Используемые технологии
Технологический процесс производства кальциевых АКБ имеет существенные отличия от способа изготовления батарей легированных сурьмой. Прежде всего, пришлось отказаться при формировании свинцовых пластин от способа литья, по причине выгорания кальция в процессе расплавления металла.
Легированные кальцием пластины изготавливают способом штамповки. Это позволяет полностью исключить вероятность испарения металла. Принцип работы не отличается от обычного устройства, пластины которого обогащены сурьмой, но для эффективной зарядки АКБ потребуется использовать ЗУ с более высоким напряжением.
Виды автомобильных аккумуляторов
На большинстве современных автомобилей отечественного и иностранного производства используются аккумуляторные батареи, которые можно разделить по технологии изготовления и характеристикам на 4 основных типа:
- Малосурьмянистые (Sb/Sb). Старый вид АКБ, который используется преимущественно на отечественных автомобилях и старых, подержанных иномарках. Состоят из плотных свинцовых пластин с добавлением сурьмы (6-7 %!в составе), считаются обслуживаемыми, так как в них доливают воду через специальные отверстия (банки) на корпусе.
- Кальциевые (Ca/Ca). Самый распространенный вид необслуживаемых батарей, в которых свинцовые пластины в процессе производства легированы небольшим количеством кальция (макс. 0,1 %!от всего сплава).
- Гибридные. Универсальный тип аккумуляторов, в которых пластины на плюс и минус изготовлены из разных сплавов. Как правило, плюс состоит из свинца с добавлением сурьмы, кадмия или других подходящих металлов, а вторая часть выполнена с применением кальция или серебра.
- Гелевые(GEL) и AGM. Самые дорогие батареи, отличаются от обычных тем, что электролит в них не находится в жидком состоянии, а выполнен в качестве пропитки стекловолоконного состава или в виде геля с оксидом кремния.
Каждый из представленных типов аккумуляторов для автомобиля имеет свои преимущества и недостатки. Обычные сурьмянистые агрегаты с дистиллированной водой легко подзаряжаются специальными электрическими устройствами, при этом могут быть полностью разряженными, в отличие от гелевых или кальциевых батарей, допускать полного разряда которых категорически не рекомендуется.
Рекомендуем ознакомиться
- Как проверить аккумулятор мультиметром, нагрузочной вилкой и другими приборами?
- Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром – схема в 7 шагов
- Как проверить плотность электролита в аккумуляторе – учимся пользоваться ареометром
AGM, как и GEL батареи, обладают более высокой ценой, но при этом и большим сроком службы. Вопреки существующему мнению, что эти два типа АКБ идентичны, они имеют разные конструктивные особенности. Гелевые батареи оборудованы свинцовыми пластинами, между которыми залит силикатный гель. За счет большого количества пор он хорошо удерживает электролит, а твердая структура, которая связывает пластины, предотвращает возможность их осыпания и короткого замыкания.
В AGM вариантах связующий элемент между пластинами выполнен в виде абсорбирующей стеклоткани, которая способствует повышению емкости и стойкости к низким температурам. Срок службы AGM батарей самый высокий, но и цена приличной модели в 2-3 раза превышает стоимость АКБ с обычными характеристиками.
Однако самыми распространенными на рынке являются кальциевые аккумуляторные батареи. Сейчас такие агрегаты установлены практически на каждом втором автомобиле.
Как зарядить кальциевый аккумулятор
Кальциевая АКБ
Поддержание заряда на должном уровне для кальциевой АКБ имеет первостепенное значение. Грамотное обслуживание поможет длительно эксплуатировать такие аккумуляторы без особых проблем. Вот каких правил рекомендуется придерживаться для начала.
Заряжать современный Ca-аккумулятор рекомендуется током силой 14,4 вольта, имеющим заряд не выше 10 доли от заявленной ёмкости. Время проведения процедуры определяется после проверки: следует периодически замерять напряжение на концах выводов с помощью вольтметра. Если показывается напряжение в 12 вольт, устройство необходимо срочно подпитывать, иначе оно начнёт терять ёмкость.
Полезные рекомендации напоследок.
- Если автомобиль чаще ездит по городу, следует поддерживать работоспособность батареи «профилактическими» зарядами. Приобретается специальное устройство, и раз в месяц батарея полностью заряжается в течение 14 часов. Это позволит аккумулятору не терять свою ёмкость из-за длительных простоев и передвижений на короткие расстояния.
- Глубокий разряд приводит к необратимому химическому процессу и накоплению сульфата кальция. Это отложение блокирует передачу заряда.
- Нельзя допускать кипения электролита в таких АКБ. Это приведёт к резкому снижению эксплуатационных характеристик и даже может полностью разрушить пластины.
- Ареометр для кальциевых АКБ полностью бесполезен, так как электролит здесь не находится в свободном состоянии, а расслаивается на водянистую часть. В связи с этим явлением проверка уровня католита этим прибором невозможна.
- На Ca-аккумуляторе всегда должна иметься маркировка с указанием стартового напряжения, номинальной ёмкости и датой выпуска. Если нет, значит, устройство подделка.
Что такое кальциевый аккумулятор
На сегодняшний день производство батарей ушло далеко вперёд. Появились различные новинки, такие как гелевые и AGM. Но пока широкого распространения они не получили, поэтому востребованы всего 3 технологии:
- сурьмянистая — с добавлением сурьмы или Sb, увеличивающей прочность аккумулятора, и делающей его стойким к различным температурным перепадам;
- гибридная — нечто среднее между сурьмянистой и кальциевой, поэтому так и называется Sb/Ca;
- кальциевая.
В чём секрет производства кальциевой батареи. На данный момент это чуть ли не самый передовой форсайт в мире. Кальциевый аккумулятор оснащён слаболегированными кальцием свинцовыми решётками. Как правило, по технологии расчёт добавки Ca идёт как 0,1 процент от общего веса. Если на корпусе такой батареи указано Ca/Ca, это означает, что обе пластины обработаны кальцием.
Отдельно стоит упомянуть серебряно-кальциевую разновидность АКБ — Ca/Ag. Помимо кальция и свинца, в такие батареи добавляется драгоценный металл, что позволяет избавиться от потери ёмкости при разрядке. Очевидно, что цена такого аккумулятора будет в несколько раз выше, что объясняется не только использованием серебра, но и сложностью технологического процесса.
Основные различия между кальциевыми и остальными аккумуляторами
Параметры | Кальциевый аккумулятор | Сурьмянистый свинцовый аккумулятор | Гибридный аккумулятор |
---|---|---|---|
Легирующий элемент свинцовых пластин (как маркируются — /+) | Са/Са | Sb/Sb | Sb/Ca |
Начало процесса электролиза электролита | 15 – 16 В | 12- 12,5 В | 14 — 15 |
Тип АКБ | Необслуживаемый / малообслуживаемый | обслуживаемый | обслуживаемый |
Стоимость | Относительно дорогой (с учетом усредненной стоимости такое устройство будет стоить не менее 3 тысяч рублей) | В среднем стоимость свинцового устройства 1,5 раза дешевле кальциевого | В среднем 1,5 – 2 раза дешевле кальциевого |
Сурьмянистый тип
Как мы все с вами знает пластины аккумулятора, которые находятся в банках, производятся из свинца. Например минусовые из чистого свинца, а вот плюсовые из его оксида. Так вот, этот металл очень мягкий, относится к группе «цветных», если сделать пластины только из него они достаточно быстро разрушатся, хотя бы из-за перепадов температур.
Для придания прочности и практичности, в свинец начали добавлять различные примеси, немного, максимум 5 – 7%, и первой была сурьма — металл который дал нужные характеристики. НА стенках аккумулятора можно найти надпись («Sb» — сурьма). Прочность пластин действительно улучшилась, что сказалось на долголетии всего аккумулятора.
НО 5-7% сурьмы, принесли и отрицательные свойства, там например процесс электролиза электролита начинался уже при 12 – 12,5В – это бурное кипение. Провоцировалось большое выделение и выплескивание воды. Поэтому такие аккумуляторы реально «обслуживаемые», у них есть сверху откручивающиеся пробки, которые имеют и небольшие отверстия, для испарения воды.
ЗА такими АКБ нужно постоянно ухаживать, раз (или даже несколько раз) в месяц, добавлять воды, замерять плотность электролита. Если «проворонили» уровень, то можно убить свой аккумулятор, банально перегреются и разрушатся пластины. Поэтому производители были вынуждены делать большие банки, в которых запасов жидкости было много, но это реально ухудшало КПД, потому как активной массы свинцовых пластин было не так много.
Как правильно заряжать кальциевый аккумулятор
Так как кальциевые аккумуляторы изготавливаются по иной технологии, нежели сурьмянистые/гибридные аналоги, алгоритм зарядки тоже отличается от классического. Впрочем, и зарядные устройства здесь желательно использовать такие, что предоставляют возможность программирования циклов зарядки, ибо это многоступенчатый процесс.
Есть отличия и по параметрам ЗУ: оно должно обеспечивать напряжение в пределах 16-16,5 В – зарядники, рассчитанные на 14,8 В, смогут зарядить кальциевую АКБ лишь наполовину. Даже 15-вольтовые зарядные устройства смогут обеспечить зарядку на уровне, не превышающем 80%.
Если вы ранее пользовались только сурьмянистыми батареями, то смена на Ca/Ca, скорее всего, потребует и приобретения нового ЗУ – большинство старых приборов использовать не удастся.
Вы спросите, а как происходит зарядка АКБ от генератора, которые не способен выдавать более 15 В, хотя напряжение заряда кальциевого аккумулятора 16 В? Ответ прост: да, действительно, при 15 вольтах генератор сможет удерживать заряд батареи на высоком, но не максимальном уровне. Другими словами, аккумулятор практически всё время будет заряжен процентов на 80. Правда, зимой это значение может оказаться ниже, поскольку в это время года нагрузка на генератор многократно возрастает. Так что необслуживаемыми кальциевые батареи называются, как говорится, условно – в морозы проверять уровень заряда всё-таки весьма желательно.
Рассмотрим процесс зарядки кальциевого аккумулятора с использованием ЗУ «Вымпел-55»:
- устанавливаем напряжение на 16,1 В, ток зарядка – 10% от ёмкости батареи. В таком режиме ЗУ должно проработать, пока ток заряда не упадёт до пол-ампера. Если АКБ был прилично севшим, на это уйдёт около 3 часов;
- теперь пришла пора установить режим, именуемый «качелями» — на приборе «Вымпел-55» это первый режим (16,1 В) в сочетании с третьим (13,2 В). Тока заряда устанавливаем на уровне 3 А. При включении такого режима напряжение сначала растёт до 16,1 В, а затем уменьшается до нижнего предела, 13,2 В. Ток заряда тоже падает до нулевого уровня. Первая фаза будет протекать медленно, из-за чего её назвали «передышкой». Падение ампеража до нуля и напряжения до 13,2 В происходит быстро. Обратное переключение в первый режим повторит цикл зарядки. Со временем интервал между циклами заряда станет уменьшаться, а время падения тока и напряжения – увеличиваться. Когда время заряда сократится до нескольких секунд, процедуру можно прекращать.
Как видим, алгоритм, как заряжать Ca/Ca аккумулятор, существенно отличается от классической. Впрочем, и зарядное устройство для кальциевых АКБ тоже нужно особенное – не обязательно с возможностью ручного выставления режимов: главное, чтобы на нём имелась надпись о возможности зарядки необслуживаемых батарей.
Последние поколения автоматических ЗУ способны обеспечивать вышеописанную последовательность действий без участия человека. Стоит также отметить, что самые современные кальциевые аккумуляторы можно заряжать напряжением 15, и даже 14 вольт.
Недостатки
При всех своих преимуществах, кальциевый автомобильный аккумулятор имеет и ряд недостатков:
- Чувствительность к глубокому разряду. Это основной недостаток кальциевого аккумулятора и его главное эксплуатационное отличие от сурьмянистых и гибридных аналогов. Такие АКБ крайне не рекомендуется разряжать до напряжения менее 12 В. После одного глубокого разряда батарея теряет пятую часть своей емкости. Если разрядить ее полностью, то потери составят уже 50 %. Следовательно, после нескольких таких оплошностей рассчитывать на верную службу аккумулятора не приходится, особенно в холодное время года и при езде на малые дистанции.
- Высокая стоимость. Сложность и дороговизна технологического процесса накладывают свой отпечаток на стоимость.
- Непригодность для городской езды. При активном передвижении по городу, когда машина преодолевает небольшие расстояния, аккумулятор быстро разряжается. Причина в том, что во время непродолжительной поездки он не успевает восстановить ресурс, затраченный на пуск мотора. Длительные простои также губительны для кальциевого АКБ. Такие батареи отлично подходят для жителей пригорода, которым нужно преодолевать каждый день по 15-20 км в одну сторону и тех, кто по роду деятельности совершает подобные поездки.
Теперь давайте разберемся, как заряжать кальциевый аккумулятор.
Зарядка кальциевого АКБ
Технология изготовления этого АКБ подразумевает и другую зарядку! Все дело в том, что для кальциевой батареи, нужен специальное зарядное устройство, идеально подходит ВЫМПЕЛ – 55, с программируемым циклом (не реклама, но он действительно хорош). Также этот «зарядник» должен выдавать напряжение заряда в 16,1 – 16,5В именно так, И ТОЛЬКО ТАК, можно подзарядить кальциевую батарею до 100%. Если ваше зарядное устройство выдает максимум 14,8В, а дальше отсекает электроника, то АКБ «заполнится» всего на 45 – 50%, если ограничение в 15,5В – то на 70 – 80%, с такими показателями никогда не достигнуть плотности электролита в 1,27 г/см3
Теперь у вас может возникнуть справедливый вопрос, если такой большое напряжение нужно для заряда, то как в автомобиле? Ведь генератор зачастую не выдает такого напряжения?
Это правда, генераторы, даже современных авто выдают не больше 15 Вольт! Я консультировался с автоэлектриками, и вот что они мне сказали – генератор зачастую поддерживает уровень заряда у кальциевой батареи, то есть генератор банально не дает ей разрядиться. НО морозы и прочие «прелести» наших Российских дорог все же разряжают батарею! И поэтому ее нужно обязательно проверять и следить за ней! ПРАВИЛЬНО ПОДЗАРЯЖАТЬ, КОГДА НУЖНО.
Вот сейчас мы и подходим к самому интересному, а именно алгоритму, взял я его из инструкции «ОРИОН ВЫМПЕЛ – 55» (там все подробно описано).
- Подаем напряжение в 16,1 Вольта и 10% от емкости вашего аккумулятора, то есть если АКБ на 60 Ам*ч, то значит подаем 6А, если 55 Ам*ч – 5,5А, и т.д. Заряжаем в таком режиме, пока ток не упадет до 0,5 Ампера. Если батарея сильно разряжена, то может занять достаточно продолжительное время, бывает и 2 – 3 часа.
- Далее нам нужно сделать, так называемые «качели». На «ВЫМПЕЛ – 55», есть несколько режимов, нам нужно установить Первый режим – напряжение 16,1В, третий режим – напряжение 13,2В, ток ставим в 3 Ампера. И подключаем зарядку. Какой смысл – напряжение растет до 16,1В с током в 3 Ампера, далее когда достигается такое значение напряжение режется до 13,2В и ток вообще отсутствует, то есть 0 Ампер, это своего рода передышка, напряжение будет падать плавно. После этого опять подключается первый режим, то есть опять растет до 16,1В и током в 3А, после того как достигается, опять падает (третий режим) до 13,2В и током в 0А.
Как понять когда аккумулятор полностью зарядился? Интервал достижения 16,1 Вольта, изначально может достигать нескольких минут (бывает и по 20 – 30 минут), но по мере заряда, это напряжение будет достигаться все быстрее и быстрее. Нижний предел, в 13,2В изначально также будет достигать очень быстро, но по мере заряда, пауза, то есть падение напряжения до 13,2В будет растягиваться на минуты. После того как интервал заряда будет несколько секунд, меньше одной минуты, а «падение» до нижней планки несколько минут, ЗНАЧИТ ваш кальциевый аккумулятор – ЗАРЯДИЛСЯ! Вот такой вот легкий алгоритм, как видите ничего сложного.
Сейчас видео версия, специально для тех, кто не понял текстовую версию, смотрим.
НА этом заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ, подписывайтесь на обновления.
(20 голосов, средний: 4,05 из 5)
Не все аккумуляторные батареи заряжаются одинаково. Зарядка кальциевого аккумулятора автомобиля вовсе не похожа на таковую для старых типов. Цикл тут иной, равно как и зарядные устройства. С учетом того, что именно эти аккумуляторы применяют на многих нынешних автомобилях, полезно знать, как правильно с ними работать. Впрочем, несмотря на принципиальные отличия, такая кальциевая батарея не доставит больших хлопот.
Зарядка нового аккумулятора автомобиля в домашних условиях зарядным устройством
Зарядное устройство существует для того, чтобы преобразовывать электроэнергию в нужное напряжение. Состоит оно из трансформатора, диодного моста.
От него и заряжается аккумулятор. Перед тем как заряжать батарею стоит проверить, насколько она разрядилась.
Делают это с помощью ареометра. Это такое устройство, которое отмечает уровень электролита в банке. Он должен быть по показателям прибора не меньше 1,28.
Что делать при утере водительского удостоверения в России смотрите в статье: что делать при утере водительского удостоверения. Где дешевле застраховать авто по ОСАГО, читайте здесь.
Измерять заряд необходимо в каждой банке. Только тогда показатели будут корректными. Приступать к зарядке можно сразу после получения результатов уровня заряда батареи.
Сколько ставить ампер и вольт
Эти показатели будут зависеть от того, насколько разряжен сам аккумулятор, его возраста и как сульфицировались его пластины (т. е. покрылись специфическим налетом, задерживающим электропроводимость).
А также как быстро он заряжается. По этим показателям можно разделить зарядку на несколько этапов:
Поначалу сила тока устанавливается в 6 ампер, до напряжения в 14 вольт | Показатели контролируются с помощью мультиметра |
При таком напряжении и силе тока | Начинается процесс распада электролиза на водород и кислород. Поэтому ток снижается до 3 ампер |
Напряжение вырастает до 15 вольт | Электролит «кипит», а ток снижается до 1,5 ампер |
На последнем этапе напряжение проверяется каждый час. Если оно остается постоянным, то процесс зарядки можно завершить.
Подготовка и правила безопасности
Прежде чем производить зарядку, необходимо открутить клеммы и вынуть батарею из автомобиля. Некоторые автолюбители советую заряжать батарею прямо в автомобиле.
Но этого делать не следует. Если выемка осуществляется зимой, то следует несколько часов продержать аккумулятор в тепле.
Видео: как заряжать аккумулятор автомобиля Не стоит опускать его в теплую воду. Саму батарею хорошо протирают, чтобы не было никакой пыли, влажности и прочего.
При зарядке следует соблюдать некоторые меры безопасности:
Необходимо работать в перчатках | Защитных очках |
При зарядке выделяются сернистые газы | Поэтому запрещено производить процедуру в жилом помещении |
Не курить | Так как выделяемый водород в соединение с кислородом образует смесь, которая может взорваться |
Желательно иметь какое-то автоматическое устройство | Отключающее электрическую сеть на случай замыкания |
Соблюдая правила безопасности при зарядке батареи, удастся избежать несчастных случаев и легко справиться с задачей.
Сколько часов
Количество времени, потраченное на зарядку, будет зависеть от напряжения подаваемого тока. При 14 вольтах аккумулятор заряжается в течение 24 часов на 80%.
Подзарядка происходит в течение 30 минут. Но такой способ не стоит применять часто, так как он ведет к повреждению аккумулятора.
Свинцовые аккумуляторы: что это такое
Изобретение простого «дедовского» свинцового аккумулятора датируется второй половиной 19 века. Французский физик Г. Планте открыл тип химического источника тока, возникающего в момент взаимодействия свинца (Pb) с серной кислотой (H2SO4).
Устройство и принцип действия
Корпус свинцово-кислотной АКБ залит электролитом, в который погружены положительные (аноды) и отрицательные (катоды) электроды. Между ними, как защита от короткого замыкания, располагаются пористые сепараторы – нейтральные к кислоте разделительные пластины.
Ячейки анодных решеток заполнены порошком диоксида свинца, в катодах запрессован губчатый свинец. Когда к электродам подключают внешнюю нагрузку (момент разрядки), начинается химическая реакция: диоксид свинца восстанавливается на катоде, а свинец окисляется на аноде.
Заряд батареи при подключенном потребителе уменьшается. Расходуется и раствор серной кислоты, так как из него улетучивается вода: плотность электролита падает.
Устройство и принцип действия свинцового АКБ
При зарядке элемента питания все процессы протекают в обратной последовательности: емкость батареи восполняется.
Достоинства и недостатки
Совершенных приборов нет, поэтому свинцовые аккумуляторы демонстрируют как положительные стороны, так и отрицательные качества.
Преимущества приборов:
- Минимальный саморазряд: по этому показателю свинцовые АКБ оставляют позади себя даже современные EFB и AGM накопители энергии.
- Простота и дешевизна производства, которые делают цену товара доступной широкой аудитории.
- Принципиально важная для определенного круга автомобилистов обслуживаемость. Впрочем, мероприятия по уходу не слишком обременительны: необходимо проверять плотность электролита, доливать дистиллированную воду, заряжать аппарат.
- Способность одномоментно выдать высокий ток разряда, не просаживая напряжение.
- Универсальность в применении.
- Не обладают эффектом памяти.
Список недостатков свинцово-кислотных АКБ:
- Выходят из строя при длительном хранении в разряженном состоянии.
- Ограниченное количество циклов разрядов и компенсаций энергии.
- Большой вес и громоздкие размеры при незначительной энергоемкости.
- Экологическая опасность из-за соединений свинца. Отслужившие свое аккумуляторы нельзя разбирать самостоятельно, хранить в гараже или жилом помещении из риска отравления: сдавайте старые батареи в специализированные пункты приема на переработку.
Зависимость емкости аккумулятора от температуры
Также водителям нужно учитывать, что свинцовые АКБ быстро садятся на морозе: понижение температуры воздуха, начиная с нуля, на 1 градус влечет за собой потерю емкости на 1 %.
Как правильно зарядить кальциевый автомобильный аккумулятор
Устройство кальциевого аккумулятора.
Уровень заряженности АКБ можно определить по индикатору или при замере напряжения покоя.
Если прибор показывает значение меньше 12,3 В, а индикационная лампочка горит не зелёным цветом, то нужно зарядить аккумулятор.
Операция по зарядке аккумуляторной батареи, выполненной по кальциевой технологии должна проходить в пожаробезопасном и проветриваемом помещении при комнатной температуре (+20 – +25°C).
Перечислим этапы работы:
- Заряжать АКБ Ca/Ca следует током, который равен 10% от её ёмкости.
- Если напряжение заряда достигло 14,4 В, необходимо уменьшить ток в 2 раза. В таком режиме следует продолжать заряд в течение 10 часов.
- Значение тока при полном заряде: 0,3 – 0,8 А в зависимости от модели батареи.
- Аккумулятор следует отключить от зарядного устройства после стабилизации параметров напряжения в течении двух часов.
Кратко о напряжении и плотности
Эти два параметра важны, так как позволяют оценить степень заряженности АКБ с жидким электролитом. А в данном конкретном случае они нужны нам для того, чтобы понять — правильно ли мы зарядили кальциевый аккумулятор. Поэтому начнём с того, как по этим параметрам ориентироваться.
Напряжение
Здесь имеется в виду напряжение покоя. Корректно измерить его можно только после того, как батарея постоит без какой-либо работы хотя бы 8-10 часов. За это время все электрохимические процессы в ней постепенно прекратятся. А напряжение — стабилизируется. Очень часто об этом нюансе забывают, и меряют когда попало. В итоге вольтметр показывает завышенные цифры, вводя автолюбителя в заблуждение.
Если же измерить напряжение покоя правильно, то по полученным показателям можно сделать выводы о степени заряженности аккумулятора. То же самое касается и севшей батареи. В каком бы состоянии она не была, напряжение покоя «расскажет», на сколько процентов она заряжена. Определить это можно при помощи простой таблички.
Напряжение покоя (В) | Заряд (%) |
<11,90 | |
11,95 | 10 |
12,00 | 20 |
12,05 | 30 |
12,15 | 40 |
12,20 | 50 |
12,30 | 60 |
12,40 | 70 |
12,50 | 80 |
12,60 | 90 |
12,70 | 100 |
>12,71 | Некорректный замер |
Плотность
Сразу же отметим, что для владельцев кальциевых аккумуляторов без пробок эта информация бесполезная. Если же у вас АКБ обслуживаемого типа, то вам обязательно надо знать о том, что такое плотность электролита, и как по ней определять степень заряженности батареи. Измеряется она инструментом, который называется ареометром. Определять процент заряженности можно также по таблице. Хоть и с некоторыми оговорками, связанными с главной особенностью кальциевых аккумуляторов. Но об этом немного позже. А пока что — вот табличка.
Плотность (г/см3) | Заряд (%) |
<1,12 | |
1,14 | 10 |
1,15 | 20 |
1,16 | 30 |
1,18 | 40 |
1,19 | 50 |
1,20 | 60 |
1,22 | 70 |
1,23 | 80 |
1,25 | 90 |
1,26 | 100 |
>1,26 | Плотность выше нормы |
Преимущество плотности по сравнению с напряжением покоя в том, что для её измерения не нужно ждать 8-10 часов. Корректные показатели можно снимать в любой момент. Даже во время зарядки кальциевого аккумулятора. Но повторим, что с некоторыми оговорками, к разбору которых сейчас и приступим.
Достоинства и недостатки
Кальциевый аккумулятор имеет свои плюсы и минусы в процессе эксплуатации.
Преимущества
К основным плюсам кальциевых аккумуляторов следует отнести такие особенности:
- В результате того, что в состав электродов помимо свинца был добавлен кальций, они приобретают повышенную прочность. Не разрушаются при тряске в особых условиях эксплуатации.
- Присутствие легирующего металла способствует защите воды от выкипания из аккумулятора. Большинство модификаций таких источников питания выполняются необслуживаемыми.
- Применяемая технология в данных АКБ обеспечивает защиту от возможного перезаряда. Благодаря таким свойствам они нашли применение в сети, где может применяться повышенное напряжение значением выше 14,8 В.
- Не подвержены воздействию коррозии и разрушению в результате длительного ее влияния.
- Увеличено количество самих пластин у каждого электрода, такое стало возможно благодаря уменьшению их собственной толщины.
- Низкая стоимость в отличие от аналогов.
- Пониженное значение самостоятельного разряда.
Недостатки
К минусам потребители относят:
- Не терпят глубокий разряд, в результате чего могут выйти из строя при длительной стоянке более 14 дней.
- Короткий срок службы. В результате уменьшения толщины пластин они разрушаются намного быстрее, чем аналоги. Производители заявляют срок до 5 лет.
Почему батареи, называемые кальциевыми, на самом деле свинцовые
Несмотря на то, что аккумуляторы имеют разные коммерческие названия, все они относятся к свинцово-кислотным и функционируют по одному принципу. Банка, заполненная раствором дистиллированной воды и серной кислоты, служащая электролитом, содержит электроды, собранные в пакеты пластин, выполненные из свинца (или других материалов, в зависимости от типа аккумулятора). Кальций, содержащийся в свинцовых пластинах, содержится в незначительных количествах, но для упрощения формулировки принято называть батарею кальциевой. Тем более, что существует еще одна разновидность аккумуляторной батареи — серебряно – кальциевая (обозначается Ca/Ag), и автолюбители по неопытности часто их просто путают.
Плюсы и минусы кальциевых автомобильных аккумуляторов
Кальциевые АКБ наряду с гибридными (Sb/Ca) вполне могут потеснить сурьмянистые, если производителям удастся снизить их себестоимость до примерно такого же уровня, как у конкурента.
Рассмотрим преимущества Ca/Ca АКБ:
- в среднем при соблюдении рекомендаций производителей срок службы кальциевых батарей составляет около 5 лет (у сурьмянистых батарей – максимум три года);
- по сравнению с оппонентом показатель саморазряда у Ca/Ca АКБ на 70% меньше;
- пластины с добавлением кальция на основе штампованной решётки прочнее и могут лучше противостоять вибрациям и тряске;
- процесс электролиза минимален, что позволило сделать корпус герметичным, а саму батарею – необслуживаемой;
- кальциевые аккумуляторы способны выдерживать напряжение при зарядке порядка 14,8 В, что улучшило их сопротивляемость перезаряду;
- уменьшенная толщина пластин позволяет разместить в корпусе большее их количество, увеличив суммарную мощность устройства;
- необслуживаемые АКБ хороши тем, что не требуют особого ухода (проверки плотности, уровня электролита).
Аккумуляторами типа Ca/Ca желательно оснащать автомобили с системой отключения потребителей тока по прошествии заданного интервала времени – они боятся полного разряда, а такая защита исключает такие ситуации по вине владельца.
Но и у кальциевых батарей имеются недостатки:
- плохая переносимость глубоких разрядов. Любая разрядка ниже 12 В чревата падением ёмкости батареи на 20%, полный разряд – потеря половины ёмкости. Двукратно полностью севшую батарею можно выбрасывать;
- высокая стоимость;
- плохая переносимость эксплуатации в городском режиме (частые циклы старт-стоп, длительные простои при небольших по расстоянию поездках).
Рекомендуемые зарядные устройства
Среди зарядных устройств следует выделить:
- Автоматический Кедр-Авто-10, стоимостью 1700 рублей.
- Ручные Орион PW-265 и ЗПУ 135. Их цена составляет 1500 и 4000 соответственно. ЗПУ является пусковым и имеет функцию десульфурации, что и влияет на его стоимость.
Тщательно выбирайте устройство, так как правильно зарядить кальциевую батарею нелегко. Хорошее должно предусматривать режимы десульфурации и восстановления. Желательно, чтобы оно также было пусковым, то есть способным в короткий срок восполнить батарею для поездки и последующей полной зарядки.
Одна из самых важных деталей в любом автомобиле – это аккумуляторная батарея, особенно остро ее преимущества и недостатки владелец транспортного средства ощущает в холодное время года, когда температура окружающего воздуха падает ниже нулевой отметки.
Чтобы не испытывать проблем с запуском автомобиля в любую погоду, выбор «правильной» АКБ имеет первостепенное значение. Многие автолюбители задумываются о приобретении кальциевых аккумуляторов: преимущества и недостатки этого устройства стоит подробно рассмотреть, прежде чем делать выбор.
Как обслуживать кальциевый аккумулятор
Если клиент покупает обслуживаемый кальциевый АКБ, то основной уход за аккумулятором будет заключен в своевременном добавлении воды. Для этого, в обслуживаемых агрегатах достаточно убрать крышку или открутить заливного типа пробки.
Необходимо выделить, что в сравнении с простыми аккумуляторами осуществлять подобные манипуляции потребуется не так часто. Испарение жидкости в батареях происходит довольно медленно, поэтому лишь летом стоит уделять проверке уровня электролита много внимания.
В случае, когда CA/CA батарея долго не работала, требуется доп. подзарядка АКБ с применением устройств функционирующих от сети. Если транспорт использовался ночью при невысоких оборотах двигателя, возможно придется восполнить потерю электричества.
Как подобрать ЗУ
Типовыми зарядниками восстановить ёмкость кальциевого агрегата на 100% нельзя. Для полной зарядки требуется напряжение 16 – 16,5 В. Еще для десульфатации нужно купить устройства помогающие выполнять переменную зарядку и разрядку аккумулятора последовательно. Хорошо себя показали автоматические агрегаты для CA/CA батарей, которые самостоятельным образом регулируют параметры подаваемого напряжения и силы тока.
Особенности зарядки
Чтобы понять, как заряжать кальциевый аккумулятор, необходимо немного разобраться в этом процессе и его особенностях. Если заряжать такую батарею приходится регулируемым прибором, то нужно установить напряжение около 16 В и ток равный 10% ёмкости АКБ. После десятичасовой подзарядки в таком режиме работоспособность аккумулятора будет восстановлена полностью.
Проверка работоспособности
Перед зарядкой, аккумулятора ca ca проверяют:
- Проверка напряжения. На проводящих ток клеммах измеряют напряжение. Стандартный показатель – 12,7 Ватт. Более низкие показатели указывают на то, что батарея села.
- Проверка обслуживаемого аккумулятора. Для этой задачи применяют ареометр, посредством которого определяется плотность электролита. Этот параметр составляет 1,27 г/см3. Зарядку кальциевого агрегата выполняют, если выявлен низкий показатель.
Замена электролита
Требуется замена, если
- электролит стал мутноватым, или поменял свой цвет;
- не получается отрегулировать плотность после подзарядки АКБ;
- если новая батарея стала быстрее садиться после полной зарядки;
- если в одной из банок отсутствует электролит;
- электролитический состав замерзает при отрицательных температурах.
Процедура замены, описание:
Выньте АКБ из машины и поставьте ее на удобной для работы высоте на равномерное жесткое основание.
- Хорошо вытрите его корпус тряпкой, уберите всю грязь. Ветошь стоит намочить легким раствором соды, чтобы вытереть все следы окисления.
- Потом открутите все заливные пробки. Теперь можно выполнять замеры плотности электролитического состава, оценку его цвета.
- Посредством мультиметра замерьте напряжение батареи.
- Определите, что электролит нуждается в замене, откачайте его из банок любым удобным приспособлением. Проще использовать для этого маленький шприц и надеть на него тоненькую полимерную трубку.
- В пустые баночки теперь необходимо перелить дистиллированную воду, затем аккумулятор надо покачать из стороны в сторону. Так, осуществляется промывание.
- Откачайте воду и залейте новую.
- Как только банки стали чистыми, можно переходить к заливке электролита. Наливайте вещество до тех пор, пока баночки полностью под ним не скроются.
- Подключаем АКБ к зарядке, и ждем полной зарядки.
- После полноценной зарядки, спустя 8-10 часов, чтобы агрегат успел остыть, посредством ареометра определите текущую плотность электролита.
- По результатам замеров, решите, стоит ли долить в банки один из компонентов (кислоту или воду)
Вот и все, работа завершена.
Заключение
Для того чтобы выбрать аккумулятор, подходящий для конкретного транспорта, необходимо учесть три главных параметра: модель и тип машины, а также условия его использования. Если вы не знаете, что действительно лучше купить, обратитесь в автосервис.
Что касается кальциевых АКБ, то они подходят водителям, которые любят серьезные путешествия и предпочитают высочайшее качество езды.