РАЗДАЧА ПРЯНИКОВ
Итак, смотрим, что получилось. Сразу бросилось в глаза, что влияние марки жидкости на коэффициент трения было очень неоднозначным. Для модели зубчатого зацепления все различия уложились в пределы погрешности измерений. Чуть лучше других смотрится голландский NGN Universal ATF. А вот для модели подшипника всё иначе — разбег замеренного параметра достаточно велик. Тут лучшие показатели — у жидкостей Motul Multi ATF и Castrol ATF Multivehicle.
Насколько критична разница по этому параметру? В масштабах всего силового агрегата (двигатель и коробка передач) доля потерь на трение в коробке не столь уж велика (если не учитывать потери в гидротрансформаторе). Зато нагрев масла от трения при работе на разных жидкостях различается куда значительнее: усредненная совокупная разница для моделей зубчатого зацепления и подшипника составляет примерно 17%. С точки зрения температурного эффекта эта разница весьма ощутима — до 10–15 градусов, которые дают изменение КПД гидротрансформатора на заметные единицы процентов. Лучше других здесь выглядит синтетика фирмы Motul. Лишь немного уступают ей жидкости NGN Universal и Totachi Multi-Vehicle ATF.
Разогрев жидкости влияет и на ее вязкость: чем больше нагрев, тем она ниже. А с падением вязкости снижается эффективность гидротрансформатора. У многих на памяти проблемы с «автоматами» не очень юных «французов», когда из-за повышения температуры жидкости (особенно летом в пробках) они вообще отказывались работать!
Идем дальше
Очень важно, чтобы зависимость вязкости от температуры была максимально пологой. Одним из основных критериев этой пологости является индекс вязкости: чем он выше, тем лучше
Тут лидеры — жидкости Mobil Multi-Vehicle ATF, Motul Multi ATF и Formula Shell Multi-Vehicle ATF. Ненамного отстал от них «мультик» бренда NGN.
Посмотрим, насколько изменится вязкость жидкости в рабочей зоне коробки с учетом ее нагрева. Разница ощутимая! Для кинематической вязкости она доходит до 26%. А КПД «автоматов» (особенно старых конструкций) достаточно невелик и в большой степени определяется эффективностью работы гидротрансформатора — который как раз и страдает при уменьшении вязкости рабочей жидкости.
Наименьшее падение вязкости обнаружилось у масел Motul Multi ATF, Formula Shell Multi-Vehicle и NGN Universal ATF. Наибольшее — у Totachi Multi-Vehicle ATF. Это, конечно, сравнительные результаты, прямого переноса на эффективность коробки делать нельзя. Но для форсированных моторов, в которых нагрузка на узлы автоматической коробки выше, предпочтительно иметь жидкости с более стабильной характеристикой.
Низкотемпературные свойства оценивали по совокупности нескольких параметров. Очевидно, что все жидкости, и ATF в том числе, густеют на морозе. Значит, при изрядном минусе за бортом излишняя вязкость будет мешать провернуть мотор на старте, поскольку на машинах с автоматом педаль сцепления не предусмотрена. Поэтому мы определяли кинематическую вязкость каждого образца при трех фиксированных отрицательных температурах. Кроме того, оценили температуру, при которой кинематическая вязкость масла достигнет некой фиксированной величины, условно принятой за предельную, при которой еще возможно «проворачивание» коробки передач.
Заодно определили температуру замерзания: этот параметр входит во все описания ATF и косвенно свидетельствует о том, на базе какой основы сделана жидкость — синтетической или полусинтетической.
В этой номинации опять победили синтетики с высоким индексом вязкости: Motul Multi ATF, Mobil Multi-Vehicle ATF, NGN Universal ATF, Formula Shell Multi-Vehicle. У них же зафиксированы и самые низкие температуры застывания. И наконец, защитные функции жидкостей, то есть их способность препятствовать износу. Мы исследовали износ двух моделей — зубчатого зацепления и подшипника скольжения, поскольку в реальной коробке условия работы этих узлов заметно разнятся. Следовательно, и свойства ATF, обеспечивающие уменьшение износа, должны быть разными и увязанными с работой гидротрансформатора. И здесь мы обнаружили разброс результатов. Лидер в минимизации износа зубчатых зацеплений — Mobil Multi-Vehicle ATF, а в состязаниях на подшипниках скольжения с большим отрывом победили Motul Multi ATF и Totachi Multi-Vehicle ATF.
ПРЕИМУЩЕСТВА
- Специальные модификаторы трения обеспечивают плавную работу автоматических трансмиссий.
- Выдерживает высокие термические нагрузки, обладает устойчивостью к старению и окислению.
- Защита от пенообразования.
- Обеспечивает прекрасные пусковые характеристики и четкое переключение передач при экстремально низких температурах.
- Имеет оптимальные фрикционные характеристики и высочайшую стабильность всех показателей, что обеспечивает защиту от износа и наилучший режим включения передач в течение всего срока службы коробки.
- Подходит для применения в большинстве автомобилей с 4 – 8 ступенчатыми АКПП.
КАК ПРОВЕРЯЕМ
Основные физико-химические показатели — вязкость и индекс вязкости, температуру вспышки и застывания — мы измерили в сертифицированной лаборатории. Потери на трение и износ оценили на машине трения — устройстве, моделирующем условия работы различных пар трения. Испытания проводили в два этапа. На первом исследовали модель, аналогичную зубчатому зацеплению. На втором этапе моделировали условия работы в подшипниках. При этом измеряли коэффициенты трения, разогрев масла, износ пар трения. Износ определяли точным взвешиванием деталей до и после цикла испытаний, а для модели подшипника — еще и методом лунок. Это когда до испытаний на рабочей поверхности образца, в зоне, наиболее подверженной износу, нарезается лунка фиксированного размера, а по окончании испытаний фиксируется изменение ее диаметра. Чем значительнее он увеличится, тем выше износ.
Испытания для каждой жидкости на одном и другом этапах продолжались долго: сто тысяч циклов нагружения для модели подшипника и пятьдесят тысяч — для модели зубчатого зацепления.
ОПИСАНИЕ
Высокоэффективная жидкость ATF высшего качества для автоматических коробок передач. Kixx ATF Multi специально разработана для автоматических коробок передач в соответствии с требованиями технических спецификаций: Hyundai SP-III, SP-IV, DEXRON III, FORD MERCON, Toyota IV и WS. Соответствует техническим требованиям европейских производителей, таких как Volvo CE 97340, MB, VW, BMW, а также ZF c 4, 5, 6-ти и 8-ми скоростными автоматическими коробками передач. Kixx ATF Multi содержит композицию базовых компонентов высокого качества и улучшенный пакет присадок. Оптимальный, универсальный продукт для технического обслуживания различных марок автомобилей на СТО.
История создания ATF
Первое трансмиссионное масло под названием ATF-А разработала компания General Motors в 1949 году. До этого, в автоматах использовали моторные масла, и работа коробки была крайне трудной и недолгой.
С развитием автомобилестроения менялись технологии и стандарты. В 1967 году GM ввёл первый стандарт— Dexron type В. Чтобы было легче обнаружить утечку, жидкость окрашивали в красный цвет.
Следующей спецификацией стал Dexron II. Масло обладало слабыми антикоррозионными свойствами: металлические детали АКПП быстро ржавели. К 1990 годам смазку перевели на синтетическую основу.
С появлением в автоматах ЭБУ и гидроблоков требования к маслу ужесточились. GM разработал новые стандарты Dexron III, VI. Совершенствовалась основа, улучшились фрикционные свойства, обновился пакет модификаторов.
General Motors также внедрил спецификацию Allison С4 с требованиями к смазке, работающей в трансмиссиях грузовиков и тяжёлой техники.
Для своих коробок Ford разработал спецификацию М2С33 в 1959 году. А в 1980-х появился стандарт Mercon. Масла, соответствующие требованиям этих спецификаций, схожи по свои характеристикам с Dexron.
Достоинства и недостатки
Автомасло ATF WS производства Тотачи имеет ряд преимуществ перед товарами конкурентов.
- Умеренная стоимость. Благодаря продуманной ценовой политике, продукт выигрывает 10-15% перед ближайшими конкурентами, что часто выступает решающим фактором при покупке.
- Надежная защита от преждевременного старения механизма. Высококачественная основа, разбавленная передовыми присадками, надежно защищает шестерни от истирания или растрескивания.
- Длительный срок эксплуатации. Лубрикант подходит для увеличенных межсервисных интервалов, установленных производителем автомобиля.
- Повышение эффективности силовой установки. Легко текучая жидкость минимизирует усилие, необходимое для проворачивания валов, что снижает общий расход горючего.
- Широкий спектр применения. Коробки бренда АИСИН используются в 40% автомобилей, эксплуатируемых на территории стран СНГ. Также присутствует совместимость с вариаторами передовых моделей азиатского производства.
- Стойкость к высокотемпературному сдвигу и деструкции. Продуманная база не разрушается под действием нагрева, что значительно продлевает срок ее эксплуатации.
Среди минусов покупатели находят попадающиеся подделки.
Применение
ExxonMobil предлагает Mobil ATF Multi-Vehicle для обслуживания самых разных 6- и 8-ступенчатых автоматических трансмиссий. В их число входят трансмиссии Acura, Audi, BMW, Chrysler, Citroën, Fiat, Ford, GM, Honda, Hyundai, Jaguar, Jeep, KIA, Land Rover, Mazda, Mini Cooper, Mitsubishi, Nissan, Opel, Peugeot, Porsche, Renault, Saab, Subaru, Suzuki, Toyota, Volvo, Volkswagen…
Mobil ATF Multi-Vehicle обеспечивает сохранение гарантии автомобилей GM, где требуется жидкость DEXRON-VI, поскольку она полностью соответствует строгим требованиям GM к жидкости DEXRON-VI для современных трансмиссий, или превосходит их. Она также пригодна для применения в тех случаях, когда требуется уровень параметров DEXRON-III или DEXRON-II.
Производители оборудования Марка автомобиля |
УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА Данная продукция рекомендуется ExxonMobil для применения там, где требуются: |
Acura |
Acura ATF-Z1 |
Aisin Warner |
Aisin Warner JWS 3309 (T-IV) & JWS 3324 (WS), AW-1 |
American Motors Company / Mopar |
American Motors ATF+3 (MS7176-E) |
Audi |
Audi 5 HP LT71141 (ZF 5 HP 18FL/19FL/24A) |
Audi G 052-025-A2 |
|
Audi G 053-025-A2 |
|
Audi G 052-162-A1 A2 (ZF Lifeguard fluid 5, ZF No. S671 090 170) |
|
Audi G 055-025 A2 (JWS 3309) |
|
BMW |
BMW JWS 3309 (T-IV) |
BMW LT71141(ZF 5 HP 18FL/19FL/24A) |
|
BMW ZF 5HP18FL, 5HP24, 5HP30 |
|
BMW 7045E |
|
BMW LA2634 |
|
BMW ETL-8072B |
|
BMW MINI |
|
CHRYSLER, Dodge, Jeep, RAM, Cherokee |
MS 7176E |
Chrysler ATF+, ATF+2, ATF+3 |
|
Chrysler/Dodge MOPAR AS 68 RC (T-IV), JWS 3309 |
|
Chrysler/Dodge/Jeep 05127382AA |
|
Chrysler/Dodge/Jeep 68043742AA |
|
NAG 1 |
|
Fiat |
FIAT T-IV type, JWS 3309 (excluding CVT applications) |
Ford |
Ford MERCON |
Ford FNR5 |
|
Ford ESP-M2C138-CJ |
|
Ford ESP-M2C166-H |
|
Ford WSS M2C922-A1 |
|
Ford WSS M2C924-A |
|
Ford XL-12 |
|
Ford XT-2-QDX (M) |
|
Ford XT-2-QSM (Syn) |
|
Saturn |
GM9986195 (Aisin AW, JWS 3309) |
GM |
GM Type A Suffix A |
GM DEXRON-II |
|
GM DEXRON-IID |
|
GM DEXRON-IIE |
|
GM DEXRON-IIIG |
|
GM DEXRON-IIIH |
|
GM DEXRON-VI |
|
Honda |
Honda ATF-Z1 (except in CVTs) |
Honda DW-1 |
|
Hyundai/Kia |
Hyundai/Kia SP-IV (00232-1904/04500-00115) |
Hyundai/Kia SP-IV M (SP4-M) |
|
Hyundai/Kia SP-IV-RR |
|
Hyundai/Kia SP-III |
|
Hyundai/Kia Dex-II/ SP-II |
|
Hyundai/Kia JWS 3314 |
|
Hyundai/Kia NWS 9638 |
|
Hyundai/Kia 040000C90SG |
|
KIA ATF Red 1 |
|
Isuzu |
ISUZU BESCO ATF-II |
ISUZU BESCO ATF-III |
|
ISUZU BESCO ATF SP |
|
ISUZU SCS Fluid |
|
ISUZU 08200-9001 |
|
Jaguar |
Jaguar ATF LT71141, ZF 5HP24 |
Jaguar ATF 3403 M115, ATF 3403-M115 |
|
Jaguar JLM20238/ 20292 |
|
Jaguar K17 |
|
JASO |
JASO M315 1A |
JASO M315 1A-LV |
|
JASO M315 2A |
|
JEEP |
JEEP ATF+3 |
Lexus |
Lexus JWS 3309 |
Mazda |
Mazda ATF D-II |
Mazda ATF M-III / V |
|
Mazda ATF FZ/F-1 |
|
Mazda ATF S-1/N-1 |
|
MAZDA ATF 3317 |
|
MINI COOPER |
MINI COOPER T-IV |
Mitsubishi |
Mitsubishi Diaqueen SP-II/III |
Mitsubishi Diaqueen SK |
|
Mitsubishi Diaqueen AW |
|
Mitsubishi Diaqueen J2/3 |
|
Nissan |
Nissan Matic Fluid C |
Nissan Matic Fluid D |
|
Nissan Matic Fluid J |
|
Nissan Matic Fluid K |
|
Nissan Matic Fluid S |
|
Peugeot / Citroën |
Peugeot ZF 4HP20 |
Peugeot/Citroen Z 000169756 |
|
Peugeot/Citroen (PSA) AL4 |
|
Porsche |
Porsche T-IV (JWS 3309) |
Porsche ZF 5HP19FL, ZF 5HP20, LT71141 |
|
Porsche ATF 3403-M115 |
|
Porsche 000 043 205 09 |
|
Porsche 999 917 547 00 (A2) |
|
Porsche 000 043 205 28 |
|
Porsche Z 000169756 |
|
Renault |
Renault Matic D2 |
Renault Samsung SATF-D |
|
Saab |
Saab T-IV (JWS 3309) |
Subaru |
Subaru K0140Y0700 |
Subaru ATF 5AT |
|
Subaru Dexron-II |
|
Subaru ATF, ATF HP |
|
Suzuki |
Suzuki ATF AW-1 |
Suzuki AT OIL 5D06 |
|
Suzuki ATF 2326 |
|
Suzuki ATF 2384K |
|
Suzuki JWS 3309 |
|
Suzuki ATF 3314 |
|
Suzuki ATF 3317 |
|
Toyota |
Toyota ATF D-II |
Toyota ATF D-III |
|
Toyota ATF T-III |
|
Toyota ATF T-IV (JWS 3309) |
|
Toyota ATF WS |
|
Volvo |
Volvo PN 1161521/ 1161621 |
Volvo PN 1161540/ 1161640 |
|
Volvo PN 31256774/ 31256675 |
|
Volvo 97340 |
|
Volvo 97325 |
|
Volvo 97335 |
|
VW |
VW G 052-162-A1/A2 / ZF Lifeguard fluid 5 |
VW G 055-025-A2 (JWS 3309) |
|
VW 5 HP (ZF 5 HP 30/18FL, 30/19FL, 24A) |
|
ZF |
ZF 3 & 4 speed transmissions |
ZF TE-ML 05L |
|
ZF TE-ML 21L |
|
Allison |
Allison C-3 & C-4 |
R. Bosch AS |
TE-ML 09 |
CAT |
CAT TO-2 |
Vickers |
M2950-S, I-286-S |
Примечания:
• Важно отметить, что соответствующие изготовители автомобилей и трансмиссий не оценивали и не одобряли продукт к применению в данных случаях, если это не указано в разделе Спецификации и одобрения. • Mobil ATF Multi-Vehicle не предназначена для применения в автоматических трансмиссиях типа DCT
• Mobil ATF Multi-Vehicle не предназначена для применения в автоматических трансмиссиях типа DCT.
• Оптимальная практика технического обслуживания требует регулярной проверки уровня жидкости в автоматических трансмиссиях, а также слива и замены жидкости с рекомендованной изготовителем периодичностью. Некоторые изготовители рекомендуют менять трансмиссионную жидкость чаще при вождении в жестких условиях, таких как интенсивное движение, жаркая погода или при буксировке прицепа.
Что такое ATF
Кроме того, данный нефтепродукт возможно заливать в трансмиссии, являющиеся аналогами КПП Mitsubishi («Хендай», «КИА»), с требованиями спецификации DiaQueen.
Подобная смазка изготавливается из высококачественной масляной основы (PAO). Базовые масла располагают повышенным вязкостным коэффициентом.
Кроме того, АТФ СП 3 4 л отличается оптимальным набором присадочных элементов, которые обеспечивают действенную защиту от изнашивания, отличные фрикционные характеристики.
Все это позволяет плавно переключать режимы трансмиссионного агрегата. Смазка располагает отличными температурно-вязкостными показателями, прекрасно противостоит сдвигам.
Увеличенная устойчивость к механическому разрушению и отличные противоокислительные свойства дают возможность сохранять изначальные параметры весьма продолжительное время.
ATF расшифровывается как жидкость для автоматической коробки переключения передач. Как видите, расшифровка достаточно проста. Подобная смазка используется исключительно в автоматике, определенных вариаторных трансмиссиях.
В роботах она почти не используется. ATF предназначается для смазки трансмиссионных деталей, передачи вращающего момента от мотора к колесной части через КПП.
Рабочая температура ATF составляет примерно восемьдесят-девяносто пять градусов. В летних пробках автомасло может нагреваться до ста пятидесяти градусов. Обусловлено это тем, что у автоматики отсутствует жесткая передача момента от мотора к колесной части.
Ввиду этого случается так, что движок работает слишком мощно. Избыточная энергия поглощается смазкой, расходуется на трение.
Большие объемы нефтепродукта, проходящие под высоким давлением, формируют среду, в которой ATF может вспениться. Из-за этого автомасло и трансмиссионные детали могут окислиться.
Ввиду этого нефтепродукт должен располагать необходимыми присадочными элементами, обеспечивающими минимизацию окисления.
Эксплуатационный ресурс ATF равен приблизительно пятидесяти-семидесяти тысячам километров. Нужно помнить, что по истечении данного срока требуется осуществлять обязательную смену расходника.
Характеристики масел ATF SP3, разны производителей
Мало кто знает, что подобные смазки склонны к улетучиванию. Ввиду этого определенные изготовители ставят измерительные щупы в собственные коробки переключения передач автоматического типа. Они дают возможность проверять уровень автомасла в любой момент.
Средняя стоимость одного литра ATF равняется 700-800 рублям. Для стандартной АКПП требуется приблизительно восемь-десять литров расходника.
ИТОГО
Если при традиционных экспертизах бензина и моторных масел мы, как правило, выявляли лишь незначительные отличия одного образца от другого, то здесь ситуация иная. По ключевым параметрам у разных ATF разбег оказался существенным. А если учесть, что степень влияния этой непростой жидкости и на мощность, и на расход топлива, и на ресурс коробки весьма заметна, то над ее выбором следует задуматься. Хорошая синтетика с высоким индексом вязкости — это лучший выбор, который и защитит ваши нервы при зимнем пуске на изрядном морозце, и не создаст проблем после долгого стояния в пробке под знойным солнышком.
Степень соответствия Multi своему названию оставим на совести их разработчиков. Еще в самом начале мы отметили, что проверить на практике каждую ATF во всех «автоматах», перечисленных на их этикетках, нереально. Кстати, и в описаниях (за малым исключением) допуски либо прямо, либо по умолчанию обозначаются словом meets, то есть «соответствует». Это значит, что свойства жидкости гарантирует ее производитель, но подтверждения соответствия производителем автомобиля или коробки нет. В заключение сообщим, что если планируемый срок эксплуатации нового автомобиля не превышает 50–70 тысяч километров (затем планируется замена), то статью вы читали зря — менять «жидкое сцепление» вам не придется. А в остальных случаях раздобытые нами сведения должны пригодиться. Сложив результаты, набранные во всех испытаниях, мы выяснили, что лучшими оказались продукты Motul и Mobil, от которых немного отстала жидкость Formula Shell.
Наши комментарии к каждому препарату — в подписях к фотографиям.