Аккумулятор agm: характеристики, плюсы и минусы, как заряжать

Особенности АГМ аккумуляторов

Абсолютно все особенности зарядки AGM АКБ напрямую или косвенно связаны с их устройством. С одной стороны, именно благодаря своей конструкции они способны отдавать сравнительно большие токи и быстро восстанавливаются. С другой стороны, из-за особенностей устройства АГМ аккумуляторы крайне плохо «переживают» повышенное напряжение, низкую или высокую температуру, а также неполноценные заряды.

Устройство AGM аккумуляторов

Ничего сверх инновационного в конструкции нет. Те же пластины из свинца (с добавками). Тот же жидкий электролит из воды и кислоты. Принцип работы — абсолютно такой же, как и у других свинцово-кислотных АКБ. Единственное принципиальное отличие заключается в том, что электролит здесь не наливается в «банки», как это делается по классике. Им пропитаны стекловолоконные маты, которые находятся в плотном контакте со свинцовыми пластинами.

Отсюда и название технологии. AGM — это аббревиатура от слов Absorbent Glass Mat, которые в буквальном переводе означают абсорбционный стекловолоконный мат. Они и пропитаны электролитом. Жидким

Это важно понимать, чтобы не путать AGM технологию с GEL. В рассматриваемых АКБ электролит не гелевый, а жидкий

Собственно, и зарядка гелевых аккумуляторов отличается своими особенностями.

Объём электролита и свинца

По сравнению с классическими наливными свинцово-кислотными аккумуляторами в АГМ электролита значительно меньше. Это возможно как раз благодаря особому устройству и использованию пропитанных матов. Для зарядки AGM аккумуляторов эта особенность играет важнейшую роль. Поскольку электролита меньше, то и его потери в случае «кипения» быстрее могут оказаться критическими.

С другой стороны, благодаря меньшему объёму электролита в аккумулятор без увеличения размеров корпуса можно запихнуть больше свинца. В этом легко убедиться, если сравнить вес AGM АКБ с классикой такого же размера. А чем больше свинца, тем большая ёмкость аккумулятора. Но это не главное. Главное то, что увеличение площади поверхности свинцовых пластин позволяет получить от АКБ большие токи. В обратную сторону это тоже работает. То есть, заряжать AGM аккумуляторы большими токами тоже можно.

Внутреннее сопротивление

Чем большая площадь свинца контактирует с электролитом, тем меньшее внутреннее сопротивление аккумулятора. А у АГМ это является одной из особенностей конструкции. Площадь пластин увеличена благодаря тому, что «экономится» место за счёт уменьшённого объёма электролита. На зарядку AGM аккумуляторов их малое внутреннее сопротивление влияет тем, что они способны почти «безболезненно» принимать большие токи.

Пусковой и зарядный токи

Одним из преимуществ технологии является способность отдавать и принимать большие токи. Благодаря этой особенности зарядить AGM аккумулятор можно гораздо быстрее, чем обычный. Также с него удаётся снимать большие пусковые токи. Это в полной мере используется на автомобилях с системой «старт-стоп». Ещё увеличенный пусковой ток позволяет облегчить эксплуатацию машин с дизельными двигателями. Хотя зимой и бензиновый мотор запустить слабым аккумулятором тоже проблематично.

Склонность замерзать и перегреваться

Эти склонности относятся уже к числу недостатков технологии. Объясняются они тем, что электролита сравнительно немного по объёму. А чем меньший объём жидкости, тем интенсивнее она реагирует на критические температуры. По этой причине во время зарядки AGM аккумуляторы часто перегреваются, особенно, если не соблюдается режим по напряжению. Замерзают батареи тоже быстрее обычных. К тому же, в таком состоянии они абсолютно не принимают заряд.

Стойкость к глубоким разрядам

Эта особенность является преимуществом АГМ технологии. Особенно, если сравнивать её с кальциевой, для которой глубокий разряд — это безвозвратная потеря ёмкости. Соответственно, необходимость заряжать AGM аккумуляторы от стационарного зарядного устройства возникает гораздо реже, чем в случае с упомянутыми кальциевыми. Кстати, пусковой ток почти разряженной АГМ батареи сохраняется на приличном уровне, что позволяет успешно запускать двигатель даже от почти дохлой АКБ.

Эффект памяти

Очередной недостаток технологии — это эффект памяти. Заключается он в следующем. Если AGM батарею регулярно заряжать не до 100%, то она быстрее утратит заявленную на корпусе ёмкость. Некоторые источники даже заявляют, что ёмкость из-за систематического недозаряда падает в разы. Это неправда. Ресурс, конечно, от такой эксплуатации уменьшится. Но не так быстро и критично, как об этом часто говорят. Однако иметь в виду эту особенность AGM будет не лишним.

В чем отличия необслуживаемых батарей?

Чтобы получить ответ на данный вопрос, нужно в общих чертах понимать принцип действия свинцово-кислотных аккумуляторов. Работают они в двух режимах:

  1. Разрядка. При потреблении тока свинец, из которого состоит отрицательный электрод, реагирует с электролитом и превращается в соль серной кислоты (сульфат свинца). В результате плотность кислотного раствора снижается.
  2. Зарядка – это процесс восстановления. При подаче напряжения на клеммы сульфат свинца, содержащийся в электролите, восстанавливается до металла на отрицательном электроде, а плотность кислоты возрастает.

Когда при зарядке от повышенного напряжения (более 15,6 В) в составе электролита становится мало сульфата свинца, то начинается электролиз воды, содержащейся в растворе. Она распадается на газы – кислород и водород, что визуально сопровождается пузырьками – аккумулятор «кипит». В источниках питания старого образца это считалось нормальным процессом, потому как плотность раствора постоянно контролировалась посредством отверстий с пробками, сделанными в каждой банке.

Новые батареи, называемые необслуживаемыми, изготавливаются в герметичном корпусе – это их главное отличие. Чтобы повысить надежность элементов, помещенных в закрытое пространство, в конструкцию были внесены следующие изменения:

  • для продления срока службы изделий в свинец начали добавлять кальций и серебро;
  • для отвода газов в корпусе предусмотрен специальный клапан, не пропускающий водяные пары, что способствует сохранению воды в растворе;
  • для контроля уровня электролита устанавливаются окошки либо часть корпуса делается из полупрозрачной пластмассы.

Благодаря герметичности корпуса отсутствуют лишние испарения, но и долить электролит или воду в аккумулятор невозможно. Значит, нужно его заряжать с соблюдением оптимальных величин напряжения и тока, дабы избежать снижения уровня кислоты из-за кипения.

Общие требования

Маркировка батарей зависит не только от производителя, но и типа устройства. Это связано с тем, что для установки на спецтехнику, легковые и грузовые авто устанавливаются разные АКБ. Кроме этого, на маркировку аккумулятора автомобиля влияет и страна, в которой он используется.

На батареях в обязательном порядке должна быть указана следующая информация:

  1. Название производителя.
  2. Номинальный показатель напряжения.
  3. Емкость аккумулятора.
  4. Тип устройства, который может указываться в соответствии с требованиями сразу нескольких стандартов.
  5. Количество элементов питания, установленных в корпусе батареи.
  6. Дата выпуска, и чаще всего эта информация зашифрована.
  7. Полярность контактов.
  8. Предупреждающие символы, число которых зависит от изготовителя.

Основные стандарты маркировки

Автолюбители должны понимать расшифровку маркировки аккумуляторов, соответствующую нескольким стандартам.

Кроме батарей отечественных производителей, на рынке присутствуют американские, европейские и азиатские.

Их обозначение имеет некоторые нюансы, которые необходимо знать.

Отечественные батареи

В России маркировка АКБ регламентирует ГОСТ 959-91. Она имеет вид «А Б С Д».

Входящие в ее состав литеры расшифровываются следующим образом:

  • А – число элементов питания, входящих в состав батареи;
  • Б – тип АКБ;
  • С – емкость прибора;
  • Д – материал, из которого изготовлен аккумулятор.

В качестве примера можно взять маркировку 6СТ-60 АПЗ.

Надпись позволяет узнать, что это стартерная батарея, емкость которой составляет 60 А*ч.

Рекомендуем: Маркировка и дата выпуска аккумулятора Varta

  • Она содержит шесть элементов питания (банок).
  • Последние три цифры указывают на конструктивные особенности аккумулятора:
  • А – общая крышка;
  • П – сепаратор изготовлен из полиэтилена;
  • З – батарея залита и заряжена.

Показатель пускового тока в отечественном стандарте не входит в основную маркировку и обычно указывается отдельно.

Европейский стандарт

Производители из Европы используют обозначения в соответствии с немецким стандартом DIN либо международным ETN.

В результате некоторые параметры совпадают, а часть отличается. Согласно требованиям DIN, обозначение батареи состоит из пяти цифр (560 19), а в соответствии с ETN – имеет девятизначный код (560 059 042).

В каждом из этих стандартов первые три цифры обозначают номинальный показатель емкости АКБ. Определить его значение можно, вычитая из трехзначного числа 500. Таким образом, маркировка автомобильных аккумуляторов 560 19 (DIN) и 560 059 042 (ETN) показывает, что их емкость составляет по 60 А*ч.

Две или три следующих цифры, в зависимости от стандарта, указывают на конструктивное исполнение батареи. ETN предполагает наличие еще одной тройки цифр, обозначающих показатель тока «холодной прокрутки». Для определения этого значения цифры необходимо умножить на 10. В приведенном примере (560 059 042) показатель тока составляет 420 А.

Американский и азиатский стандарты

Азиатские производители используют для обозначения своих продуктов стандарт JIS. Следует признать, что система маркировки довольно сложная, но автовладельцам следует разобраться со всеми нюансами.

Обозначение АКБ азиатских компаний состоит из 6 символов, например, 75В24L:

  1. Первые две цифры показывают емкость батареи, но номинальный параметр необходимо умножить на специальный коэффициент.
  2. Литера говорит о форме устройства и соотношение его размеров.
  3. Две следующие цифры указывают на длину аккумулятора в сантиметрах.
  4. Последняя литера показывает расположение клеммы «минус» и может иметь лишь два значения – L или R.

Рекомендуем: Срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации

Чтобы разобраться в маркировке азиатских АКБ, стоит воспользоваться таблицей:

Американские компании чаще всего используют для обозначения стандарт SAE, но возможны иные варианты. Чаще всего маркировка этих продуктов содержит одну литеру и пять цифр, например, А34650.

Расшифровывается она следующим образом:

  1. Буква обозначает тип батареи.
  2. Две следующие цифры показывают размеры агрегата.
  3. Последние цифры – номинальное значение тока «холодной прокрутки» в амперах.
  1. Также на АКБ указывается дата ее выпуска и проще всего расшифровываются обозначения отечественных компаний — первые две цифры показывают месяц, а последние — год производства.
  2. С датой выпуска импортной продукции разобраться значительно сложнее, так как все производители используют собственное обозначение.
  3. Эта маркировка может включать в себя не только месяц и год, но также завод, тип заказа и даже номер конвейера.

Характеристики серии Dupex

Отзывы об аккумуляторах «Атлас» говорят о высоком качестве изделий серии. Это прочные, устойчивые к неблагоприятным условиям конструкции. Они отлично переносят работу при высоких температурах. При этом их долговечность превосходит другие разновидности батарей.

В процессе эксплуатации аккумулятор серии Dupex на 25 % лучше по показателям долговечности изделий, которые были изготовлены по технологии Calcium MF. Также, если сравнить представленную линейку с устройствами гибридной технологии, можно отметить, что по показателю продолжительности работы на 50 % превосходят соперников аккумуляторы Dupex.

Кроме конструктивных особенностей, которыми обладают все батареи «Атлас», серия Dupex наделена пламегасителем и специальной системой фильтров. Без подзарядки аккумуляторы могут храниться до 18 месяцев. Степень заряда оценивается при помощи удобного индикатора.

Достоинства и недостатки

По сравнению с классическими аналогами AGM-аккумуляторы обладают целым рядом преимуществ:

  • Для таких устройств нет необходимости проведения никаких профилактических работ в период всего срока эксплуатации.
  • Высокая устойчивость к вибрационным нагрузкам позволяет их применять на любых транспортных средствах.
  • Абсолютная безопасность эксплуатации. Благодаря тому, что электролит находится внутри в связанном состоянии, то есть даже при механическом повреждении корпуса не происходит его вытекание.
  • Изделия хорошо переносят глубокий разряд, после чего их можно без труда зарядить до полной емкости.
  • Их можно устанавливать практически в любом положении (вертикальном, горизонтальном или под углом).
  • Значительно меньшее время нужно для зарядки изделия (по сравнению с жидкостными аналогами).
  • Длительный срок эксплуатации (при соблюдении всех рекомендованных производителем правил).

Недостатки:

При использовании AGM-батарей необходимо регулярно осуществлять контроль исправности электрического оборудования автомобиля. Например, неисправное реле-регулятор напряжения может значительно уменьшить продолжительность «жизни» такого аккумулятора (а в худшем случае привести его в полностью нерабочее состояние).

  • Необходимость применения для зарядки специальных устройств, оборудованных регуляторами тока и напряжения.
  • Более высокая стоимость (по сравнению со стандартными моделями).
  • Хранение батарей необходимо осуществлять только в заряженном состоянии.
  • Снижение стартовой эффективности (по отзывам об аккумуляторах AGM) при очень низких температурах окружающего воздуха (минус 30 градусов и ниже).

О производителе Atlas BX

Производитель батарей под этим названием – южнокорейская компания «AtlasBX Co. Ltd». Начала свой путь она в середине 20 века, и называлась тогда «Isan Ltd». Переименовывалась она два раза, и с 2004 года носит название, под которым известна и по сей день.

Компания стояла у истоков производства первого необслуживаемого аккумулятора в Южной Корее, это было в 80-е годы прошлого столетия. На сегодняшний день производитель является одним из лидеров отрасли в мире.

В настоящее время производство продолжает расширяться и совершенствоваться, внедряются новые технологии. Благодаря росту и развитию производителю удается удерживать лидирующие позиции в стране и в мире, а также удерживать неослабевающий интерес потребителей.

Разновидности технологического исполнения

Производители современных AGM-аккумуляторов применяют две основных технологии (в зависимости от формы и расположения свинцовых электродов внутри герметичного корпуса):

  • пластинчатую;
  • спиральную (орбитальную).

В первом случае электроды изготавливают в форме прямоугольных пластин. Между ними плотно укладывают маты, заполненные электролитом. Внутри элементы соединяют между собой с помощью специальных токопроводящих шин. Именно такой способ изготовления применяют большинство производителей.

Во втором случае электроды представляют собой ленты, которые скручивают в «рулет», с проложенной между ними стекловолоконной прокладкой. Рулоны укладывают в отдельные цилиндрические емкости (на которые разделен корпус изделия) и соединяют между собой свинцовыми пластинами. Технически этот способ сложнее первого, что приводит к значительному удорожанию аккумулятора.

На заметку! Ввиду того, что подобная технология запатентована, не очень большое количество производителей горят желанием применять именно ее.

Независимо от используемого метода производства для изготовления электродов применяют только свинец очень высокой степени очистки – вплоть до 99,99 % (в отличие от обычных кислотных батарей, где требования значительно ниже).

Важно! Для обеспечения безопасной эксплуатации при возникновении экстремальных ситуаций корпус оборудован клапаном аварийного сброса излишнего давления газов

Последствия перезаряда

Перезарядить батарею современными автоматическими ЗУ сложно. Но если у вас старое зарядное устройство с ручным управлением, тогда это вполне вероятно.

Из-за перезаряда начинается процесс электролиза. То есть электролит кипит, выделяя газы водорода и кислорода. Если бы корпус был полностью герметичным, от внутреннего давления его бы разорвало. Но инженеры в необслуживаемых АКБ предусмотрели предохранительный клапан, открывающийся для сброса избыточного давления.

Да, если не прекратить зарядку, электролит начнёт испаряться, и восполнить его уже будет проблематично. Потому лучше следить за процессом заряда и своевременно отключать ЗУ.

Заряжать такие АКБ дома даже проще и безопаснее, нежели обслуживаемые аналоги

Важно лишь придерживаться инструкций и соблюдать технику безопасности

Заряжать или нет?

Многие автовладельцы полагают, что если аккумуляторная батарея необслуживаемая, то подзарядке она не подлежит. Но это совсем не так. Ведь если есть какие-либо проблемы со стартером или с ременным приводом генератора и вы посадите новую АКБ, то не выбрасывать же её. Именно поэтому заряжать необслуживаемые элементы питания «Рокет», да и любые другие, можно. Но тут необходимо знать некоторые нюансы, ведь если не следовать простым правилам, то можно и привести в негодность АКБ.

Основное условие — низкий ток. Обычно чем меньше, тем лучше. Желательно выставить на зарядном устройстве примерно 3-4 А и оставить батарею на ночь

Обратите внимание, что ни в коем случае нельзя пытаться снимать крышку АКБ, для того чтобы открутить банки. Все равно у вас ничего не получится, а герметичность уже будет нарушена

Конструкция крышки такова, что все газы выходят через специальный отвод, а образовавшийся конденсат стекает обратно. Если аккумулятор Rocket еще живой, то при зарядке в течение 8 часов при токе 3-4 А вы полностью пополните запас энергии и сможете отправиться в путь.

Зарядные устройства

Можно ли использовать стандартные зарядные устройства или необходимо подбирать отдельно? Ограничений по этому критерию нет, и можно заряжать необслуживаемый аккумулятор любыми зарядными устройствами.

Зарядное устройство для АКБ

Полностью подходят модели зарядников, использующиеся при зарядке малообслуживаемых АКБ. Рекомендуется использовать оборудование с контролем напряжения.

Есть устройства, называемые автоматическими зарядными станциями – они сами выбирают значения токов, и правильный способ зарядки. Используя устройства такого типа, нет необходимости следить за процессом зарядки, и батарея никогда не закипит – при полной зарядке подаются минимальные токи, или устройство отключается.

Обслуживание аккумуляторов Atlas BX

Обслуживание аккумуляторов заключается в следующем:

  • избегать ударов, сильных вибраций, резкой встряски АКБ;
  • периодически внимательно осматривать на предмет трещин, протечек, вздутий;
  • чистить корпус, клеммы, вентиляционные отверстия от грязи, снимать с полюсных выводов окисление, если оно образуется;
  • не допускать глубокого разряда батареи, вовремя заряжать;
  • не хранить аккумулятор в разряженном состоянии, проверять уровень заряда каждые 3-6 месяцев.

Обслуживаемые модели требуют контроля жидкости. Обычно делается это во время зарядки. Необходимо снять крышку, замерить плотность электролита и при необходимости долить воду.

Маркировка и дата выпуска

Базовой для автомобильных аккумуляторов Rocket является маркировка по стандарту JIS. Его расшифровка показана ниже.


В случае моделей европейского форм-фактора аккумуляторы Rocket маркируются по стандарту DIN или ETN. Дата выпуска наносится на крышку аккумулятора и расшифровывается следующим образом:

KJ5H20, где

  • первые два символа – это обозначение завода (KJ – в городе Kwangju, KS – в городе Changwon);
  • третий символ – это последняя цифра года;
  • четвёртый символ – это обозначение месяца (А ─ январь, В ─ февраль, С ─ март, D ─ апрель, Е ─ май, F ─ июнь, G ─ июль, H ─ август, I ­─ сентябрь, J ─ октябрь, K ─ ноябрь, L ─ декабрь);
  • пятый и шестой символ – это число.

То есть, в указанном примере аккумулятор Rocket выпущен 20 августа 2015 года.

Как заряжать необслуживаемый аккумулятор

Многие модели современных АКБ являются необслуживаемыми. Доступа к банкам у них нет, поэтому проверить уровень электролита и долить дистиллят в них не получится.

Заряжаются такие батареи так же, как и обычные, 2-мя способами: с постоянным напряжением или постоянной силой тока. Лучше всего не рисковать, а купить современное ЗУ с электронным блоком и сигнализатором окончания зарядки. Обычно по завершению цикла на таком приборе загорается цветной индикатор.

Старый, механического типа зарядник придется контролировать самому. Понадобится определить степень разрядки АКБ.

Определить его можно по напряжению на выводах батареи. 12,7 В значит, что она полностью заряжена. 11,7 В – полная разрядка, 12,2 В – разрядка на 50%.

Величина зарядного тока должна составлять 10% от емкости АКБ. Например, при половинном разряде и емкости аккумулятора в 60 А·ч для восстановления емкости потребуется 30 А·ч. 10% от 60 А·ч – 6 А. 30 А·ч разделить на 6 А получится 5 часов. Следовательно, время зарядки составит 5 часов.

Перезарядка сказывается фатальным образом на любых типах АКБ. Если на цикл зарядки нужно 5 часов, то держать аккумулятор с подключенным зарядником 8 или 10 часов не только бессмысленно, но и вредно.

Такой процесс особенно опасен для необслуживаемой конструкции. Если в аккумуляторе, оснащенном пробками, можно подлить дистиллированной воды, то в необслуживаемом такая возможность отсутствует в корне.

Батарея оснащена специальным клапаном, сбрасывающим давление при превышении давления внутри корпуса выше критического.

Это предохраняет батарею от разрушения, но потерю жидкости возместить безвозвратно. Понижение ее уровня ниже требуемого приведет к повреждению пластин и снижению времени службы устройства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Витязь-Авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: