления как пожар, ещё может произойти сильный взрыв, из-за водорода при наличии любой искры.

Когда нужно ставить аккумулятор на зарядку

Если машина не заводится по причине недостаточно высокой частоты вращение электромотора стартера, то такое «поведение» автомобиля практически всегда указывает на необходимость срочной подзарядки АКБ. Чтобы исключить возможные неисправности проводки и или обмоток электродвигателя пускового устройства можно воспользоваться мультиметром.

Для точного определения величины напряжения без нагрузки, рекомендуется, прежде чем осуществлять измерительные работы, отсоединить отрицательный провод от батареи. Затем прибор переводится в режим измерения напряжения и соединяется щупами с клеммами аккумулятора. Если значение напряжения электрического тока составляет около 12 вольт, то необходимо срочно установить необслуживаемый аккумулятор на подзарядку.

Если автомобиль длительное время эксплуатировался в условиях, когда к электрической системе было подключено большое количество потребителей, то не следует дожидаться момента, когда заряд батареи достигнет критически низкого значения.

Например, если машина использовалась зимой с включенной печкой и системами дополнительного обогрева и освещения, то АКБ, однозначно, будет нуждаться в восстановлении заряда с помощью специального сетевого устройства.

При длительном простое автомобиля аккумулятор подвергается саморазряду. Такой эффект тем сильнее, чем выше влажность и холод. Если машина хранится под открытым небом, то батарея обязательно должна быть установлена на зарядку, перед тем как продолжить использовать транспортное средство.

Предлагаемый ассортимент

Все предлагаемые автомобильные аккумуляторы от Топла имеют солидные технические и эксплуатационные характеристики. Самые востребованные модели имеют диапазон ёмкости от 60 до 75 Ач.

Но, чтобы лучше разобраться в ассортименте, нужно взглянуть на всю линейку выпускаемой продукции:

  1. Topla Start. Начальные АКБ для машин с малым и средним количеством потребителей. Подойдут для отечественных авто и недорогих иномарок. Предлагаются батареи в диапазоне ёмкости от 44 до 99 Ач с током холодной прокрутки 390–850 А. Полярность только обратная.
  2. Topla Energy. Универсальные аккумуляторы, предназначенные для легковых машин. Способны питать достаточно большое количество потребителей. Серия Energy самая востребованная у Топла. По ёмкости бывают 45–110 Ач, а по току пуска от 400 до 1000 А. Полярность прямая и обратная.
  3. Topla Top. Необслуживаемые, надёжные и эффективные батареи. Считаются самой современной серией и вершиной производства марки Topla. Потому выбрали соответствующее название. Ёмкость может быть от 54 до 100 Ач, а пусковой ток порядка 510–950 А. В конструкции предусмотрен удобный и информативный индикатор заряда. Полярность почему-то только обратная. Подойдут эти АКБ даже для премиальных иномарок в топовой комплектации.
  4. Topla JIS. Или же Asia. Специальная серия аккумуляторов, ориентированная на автомобили японского и корейского производства. Имеют соответствующие клеммы и конструктивные особенности корпуса. Выбор по ёмкости большой. Это батареи от 35 до 105 Ач. При этом ток холодной прокрутки составляет 300–900 А. Полярность бывает прямой и обратной.
  5. Top EFB Stop-Go. Отдельная серия автомобильных аккумуляторов, которую разработали для машин с системой Старт-Стоп. Это улучшенные WET аккумуляторы. Технология пакетирования пластин защищает от выливания и осыпания. Параллельно в 2 раза увеличивается число выдерживаемых циклов заряда–разряда. По ёмкости такие батареи бывают от 60 до 90 Ач. Их пусковой ток варьируется в пределах 580–850 А.
  6. Top AGM Stop-Go. Ещё одна серия аккумуляторов, в основе которых лежит технология AGM. Предназначены для современных автомобилей с большим количеством потребителей и системой Старт-Стоп. Здесь применяется жидкий электролит, но им пропитывают специальные стекловолоконные маты. Тем самым AGM во многом напоминает GEL аккумуляторы. По ёмкости это АКБ от 60 до 95 Ач с пусковым током 680–850 А.
  7. Top Sealed Truck. Специальная линейка аккумуляторных батарей для грузовых автомобилей. Минимальная ёмкость 135 Ач, а максимальная 225 Ач. Разбежность по пусковому току от 850 до 1300 А.
  8. Energy Truck. А для коммерческих автомобилей есть отдельная серия. Если предыдущие АКБ были необслуживаемыми, то здесь используется гибридная технология. Сурьмянисто-кальциевые батареи считаются малообслуживаемыми. Но конструкция предусматривает наличия пробок для доступа к банкам. Ёмкость такой линейки составляет от 135 до 225 Ач с пусковым током в диапазоне 850–1300 А.

Ассортимент выпускаемых аккумуляторов более чем солидный. Каждый автомобилист сможет отыскать здесь подходящий его машине вариант.

Зарядка

Какие действия необходимы при зарядке автомобильного необслуживаемого аккумулятора (на примере батареи Варта):

Зарядка аккумулятора Varta

В первую очередь необходимо определить остаточное напряжение, чтобы рассчитать время, требующееся для полной зарядки.

  • Батарея достаётся из автомобиля, и перед процессом заряда, устанавливается на твёрдую и ровную поверхность, чтобы исключить возможность опрокидывания.
  • АКБ, разряженную, полностью или частично, необходимо заряжать, напряжением, строго в 14-14.5V, а сила тока, максимально может быть 2 А в начале зарядки.
  • Полная зарядка показывается зелёным индикатором на батарее, или когда на зарядном устройстве ток понижается до значения 0.2 А – это говорит, о полном заряде аккумулятора.

Каждые 0.1 В необходимо заряжать батарею 1 час (до достижения параметра 12.7-12.8 В)

Процесс заряда необслуживаемого аккумулятора можно увидеть на видео.

Время заряда

Полностью разряженная батарея заряжается от 24 до 30 часов для полного заряда АКБ. Но полный разряд вреден для необслуживаемых аккумуляторов – от 1-2 последствий может и не быть, но если постоянно сажать, то он быстро придёт в негодность. При зарядке необходимо выставить значение тока, равное 1/10 от общей ёмкости батареи.

Если АКБ посажен частично, то для его зарядки должно хватить нескольких часов – 3-4 часа хватит, но зависит от того, насколько сильно посажен аккумулятор.

Есть режим ускоренной зарядки, которая применяется только в самых экстренных ситуациях – такой способ приводит к ухудшению качеств аккумулятора. На зарядных устройствах обозначается фразой «Boost». Если такая кнопка отсутствует, и зарядка регулируемая – значение зарядки выставляется максимум на 30% больше штатного. Способ представляет собой подачу большего напряжения и тока на батарею, за счёт чего ёмкость быстро восстанавливается.

Читать также: Линия по производству сигарет

Необслуживаемый аккумулятор

Как выглядит необслуживаемый аккумулятор.

Создание нового вида аккумуляторов с загущенным или абсорбированным электролитом решило проблему обслуживаемой батареи для авто. Ведь в таких моделях аккумуляторов плотность жидкости в герметическом корпусе всегда постоянна, а оголение пластин полностью исключено. Герметичность конструкции такой батареи обуславливает своеобразный круговорот электролита: сначала в виде пара (процесс нагревания) он поднимается вверх, затем в виде конденсата оседает на стенках и стекает вниз. К преимуществам необслуживаемого аккумулятора относят:

  • отсутствие необходимости осуществлять постоянный контроль над ним (только периодическая подзарядка);
  • низкий уровень потери заряда (около двух процентов в месяц) по сравнению с обслуживаемым аналогом, где пятая часть заряда исчезает за месяц;
  • возможность функционирования при любом положении корпуса;
  • выработка высокого стартового тока;
  • продолжительный срок эксплуатации (около пяти лет вместо трех у обслуживаемого варианта).

Что касается недостатков необслуживаемых аккумуляторов, то они также есть:

  • такие батареи не переносят глубокого разряда (сульфатация пластин неизбежна и приведет к снижению емкости);
  • необслуживаемые аккумуляторы рассчитаны на отлаженную работу всех механизмов и систем автомобиля (нестабильный режим генератора, провисание его ремня, утечка тока, сбой в работе выпрямителя напряжения выведет батарею из строя);
  • для зарядки такого аккумулятора необходимо специальное устройство, где показатель выходного напряжения фиксированный;
  • при отсутствии «зеленого глазка» невозможно проконтролировать состояние и уровень электролита (приходится надеяться на указанный производителем период эксплуатации);
  • цена.

Наличие необслуживаемого аккумулятора в автомобиле требует от его владельца соблюдения главного правила: правильной и бережной эксплуатации. В зимнее время следить за тем, чтобы стартер работал не дольше 10-15 секунд. Для облегчения его работы следует полностью выжать педаль сцепления. Повторить запуск двигателя желательно только через 40-60 секунд.

Современный автомобиль не может эксплуатироваться без мобильного источника электроэнергии. Аккумулятор не только позволяет производить запуск двигателя автомобиля, но и берёт на себя основную нагрузку, при незначительных оборотах генератора.

Существуют 2 основных вида аккумуляторов: обслуживаемые и необслуживаемые. Что представляют собой необслуживаемый химический источник электроэнергии, будет подробно рассказано в этой статье.

Первая зарядка аккумулятора ИБП: что нужно знать

При покупке бесперебойника важно разобраться, как первоначально зарядить аккумуляторную батарею в ИБП. Как правило, за время с момента изготовления аппаратуры до покупки и введения в эксплуатацию пользователем заводской заряд батареи разряжается

То есть новый ИБП прибудет к вам в дом, офис или на предприятие в разряженном состоянии. Это значит, что батареи не сумеют обеспечить надежное поддержание питания защищаемых приборов при моментальной установке бесперебойника под нагрузку. К тому же, устройство запрограммировано на самотестирование перед каждым запуском. Процедура самотестирования завершится сообщением о неисправности батарейного модуля и требованием его замены.

Скачать

  • Теория и практика применения аккумуляторов. Виды аккумуляторов. Лучшее, что можно почитать по теме – • Выбор и эксплуатация аккумуляторов для автономного и резервного электроснабжения. / Теория и практика — подробно простым языком, pdf, 6.97 MB, скачан: 1923 раз./
  • • Дасоян, Новодережкин, Томашевский. Производство электрических аккумуляторов / В книге изложено производство электрических аккумуляторов (свинцово-кислотных, щелочных, серебряно-цинковых и др.), даны необходимые сведения об устройстве, важнейшие электрические и эксплуатационные характеристики, pdf, 19.88 MB, скачан: 981 раз./.

Часто задаваемые вопросы

Следует ли согревать устройство перед подзарядкой, если принесли его домой зимой с улицы? — Да, можно, и даже необходимо!

Нужно ли включать его при зарядке? — Нет, совершенно не обязательно.

Можно ли заряжать его автомобильной зарядкой? — Да. Особенность в данном случае такая, что батарею бесперебойника следует заряжать примерно сутки током малой силы. Сила тока должна быть 0,1 от ёмкости батареи. Для этого батарея достаётся из ИБП, и к ее клеммам подсоединяются зарядные провода с соблюдением полярности. Можно «снять» банки с пробок. Когда выполняется зарядка, внимательно контролируйте уровень тока на амперметре. Полезным будет посмотреть следующее видео

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Витязь-Авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: