Трансмиссионное масло 75w90 характеристики

Рейтинг масел с показателем 75W90

Прежде чем окунуться в разнообразный мир трансмиссионных масел, стоит заметить, что в первую очередь нужно ознакомиться с тем, какое ТМ рекомендует сам производитель вашего автомобиля. Обычно такая информация содержится в технической документации к транспортному средству. Если же указанное масло имеет слишком высокую цену — можно воспользоваться наиболее подходящим, сделанным другим производителем.

Для установления лучшего масла с вязкостью 75W90 следует обращать внимание на такие важные показатели, как:

  • качество вязкости, которое не утрачивается как при низкой, так и при довольно высокой температуре;
  • температурные параметры, которые должны иметь максимально большой разрыв между крайними условиями — застыванием и воспламенением;
  • хорошее смазывающее свойство;
  • показатель критической нагрузки, который должен быть как можно выше;
  • степень износа. Данный показатель применим лишь к типу GL-5 и не должен превышать 0.4 мм.

Итак, благодаря этим и некоторым другим показателям, рейтинг трансмиссионных масел открывает Motul Gear 300 75W90.

Данная жидкость была разработана специально для техники, участвующей в различных спортивных соревнованиях — ралли, кольцевые гонки и так далее. Она имеет наиболее высокие показатели по всем пунктам и предназначена для механических трансмиссий, представляющих как синхронизированные, так и несинхронизированные КПП. Также она подходит и для гипоидных мостов, не имеющих блокировку.

На второе место претендует Castrol Syntrans Transaxle 75W90 GL-4, которое может похвастаться хорошей текучестью при довольно низких температурах и высоким уровнем износа.

Третье место стоит отдать смазке Mobil Mobilube, которая прекрасно зарекомендовала себя в ходе проводимых испытаний. Единственным ее серьезным недостатком следует считать недостаточную вязкость при низкой температуре.

Кроме того, на это же место претендует и TNK TRANS GIPOID SUPER 75W90. Эта полусинтетическая жидкость предназначена для автомобилей, имеющих механическую коробку передач, которая требует использования смазки уровня API GL-5. Имеет довольно неплохие показатели, но не рекомендуется для коробок передач с медными или другими легкосплавными синхронизаторами.

На четвертом месте расположилось ТМ Total Transmission SYN FE 75W90. Данный продукт обладает незначительным уровнем износа и такой же вязкостью при работе при низких температурах. Кроме того, Total Transmission относится к разряду универсальных в плане API — имеет и GL-4 и GL-5, поэтому подойдет не каждой коробке передач.

Пятое место следует отдать продукту LIQUI MOLY Hypoid-Getriebeoil TDL 75W90 GL-4/5.

Это масло демонстрирует довольно хорошие показатели вязкости при низких температурах, однако, все остальные показатели не поднимаются выше среднего уровня.

Это далеко не полный список существующих масел с показателем 75W90, поэтому каждый сможет выбрать для себя наиболее выгодный в плане стоимости и функциональности.

Стандартизация по вязкостным свойствам SAE

Вязкостные свойства по стандартам SAE вычисляются лабораторно – высчитывается граничный показатель допустимой вязкости при 100°С. Так же находится минусовая температура, при которой вязкость не более 150 Н·см/м² . Эти граничные значения состояния очень важны. При переходе вязкости за эти границы может начаться повышенный износ или разрушение элементов трансмиссии.

Индекс вязкости трансмиссионного масла по стандарту SAE принимает 9 значений:

  • с литерой W — 70, 75, 80, 85;
  • без литеры W — 80, 85, 90, 140, 250.

Литера W говорит пользователю, что замеры проходили и при низких температурах. Такое масло подходит для зимнего использования. Если литера W отсутствует — смазка только для теплого времени года.

  • Фейсбук
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • Blogger

Области применения

Все трансмиссионные масла ТНК, которые предлагает российская компания своим потребителям, делятся на 2 большие группы:

  • смазочные жидкости для легковых автомобилей;
  • масла для грузовых машин.

Различным коробкам требуется соответствующее требованиям автопроизводителя масло. Продукцию ТНК можно охарактеризовать как недорогую, но достаточно качественную. Потому на этот состав обычно переходят те, кто не может позволить себе более дорогой импортный аналог, но не желает сильно терять в качестве. По официальной информации от российского производителя трансмиссионных жидкостей, их составы соответствуют классу GL4 по API. Эти смазочные материалы официально одобрены крупнейшим отечественным автоконцерном АвтоВАЗ. Их рекомендуется применять на механических коробках передач переднеприводных автомобилей и на полноприводной версии модели «Нива».

Но аналогичные рекомендации даёт и компания Лукойл, составляющая достойную конкуренцию для ТНК и местами серьёзно опережающая своего соперника. Потому у автовладельцев возникает закономерный вопрос о выборе конкретного изготовителя трансмиссионной смазки. Они начинают искать положительные и отрицательные стороны, превосходство над конкурирующими вариантами и пр.

Здесь главное – использовать то масло, которое предписано заводом-изготовителем вашего автомобиля. Только АвтоВАЗ в официальных руководствах по эксплуатации указывает продукцию ТНК как одно из рекомендуемых масел для коробок передач. В других случаях нужно искать соответствие между рекомендуемыми характеристиками и параметрами, которые может предложить отечественное масло от ТНК.

Важным аспектом в пользу этого изготовителя можно считать наличие в ассортименте состава для автоматических коробок передач легковых автомобилей и грузовиков. Одним из ключевых показателей выступает параметр вязкости. Масла от тюменской нефтяной компании представлены в нескольких вариантах по показателям вязкости:

Будьте внимательными при выборе. В основном ориентируйтесь по климатическим условиям и температурным параметрам во время зимнего и летнего сезона. Важным достоинством отечественных производителей трансмиссионных масел, куда входит и ТНК, является их возможность учесть все нюансы и особенности эксплуатации автомобилей в российских условиях.

Ситуация такова, что основными потребителями этих масел остаются владельцы отечественных автомобилей. Это обусловлено их доступной ценой, сочетанием хорошего качества и эксплуатационных характеристик, оптимальной адаптированностью под наши машины и наличием официальных рекомендаций со стороны АвтоВАЗа о применении в своих коробках передач трансмиссионных жидкостей ТНК.

А вот среди пользователей составов представленного бренда владельцев иномарок достаточно масло. Большинство из них предпочитают пусть и более дорогие, но импортные составы. В настоящее время продукцию ТНК тяжело назвать всемирно известной. Она не завоевала международного признания, хотя широко применяется в соседствующих с Россией странах:

  • Украина;
  • Беларусь;
  • Казахстан;
  • Армения;
  • Молдавия;
  • Таджикистан;
  • Азербайджан и пр.

Как вы понимаете, это те государства, где активно эксплуатируют российские автомобили и не тратят больших денег на их обслуживание и содержание.

Требования, предъявляемые к трансмиссионным жидкостям

Что касается функций, которые должно выполнять смазывающее вещество, то к ним можно отнести следующее:

  • защищать металлические детали от всевозможных повреждений, связанных с трением, а также делать их стойкими к коррозии;
  • увеличивать коэффициент полезного действия, максимально снижая, при этом, расход энергии;
  • охлаждать трущиеся элементы коробки передач;
  • снижать возможные шумы, появляющиеся в процессе вращения шестеренок.

ТМ 75W90 — это синтетическое масло, изготавливаемое разными производителями, поэтому его свойства и стоимость могут иметь некоторые различия. Как бы то ни было, а при покупке обязательно читайте имеющуюся на этикетке информацию фирмы изготовителя, чтобы иметь общее представление о приобретаемом товаре.

Что означает 75W90?

По созданным стандартам, технологические жидкости должны маркироваться в строго соответствии с принятыми нормами. Поэтому есть единый способ расшифровки маркировки трансмиссионных и моторных масел.

На канистре на этикетке должна обязательно быть информация, по какой классификации сделано масло. Может быть указано, например, SAE или API, а может и ZF или может быть указана спецификация MIL. Также, на усмотрения производителей масел, возможно указание информации на этикетке о допусках (например, можно ли что-то добавить, какие-нибудь присадки).

Что означают 75W и 90?

В зависимости от вязкости по SAE TM масла делятся по назначению и на виды. Рассмотрим, более детально, характеристики масла 75В90.

Обозначение 75W говорит о текучести при минусовых температурах. Буква «W» говорит о том, что масло для зимнего периода эксплуатации. Чем меньше цифра перед буквой «W», тем более текучее масло при сильных морозах, то есть вязкость меньше. Конкретно для масла с маркировкой 75 W 90 температурный предел -40 градусов.

Продолжаем рассматривать вязкость. Цифра в шифре масел, в данном случае, 90 — это максимальный плюсовой температурный показатель, при котором масло начнет терять свои характеристики. Исходя из данных по справочных таблицам, 90 соответствует показателю +35 градусов (Цельсия).

Многие задаются вопросом, почему не придумают масло универсальное, которое подходит хорошо и для сильных морозов, и для сильной жары. Но, если глубже взглянуть на то, как трансмиссионка работает в системе, то защита от трения поверхностей зацепления зубчатой пары полностью зависит от смазывающей способности масла. Смазывающая способность повышается по мере увеличения вязкости, но при увеличении вязкости увеличивается и сила трения между деталями, а это приводит к уменьшению мощности коробки, так как масло между зубьями труднее выгонять. Если сделать упор на смазывающую способность, то есть повысить вязкость, то это также приведет сильному загустеванию на морозе. Если вязкость малая, то при минусовых температурах она не густеет, но такое масло обеспечивает не прочную защитную пленку на поверхностях деталей. Поэтому производителя ищут «золотую середину». Золотой баланс можно найти путем добавления присадок.

Для российского среднего климата лучше выбирать трансмиссионное масло с обозначением класса вязкости 90. А для очень жарких регионов, желательно, заливать масло с шифром вязкости 140. Масло со значением 140 при 100 градусах по Цельсию будет иметь вязкость не меньше 22 мм2/с (миллимитра в квадрате на секунду).

Основные требования, которые должно обеспечивать трансмиссионное масло:

  • не допустить трение, задиры, сколы, заедания, заклинивания зубчатых пар, образование глубокой коррозии (питтинг) и других механповреждений;
  • делать так, чтобы энергия тратилась минимальная;
  • повышать КПД (коэффициент полезного действия);
  • остужать трущиеся поверхности деталей (отводить тепло);
  • уменьшать шум, колебания и вибрации работающих в зацеплении шестеренок.

ТМ 75 W 90 производят разные производители. Поэтому могут быть незначительные отклонения по параметрам, так как каждый завод-изготовитель может создавать сам формулу масла. Также могут быть различия трансмиссионного масла 75W90 с указанием типа, в основном указывают это масло как синтетическое, а некоторые — полусинтетика. От синтетики отличается тем, что оно содержит синтетическое вещество от 20 до 40 % и добавлением присадок в объеме от 2 до 15 %.

Кроме классификатора по системе SAE трансмиссионные масла подразделяют и по системе API с индексами Gl (русскоязычное обозначение ТМ).

Характеристики и вязкостные значения категорий 75W и 90

Руководствуясь классификацией SAE — все трансмиссионные масла делятся на виды, каждый из которых имеет определенный тип вязкости.

Исходя из этого, все масла можно разделить на три группы — всесезонные, летние и зимние. Летние имеют в своей маркировке обычные цифры, находящиеся в пределах от 80 и до 250. Зимние, кроме цифр, содержат английскую букву W — сокращение от слова Winter (зима). Данная группа на рынке представлена такими типами, как 70W, 75W, 80W, 85W. Несмотря на такой набор, найти именно зимние смазки с каждым годом становится все труднее, так как их из рынка вытесняет всесезонная группа масел.

В отличие от летних и зимних — последние в своей маркировке содержат два цифровых показателя, которые разделены английской буквой W. Наиболее востребованным на сегодняшний день является смазка, имеющая маркировку 75W90.

Что же представляет собой данная жидкость и почему она настолько популярна?

Что касается второго значения — «90» — то оно определяет максимально допустимый порог при плюсовой температуре.

Однако, не следует это значение понимать буквально. Просто вы должны знать, что эта цифра указывает на возможность эксплуатации данного типа масла в летний период времени при максимально допустимой температуре +35˚ С (данная информация имеется в справочной литературе по трансмиссионным маслам).

Как видите — данные показатели можно считать самыми оптимальными для использования в наших климатических условиях.

Более универсальную жидкость создать довольно тяжело, так как в этом случае могут пострадать ее рабочие характеристики.

С одной стороны — чем выше вязкость, тем лучше показатель смазки. Но с другой — при очень высокой вязкости на вращающиеся шестерни начинает действовать достаточно сильное сопротивление, из-за которого происходит потеря мощности. Кроме этого, масло с большой вязкостью при минусовых температурах сильно густеет.

Низкая вязкость во время мороза ведет себя намного лучше, однако, обладает более низкими смазывающими свойствами, а также худшими защитными качествами.

Чтобы хоть как-то уравновесить эти показатели — многие производители добавляют в трансмиссионные жидкости специальные присадки.

Трансмиссионное масло какой фирмы выбрать

Бренд, популяризирующий себя за счет рекламы в Чемпионате мира по ралли (WRC). Производитель масла Castrol базируется в Лондоне и основан в далеком 1899 году, когда автомобили только-только начали теснить собою лошадей. Торговая марка принадлежит группе компаний BP, добывающей нефть и создающей на её основе различные продукты. В России трансмиссионные масла Castrol можно обнаружить практически в каждом магазине, торгующем автомобильными аксессуарами.

Liqui Moly

Немецкая компания Liqui Moly GmbH основана в 1957 году. С самых первых лет существования она производит автокосметику, автохимию, смазочные материалы и моторные масла. О качестве её продукции говорит хотя бы тот факт, что именно трансмиссионными маслами пользуются многие команды, принимающие участие в автоспортивных соревнованиях. В России немецкая продукция появилась в начале 1990-ых годов, когда рухнул «железный занавес». С тех пор она пользуется постоянным спросом.

Американская компания MOBIL занимается добычей, транспортировкой и переработкой нефти. В магазинах по всему миру легко можно обнаружить трансмиссионные масла и прочую автохимию, обладающие знаменитым логотипом MOBIL. Компания была основана в 1882 году, сейчас она зарабатывает многие миллиарды долларов. Отмечено, что практически никто из покупателей продукции MOBIL не переходит в дальнейшем на масла конкурентов.

Многолетнее присутствие в «Формуле-1» принесло SHELL мировую известность. Кто из нас не знает желто-красный логотип в виде ракушки? Данная компания была основана в 1907 году, а её штаб-квартира расположена в нидерландском городе Гаага.

Предприятие занимается добычей и переработкой нефти, газа и некоторых других полезных ископаемых. Как и многие конкуренты, SHELL выпускает собственные трансмиссионные масла, в пользу которых свой выбор делают не только рядовые автолюбители, но и спортсмены, участвующие в гонках.

Требования, предъявляемые к трансмиссионным жидкостям

Что касается функций, которые должно выполнять смазывающее вещество, то к ним можно отнести следующее:

  • защищать металлические детали от всевозможных повреждений, связанных с трением, а также делать их стойкими к коррозии;
  • увеличивать коэффициент полезного действия, максимально снижая, при этом, расход энергии;
  • охлаждать трущиеся элементы коробки передач;
  • снижать возможные шумы, появляющиеся в процессе вращения шестеренок.

ТМ 75W90 — это синтетическое масло, изготавливаемое разными производителями, поэтому его свойства и стоимость могут иметь некоторые различия. Как бы то ни было, а при покупке обязательно читайте имеющуюся на этикетке информацию фирмы изготовителя, чтобы иметь общее представление о приобретаемом товаре.

ТНК Trans KP Super 75W90

Эта жидкость имеет двойное назначение:

  1. МКПП в легковых и легких коммерческих автомобилей, включая автобусы. Трансмиссионное масло ТНК 75W90 подходит для автомобилей отечественного производства, а также иномарок, при соответствии стандартам API. Учитывая привлекательную стоимость, данный продукт хорошо зарекомендовал себя в парках муниципальной техники. Разработано для МКПП с синхронизаторами и без них.
  2. Раздаточные коробки и дифференциалы с прямозубыми шестернями. Подходит для переднеприводных, заднеприводных и полноприводных трансмиссий, вне зависимости от типа подключения ведущих мостов.

Полусинтетическая базовая основа ТНК Транс КП Супер 75W90 сохраняет свойства в любой климатической зоне России.

Характеристики масла ТНК 75W90

  • Соответствие масла ТНК 75W90 международной классификации API GL-4
  • Кинематическая вязкость при температуре 100°С: 14,8
  • Динамическая вязкость при температуре — 40°С: 110 000
  • Абсолютное значение вязкости: 150
  • Базовая плотность при 20°С: 0,88
  • Тест на коррозию (медь при температуре 120 °С): 1B
  • Температура вспышки: 210°С
  • Температура потери вязкостных параметров: — 44°С

Соответствие допускам автопроизводителей для трансмиссионного масла ТНК 75W90 GL 4:

  • MAN 341 N
  • «АвтоВАЗ»
  • производители КПП: ZF TE ML 17A

Форма выпуска масла ТНК 75w90: 1л, 4л, 20л, 208л.

Преимущества

Трансмиссионка ТНК 75w90 гарантирует антифрикционную защиту элементов КПП и дифференциала в диапазоне от — 35°С до + 40°С.

  • благодаря комплексу присадок снижен уровень вспенивания;
  • смазка практически не окисляется, и защищает от коррозии металлические детали;
  • химически нейтральна по отношению к резине и пластмассам;
  • низкий уровень шламовых отложений;
  • малая нагрузка на трансмиссию при низкой температуре: способствует экономии топлива в зимнее время;
  • снижение шума, мягкое переключение передач;
  • благодаря продленному сроку службы (для автомобилей ЛАДА: 5 лет или 75 тыс. км) снижает расходы на эксплуатацию.

Серия ATF 3 ТНК

  1. Жидкость разработана для автоматических коробок передач легковых автомобилей, внедорожников и малотоннажной коммерческой техники. Ряд одобрений от ведущих производителей позволяет заливать трансмиссионку в некоторые иномарки, при соответствии с международными сертификатами качества.
  2. Также ТНК ATF III может работать в гидроусилителях рулевого управления без ограничений типа техники.

Продукт представлен в двух вариантах базовой основы с высоким индексом вязкости. Чистая синтетика, произведенная по методике гидрокрекинга (ТНК ATF III Synt) и полусинтетическая база.

Обе жидкости включают в себя сбалансированный пакет присадок, и обладают выдающимися антифрикционными, противоизносными и моющими технологиями.

Характеристики синтетического продукта

  • кинематическая вязкость при температуре 100°С: 7,5;
  • динамическая вязкость при температуре — 40°С: 8200;
  • абсолютное значение вязкости: 179;
  • плотность при температуре 20°С: 0,86;
  • тест на коррозию (медь при температуре 120 °С): 1б;
  • температура вспышки: 230°С;
  • температура потери вязкостных параметров: — 47°С.

Для полусинтетической основы параметры схожи, за несколькими отличиями:

  • динамическая вязкость при температуре — 40°С: 18000;
  • абсолютное значение вязкости: 170;
  • температура вспышки: 200°С.

Отзывы потребителей показали, что отечественные смазки не сильно отличаются от именитых импортных аналогов, а стоимость практически вдвое ниже.

Область применения трансмиссионных масел «Лукойл» 75W-90 ТМ-4 (ТМ-5) и GL-4 (GL-5)

Заранее стоит отметить, что отечественные классификаторы по ГОСТ (ТМ) и по API (GL) имеют сходные требования к смазкам при совпадении числовых индексов. Поэтому разбирать по отдельности, что значат эти обозначения и где применяются масла с классами ТМ-4 (ТМ-5) и GL-4 (GL-5), не будем.

Лукойл 75W-90 ТМ-4 (GL-4)

Основная область применения этих смазочных материалов – нагруженные узлы трансмиссии, работающие в средних и тяжелых условиях. Масло допустимо к применению в редукторах отъема мощности, раздаточных коробках, ведущих мостах и главных передачах.

Разрешено применение в агрегатах, имеющих в своей конструкции гипоидные передачи, работающие при нагрузках до 3000 Мпа. Смазка «Лукойл» 75W-90 ТМ-4 хорошо сочетается с синхронизированными коробками передач и имеет большое количество положительных отзывов среди владельцев отечественной техники.

Лукойл 75W-90 ТМ-5 (GL-5)

Более технологичная смазка для узлов трансмиссии, работающих при повышенных нагрузках. Способно надежно защищать гипоидные передачи, работающие при контактной нагрузке более 3000 Мпа.

Масло не подвергается структурным и химическим изменениям при температуре до 150 °С. Применимо в синхронизированных коробках передач, которые имеют соответствующие рекомендации автопроизводителя. Имеет только положительные отзывы от владельцев тяжелонагруженной техники отечественного производства.

Оба этих смазочных материала, если рассматривать любые другие узлы трансмиссии, кроме механических коробок передач, часто взаимозаменяемы.

Масло «Лукойл» 75W-90 ТМ-5 (GL-5) обладает более длительным сроком службы, лучше защищает от контактных нагрузок и задиров, а также немного повышает КПД узла, в котором применяется. И что нехарактерно для смазочных материалов отечественного производства, практически не имеет отрицательных отзывов.

Общие характеристики

На рынке РФ сегодня представлено два продукта для узлов трансмиссии от компании Lukoil, которые имеют индекс вязкости по SAE 75W-90:

Рассмотрим сначала общие параметры этих двух трансмиссионных масел.

Назначение

Трансмиссионные масла «Лукойл» 75W-90 предназначены для работы в узлах, где на смазку не ложится функция переноса энергии. То есть эти смазочные материалы выполняют только смазочную и защитную функции и не подходят для использования в АКПП и вариаторах.

Вязкость по SAE

Как видно из индекса, рассматриваемые смазочные материалы для узлов трансмиссии являются всесезонными. Зимний показатель вязкости, 75W, допускает использование масла при температуре окружающей среды до –40 °С.

Что означает в физическом смысле это ограничение? Если для ДВС рамки для зимней вязкости означают, сможет ли насос прокачать смазку по системе и провернется ли коленчатый вал, то для трансмиссионных масел в эти ограничения вкладывается несколько другой смысл.

При более низкой температуре смазка загустевает настолько, что образование нормального защитного слоя не гарантируется. Летняя часть индекса, 90, говорит о том, что трансмиссионное масло допустимо к использованию при температуре окружающего воздуха до +35 °С.

В зависимости от допусков по API или классу по ГОСТ, область применения рассматриваемых смазочных материалов различается. Рассмотрим подробнее, на какие условия рассчитано масло «Лукойл» ТМ-4 75W-90 (GL-4) и «Лукойл» ТМ-5 75W-90 (GL-5).

Преимущества и недостатки

Рассмотрим преимущества трансмиссионного масла масло «Лукойл» 75W-90.

  • Относительно невысокая стоимость. По сравнению с другими аналогичными смазочными материалами от отечественного производителя, трансмиссионное масло от «Лукойл» находится на уровне выше среднего. Если брать в целом по рынку, с учетом импортных смазок, то цена «Лукойл» 75W-90 немного ниже средней.
  • Хорошие эксплуатационные показатели. Изменение вязкость в зависимости от температуры, смазочные, защитные, антиокислительные и противозадирные свойства находятся на достойном уровне. Поэтому масла «Лукойл» 75W-90 вполне могут конкурировать с импортными смазочными материалами из среднего ценового диапазона.
  • Одобрение от ПАО «АвтоВАЗ». Рассматриваемая смазка рекомендована к использованию в узлах трансмиссии автомобилей ВАЗ и заливается во многие авто на конвейере.
  • Отсутствие на рынке подделок. В настоящее время не было выявлено поддельных трансмиссионных смазок от Lukoil. Для производителей контрафакта это просто невыгодно.

Есть у смазочных материалов «Лукойл» 75W-90 и несколько недостатков.

  • Температурное разрушение при перегреве сверх допустимого порога. В отзывах автовладельцев о масле «Лукойл» 75W-90 часто можно встретить нарекания на плохую сопротивляемость смазки перегревам. Даже краткосрочный нагрев трансмиссии выше 150 °С ведет к подгоранию масла и вызывает необходимость его замены.
  • Относительно небольшой срок эксплуатации. В целом смазочные материалы для трансмиссии от Lukoil не отличаются высокими сроками службы. И 75W-90 не стало исключением.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Витязь-Авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: