Допуски производителей
Поскольку для конкретного двигателя требования к моторному маслу могут превышать указанные в стандартах API/ACEA или включать дополнительные параметры, каждый автопроизводитель разрабатывает свою систему допусков.
При создании моторных масел SINTEC проводятся испытания на соответствие требованиям наиболее крупных автоконцернов, и перечень полученных допусков указывается в характеристиках каждого сорта масла. Так, например, моторное масло SINTEC Platinum SAE 5W40 API SN/CF имеет допуски Mercedes-Benz 229.5, VW 502.00/505.00 и другие, позволяющие применять его в двигателях автомобилей, где производитель прямо требует использовать при замене масла с данными допусками.
Применяемость масел
Моторные масла класса SAE 5W40 применяются преимущественно в легковом транспорте, где наиболее критично усилие проворота коленчатого вала в зимнее время. Такие масла рекомендованы для использования в бензиновых и дизельных двигателях без предпускового подогревателя, особенно тех, где из-за плотной компоновки уменьшены габариты и емкость аккумулятора.
Производимые компанией «Обнинскоргсинтез» масла 5W40 могут использоваться с учетом дополнительных требований к качеству, устанавливаемых производителями автомобилей и описываемых с помощью классов качества API/ACEA и соответствующих допусков самого завода. Перечень всех соответствий указывается для каждого сорта масла SINTEC. Необходимо учитывать, что у моторных масел SAE 5W40 характеристики не соответствуют требованиям, предъявляемым двигателями, разработанными под энергосберегающие масла.
В таких моторах для максимального уменьшения механических потерь на трение среди прочего снижена упругость компрессионных и маслосъемных колец, из-за чего они не могут эффективно снимать масляную пленку, образуемую смазками с высокотемпературной вязкостью SAE 40 и выше.
У «энергосберегающих» масел этот индекс не превышает SAE 30, а также вводятся дополнительные требования согласно стандарту ILSAC GF-5. Заливка в подобный мотор обычного масла SAE 5W40 способна привести к значительному росту расхода на угар, снижению ресурса катализатора из-за обильного попадания в него продуктов сгорания масла.
Применяемость: для каких двигателей и авто
Смазка Genesis Armortech 5W-40 от Lukoil разработана с учетом отечественной промышленности, авторынка. Жидкость совместима со всеми типами силовых агрегатов, независимо от типа применяемого топлива. Формула подходит для легковой, внедорожной, грузовой и коммерческой техники.
Натуральные испытания подтверждают пригодность к применению с системами турбонаддува, непосредственного впрыска топлива. Отдельная категория высокофорсированные агрегаты – масло показывает стабильную работу при интенсивных нагрузках, критических оборотах.
Какие автопроизводители рекомендуют и используют:
- Ауди
- БМВ
- Мерседес
- Ниссан
- Опель
- Пежо
- Порше
- Рено
- Сеат
- Ситроен
- Фиат
- Фольксваген
- Шевроле
- Шкода
- и многих других.
Пользователи отмечают совместимость с двигателями генераторов, сельскохозяйственной техники. Единственным исключением является конструкция дизельного типа с сажевыми фильтрами.
Маркировки масел стандарта SAE
К списку самых важных характеристик, на которые всегда следует обращать внимание при покупке моторного масла, относится коэффициент вязкости по SAE. Он указывает на способность смазкой выполнять свои функции при положительных и отрицательных температурах (пределы значений)
По стандарту SAE, смазывающие жидкости для двигателей имеют обозначения в следующем формате «xW-y». Где «х» – это цифра, указывающая на минимальную температуру, при которой смазка будет нормально перекачиваться по каналам, а двигатель работать без затруднений. Буква «W» взята из английского слова Winter, что в переводе означает зима.
Таблица расшифровки вязкости по SAE
Значение | Проворачивание, °С | Прокачиваемость, °С |
0W | -30 | -40 |
5W | -25 | -35 |
10W | -20 | -30 |
15W | -15 | -25 |
20W | -10 | -20 |
25W | -5 | -15 |
Показатель проворачиваемости указывает на способность элементов цилиндропоршневой группы (ЦПГ) беспрепятственно работать при определенной вязкости смазки и температуре воздуха.
Прокачиваемость — это способность моторного масла перетекать по системе при той или иной вязкости, не допуская работы деталей ЦПГ «на сухую». Обычно температура прокачиваемости и проворачиваемости отличается на 10 °С. Лучшая прокачиваемость при пониженных температурах обеспечивается минимальной кинематической вязкостью зимних марок масел.
Символ «y» в маркировке масла – это цифра, указывающая минимальные и максимальные границы высокотемпературной вязкости при его разогреве до рабочих температур (100-150 °С). Чем больше значение, тем более густая консистенция будет у разогретой смазки, и наоборот.
Таблица расшифровки температурных пределов вязкости по SAE
Маркировка | Нижняя граница, °С | Верхняя граница, °С |
5W30 | -25 | +20 |
5W40 | -25 | +35 |
10W30 | -20 | +30 |
10W40 | -20 | +35 |
15W30 | -15 | +35 |
15W40 | -15 | +45 |
20W40 | -10 | +45 |
20W50 | -10 | +45 и выше |
SAE 30 | +45 |
По этой классификации моторные масла делятся на 3 типа в зависимости от их вязкости:
- Зимние – более текучие жидкости, которые обеспечивают нормальный запуск силовой установки в холодные периоды. В маркировке таких масел обязательно присутствует буква «W» (0W, 5W, 10W и так далее). Чтобы быстро узнать границу замерзания, от первой цифры нужно отнять 35 °С. В теплое время года такое масло не сможет создать смазывающую пленку на поверхностях и поддерживать необходимое давление в масляной системе, ввиду повышенной текучести.
- Летнее – заливается в автомобиль, когда среднесуточная температура поднимается выше 0 °С. Его кинематическая вязкость достаточная для обеспечения качественной смазывающей пленки в жару. Но при пониженных температурах запустить мотор с таким густым маслом не получится. Отличить летнее масло можно по маркировке, в нем отсутствуют какие-либо буквы (например, 20, 30, 40 и т.д.). Густота смазки измеряется в сантистоксах при температуре в 100 °С. Цифра 20 в маркировке указывает на граничную вязкость в 8-9 сантистокс при разогреве мотора до 100 °С.
- Всесезонное – самый популярный тип, так как может работать при минусовых и плюсовых температурах, крайние значения таких масел указываются в расшифровке стандартов SAE. Такие составы имеют двойное обозначение (SAE 10W40).
Параметр вязкости считается важнейшим в классификации, именно от него в большей степени зависит подойдет масло к вашему авто или нет. Но покупать продукт опираясь только лишь на этот параметр неправильно
Важно подобрать оптимальные характеристики масла к условиям его эксплуатации
Различные составы помимо степени вязкости обладают и набором других рабочих свойств. Сюда относится моющая способность, антикоррозийная защита, противоокислительные свойства, защита от выпадения сажи и многое другое. Они расширяют возможную область применения масел в тех или иных условиях.
Физические характеристики
Для масла 5W40 характеристики, указанные стандартом SAE J300 в актуальной редакции, должны соответствовать ряду требований.
- При -30 °С динамическая вязкость не должна превышать 6600 мПа*с, при -35 °С — 60000 мПа*с. Это позволяет говорить о возможности применения моторных масел с индексом низкотемпературной вязкости 5W при заморозках до -30 °С, так как при соответствии требованиям стандарта масло гарантированно сохранит возможность проворота коленчатого вала и прокачиваемость смазочного материала насосом.
- При 100 °С кинематическая вязкость масла 5W40 должна находиться в пределах 12,5-16,3 мм2/с. Это испытание приблизительно определяет вязкостные характеристики моторного масла после выхода двигателя на рабочую температуру. Однако, поскольку при экстремальных нагрузках температура именно моторного масла способна превышать этот порог, вводится также замер динамической вязкости при 150 °С — падение вязкости менее 3,5 мПа*с недопустимо. Это требование ужесточено в 2007 году в связи с ростом степени форсирования современных двигателей.
Поскольку вязкость масла 5W40 имеет ограниченный с двух сторон диапазон только при одном испытании, качество различных масел одного класса может серьезно отличаться. В общем случае можно считать, что чем больший запас по динамическим вязкостям относительно требований стандарта для всех испытаний обеспечен производителем, тем выше качество масла.
В первую очередь это касается вязкости при низких температурах — чем она ниже, тем легче запуск, тем быстрее масло подается насосом ко всем нагруженным парам трения в двигателе.
Отсутствие резкого падения вязкости при перегреве позволяет уверенно говорить о возможности его использования в высокофорсированных двигателях, моторах с турбонаддувом, агрегатах воздушного охлаждения без риска критического понижения давления масла, разрушения масляной пленки, снижения эффективности гидрокомпенсаторов и муфт изменения фаз газораспределения.
Как отличить подделку
1 — двухкомпонентная крышка с гарантийным кольцом и яркой вставкой из другого материала. 2- защитная мембрана под крышкой. 3-этикетка впаяна в канистру. На ней располагается вся основная информация и защитные водяные знаки. 4- расположены значки: экологическая маркировка, обозначение используемого материала, номер пресс-формы выдувной машины, товарный знак и месяц и год изготовления канистры
С ростом популярности производителя Лукойл, стали чаще появляться и подделки. Высокая цена, широкий ассортиментный ряд и любовь потребителей привлекают мошенников. К счастью, у этого производителя продуманная система защиты от подделки. Так, отличить оригинальный Лукойл Армортек 5w40 помогут следующие признаки:
- Вплавляемая этикетка. Она изготавливается из особого полимерного материала, который вплавляется в пластик канистры. Такую этикетку невозможно отклеить, переклеить или повредить.
- Оригинальная крышка. Она изготавливается из пластика (в случае конкретного масла – стального цвета) с добавлением специальных резиновых вставок красного цвета. Такую крышку невозможно подделать.
- Трехслойный пластик. Этот элемент защиты нельзя оценить при покупке масла, зато слои хорошо видны, если канистру разрезать. Такой пластик нельзя изготовить кустарным способом, а также невозможно разрезать и аккуратно запаять обратно, как иногда делают мошенники.
Помимо этого, не стоит пренебрегать и общими принципами приобретения моторного масла. Так, покупать следует только у официальных распространителей – например, на заправках Лукойл. При этом оценивать качество и внешний вид канистры в целом, убеждаясь, что нет следов вскрытия
Также важно знать артикул продукта, особенно при заказе через интернет
Технические характеристики, допуски, спецификации
Соответствует классу | Расшифровка обозначения |
API SN/CF; | SN — стандарт качества автомобильных масел с 2010 года. Это самые последний жесткие требования, масла, сертифицированные по стандарту SN, возможно применять во всех бензиновых двигателях современного поколения производством от 2010 года. CF – стандарт качества для дизельных моторов, введен в 1994 году. Масла для внедорожной техники, двигателей с разделительным впрыском, в том числе работающих на топливе с содержанием серы 0,5% от массы и выше. Заменяет масла CD. |
ACEA A3/B4, A3/B3; | Классификация масла по ACEA. До 2004 было 2 класса. A – для бензиновых, B — для дизельных. Потом их объединили A1/B1, A3/B3, A3/B4 и A5/B5. Чем выше номер категории по ACEA, тем более строгим требованиям соответствует масло. |
Отмечу еще тот факт, что прежде всего масла Лукойл адаптированы под особенности нашего местного климата и дорог. Подходят для использования как в городских условиях, так и за городом.
Лабораторные тесты
Показатель | Значение/Единица измерения |
Вязкость кинематическая при 40°С | 81.92 |
Вязкость кинематическая при 100°С | 13.93 |
Индекс вязкости | 179 |
Динамическая вязкость (CCS) при -30°С | 5310 мПа*с |
Динамическая вязкость (MRV) при -35°С | 29 278 мПа*с |
Щелочное число (ГОСТ 30050 / ASTM D2896) | — |
Щелочное число (ГОСТ 11362) | 10.24мг КОН на 1 г масла |
Сульфатная зольность | 1.16% |
Температура вспышки | 236°C |
Температура застывания | -44°C |
Допуск API | SN/CF |
Допуск ACEA | A3/B4, A3/B3 |
Кислотное число | 2.21 |
Содержание серы | 0,230 |
ИК Спектр Фурье | VHVI (приравнивается к синтетике) |
NOACK | 9.1% |
Благодаря высокому показателю щелочности масла двигатель поддерживает чистое состояние в течение всего периода эксплуатации. В целом показатели достаточны для того, чтобы использовать масло даже на автомобилях с высокой нагрузкой. Как правило, его рекомендуют для авто производства Mercedes, Volkswagen, Kia, Renault, Nissan, Honda и прочих.
Допуски Лукойл Genesis Armortech 5W-40
- MB-Approval 226.5, 229.5;
- VW 502.00/505.00;
- Renault RN 0700/0710;
- Porsche A40;
- BMW LL-01;
- FIAT 9.55535-N2, 9.55535-Z2;
- OPEL GM-LL-B-025;
- PSA B71 2296.
Отмечу еще тот факт, что прежде всего масла Лукойл адаптированы под особенности нашего местного климата и дорог. Подходят для использования как в городских условиях, так и за городом.
Форма выпуска и артикулы
Чтобы масло было удобно использовать, производитель предлагает на выбор тару с несколькими вариантами литража. Доступные емкости и артикулы:
- 1 литр – 1539414;
- 4 – 1539424;
- 5 – 1607013;
- 60 – 1642534;
- 217 – 1539431.
Краткое описание продукта
Практичный синтетик был разработан специально для использования в разные периоды года (зимой и летом). В основе состава лежит современная формула, с добавлением полного пакета присадок. Продукт прошел все необходимые тесты, и сегодня считается соответствующим мировым стандартам и требованиям.
В состав масла входят современные синтетические компоненты. Благодаря специальной технологии, использованной при создании состава, полученное вещество имеет более продолжительный срок службы и более качественные технические показатели.
При попадании в двигатель, масло обволакивает детали и образует устойчивую пленку. Это дает возможность использовать продукт без каких-либо последствий для машины и позволяет обеспечить стабильную работу даже при очень негативных природных условиях.
Технические характеристики
Показатель | Метод проверки (ASTM) | Значение/Единица измерения | |
1 | Вязкостные характеристики | ||
— | Плотность при 15 °С | ГОСТ Р 51069 / ASTM D4052 / ASTM D1298 | 847.9 кг/м³ |
— | Вязкость кинематическая при 100 °С | ГОСТ 33 / ASTM D445 / ГОСТ Р 53708 | 13.4 мм²/с |
— | Индекс вязкости | ГОСТ 25371 / ASTM D2270 | 172 |
— | Динамическая вязкость (CCS) при -30 °С | ASTM D5293 / ГОСТ Р 52559 | 5940 мПа*с |
— | Динамическая вязкость (MRV) при -35 °С | ASTM D4684 / ГОСТ Р 52257 | 29 278 мПа*с |
— | Щелочное число, мг КОН на 1 г масла | ГОСТ 30050 / ASTM D2896 | 10 мг KOH/г |
— | Щелочное число, мг КОН на 1 г масла | ГОСТ 11362 | 8.6 мг KOH/г |
— | Сульфатная зольность | ГОСТ 12417 / ASTM D874 | 1.2 % |
— | Испаряемость по методу Ноака, % | ASTM D5800 / DIN 51581-1 | 10.0 % |
2 | Температурные характеристики | ||
— | Температура вспышки в открытом тигле | ГОСТ 4333 / ASTM D92 | 237°C |
— | Температура застывания | ГОСТ 20287 (метод Б) | -41°C |
Сравнение масла с аналогами
Лукойл GENESIS GLIDETECH – моторное масло с японским характером
В сентябре 2020 года ЛУКОЙЛ представил на российском розничном рынке моторные масла ЛУКОЙЛ GENESIS, составившие конкуренцию лучшим импортным маслам премиального класса. Особое место в линейке этих продуктов заняло GENESIS GLIDETECH 5W-30, разработанное с максимальным учетом специфики японских и корейских двигателей.
Одобрено по высшей категории качества
Автомобили из Японии и Кореи не только известны высокой надежностью и большим ресурсом двигателя, но и предъявляют исключительные требования к качеству моторного масла. Маловязкие, экономичные и при этом с высокими противоизносными и антиокислительными свойствами – именно таковы критерии выбора масла для машин, произведенных азиатскими автоконцернами.
Как известно, японские и корейские автоконцерны сами не применяют практику получения одобрений масел. В оценке качества продуктов они полагаются на одобрения ассоциаций американских и японских автопроизводителей. ЛУКОЙЛ GENESIS GLIDETECH классифицировано ими по высшей категории качества, в частности, масло получило одобрение по самому современному стандарту Международного комитета по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC) – GF-5. Не случайно линейка ЛУКОЙЛ GENESIS с 2012 года отлично зарекомендовала себя на конвейерах зарубежных автопроизводителей и станциях технического обслуживания в России и за рубежом.
На розничный рынок России новый продукт вышел в сентябре 2015 года и уже успел стать одним из хитов продаж. Дебюту ЛУКОЙЛ GENESIS GLIDETECH в России предшествовала серия контрольных лабораторных и моторных испытаний, детально подтвердивших превосходные характеристики российского масла. Например, испытания на топливную экономичность – Sequence VI (обязательные по стандарту ILSAC) – продемонстрировали превосходство GENESIS GLIDETECH относительно «эталонного масла» в 1,6 раза. Роль специальных присадок, снижающих нагрузки на детали двигателя, заметно возрастает в маловязких экономичных маслах. Разработчики GLIDETECH создали специальный пакет присадок, позволивший достичь экономии топлива и при этом сохранить высокие противоизносные свойства масла. Как результат, ЛУКОЙЛ GENESIS GLIDETECH обеспечивает до 3-х раз лучшую защиту мотора от износа по сравнению с требованиями международного стандарта API SN.
При разработке масла ЛУКОЙЛ GENESIS GLIDETECH мы ставили перед собой цель не просто создать оптимальное моторное масло для иномарок, ориентированных на маловязкие масла, но и адаптировать продукт к российским условиям эксплуатации. Это и экстремальные перепады температур, и жесткие условия «городского цикла» (режим частого разгона и торможения). Достичь этого позволила специально подобранная рецептура на основе высококачественных синтетических базовых компонентов с применением передовых присадок. Развитие техники не стоит на месте, и, тесно взаимодействуя с японскими автопроизводителями, понимая их текущие и перспективные требования, мы уже работаем над созданием специальных продуктов с вязкостью 0W-20 и даже 0W-16 для будущих проектов.
На сегодняшний же день ЛУКОЙЛ GENESIS GLIDETECH полностью подходит всем видам современных бензиновых двигателей японских автомобилей: Toyota, Honda, Subaru и других, а также машин американского и корейского производства, в которых требуются масла с уровнем свойств API SN или ILSAC GF-5 и классом вязкости SAE 5W-30, – рассказал о новинке директор по научным разработкам в области смазочных материалов ЛУКОЙЛа Андрей Стерхов.
Нам довелось взять комментарии у нескольких владельцев японских авто, использовавших ЛУКОЙЛ GLIDETECH, и все отзывы были позитивны. Пожалуй, самый обстоятельный из них мы получили от владельца Toyota Corolla 2010 г. выпуска Александра Москвина: «Я осенью 2015-го залил GLIDETECH в свою «японку». Сразу отметил для себя: двигатель работает тише, разгон стал плавным, одно удовольствие теперь «управлять мечтой». Сначала отнес это просто к тому, что масло новое. Но эффект сохраняется и сегодня, спустя несколько месяцев. Уровень масла тот же, движок его не «ест». Экономия топлива также ощущается, однако в холодное время много греешь двигатель, так что пристально за этим не следил. До этого я всегда использовал импортное масло, считал, что так надежнее. Теперь, похоже, стану патриотом, тем более что приятно осознавать: российский продукт может быть лучшим».
Линейка ЛУКОЙЛ GENESIS действительно производит настоящую революцию на российском рынке моторных масел. Отечественные автомобилисты впервые получили российское масло, абсолютно конкурентное с лучшими импортными аналогами и даже по многим критериям превосходящее их.
Чем отличается от конкурентов
Моторная жидкость Lukoil Genesis Armortech HK 5W30 обладает рядом преимуществ по сравнению с полусинтетическими и минеральными маслами, а также аналогами других марок:
- Вязкость при 100°С = 10,4 – очень низкая. Для ACEA A3/B4 вязкость обычно около 12, ну 11,6 еще куда не шло. Данный стандарт выдвигает требование высокотемпературной вязкости при высокой скорости сдвига HTHS> = 3.5. Как масло с такой низкой вязкостью будет удовлетворять этому требованию? Владельцам Hyundai КИА можно не париться над этим. Масло как раз и получилось, как нужно корейским автомобилям. Но оно не похоже на то, что написано производителем на канистре. Какое-то оно слишком низковязкое для этого стандарта.
- Щелочное число очень высокое 11,2 – Genesis обладает очень хорошими моющими нейтрализующими свойствами. Для корейских двигателей убийц, это хорошая тема. Допустим у вас двигатель G4FG, можете смело катать это масло 7.5 тысяч километров или 250мч в тяжелых городских условиях эксплуатации. Лукойл спокойно это выдержит, и еще даже щелочное останется.
- Температура вспышки 221°С – не высокая. Для гидрокрекинга нормальная, но не более того. А ввиду низкой вязкости обычно страдает термостабильность. Масло может больше расходоваться на угар, чем более густые аналоги по стандарту ACEA A3/B4.
- А вот и плюсы от того, что масло низкой вязкости. Достаточно низкая температура застывания -40°С. Эта синтетика не боится суровых морозов.
- Судя по динамической вязкости CCS=3521 – это почти 0W-30, то есть имеет запас. Можно пользоваться этим Genesis HK в Сибири, и даже если морозы перевалили немного за -30°С, ничего страшного, оно выдержит.
- С содержанием серы у Лукойла все нормально, всего 0,209%. Скорее всего используется базовое масло VHVI-4 ВОЛГОГРАД, отсюда и такие хорошие характеристики.
- Зольность сульфатная 1,1, тоже все в норме. Единственное, если у вас двигатель GDI или Turbo GDI, лучше присмотреть масло с меньшей золой. А для всех остальных двигателей KIA Hyundai, оно нормально зайдет.
- Пакет присадок Infineum. Здесь есть весь джентельменский набор современных присадок. Органический молибден для снижения коэффициента трения и экономичности. Бор как дисперсант удерживающий частички загрязнений во взвеси и выносящий их при сливе масла. Высокое содержание кальция, детергент моющая присадка. Фосфор и цинк, противоизносная присадка.
Претензия к этой моторной жидкость только одна, почему масло ACEA A3/B4 такой низкой вязкости? Как это масло будет выдерживать необходимую высокотемпературную вязкость при высокой скорости сдвига, HTHS> = 3.5? Не понятно! Что касается корейских автомобилей, это никак им не помешает. Такое масло для них даже роднее, чем указано на канистре.
К плюсам можно отнести чистые базовые масла, хорошие моющие свойства. Масло не мерзнет при отрицательных температурах. Можно смело лить его во всех регионах России и не боятся зимы. В целом оно не плохое.
Какими бывают тормозные жидкости?
Тут все достаточно просто – гораздо проще, чем в случае с моторными маслами или антифризами. Тормозные жидкости получают спецификации на основе требований федерального стандарта США по безопасности автомобилей (FMVSS 116). Аббревиатура DOT в их названии – не что иное, как название американского Департамента транспорта (Department of Transportation). Итак, какими могут быть современные тормозные жидкости. DOT 3. Жидкость на гликолевой основе с температурой кипения 220°С, которая пригодна к использованию только в старых автомобилях (например, разработанных в эпоху СССР). Пример такой жидкости – SINTEC NEVA DOT-3, отличающаяся высокой термостабильностью и температурой кипения не менее 230°С. DOT 4. Также изготовлена на гликолевой основе, содержит комплект антикоррозионных присадок и кипит как минимум при температуре 230°С. Самый популярный тип жидкости, широко используется в современных автомобилях. DOT3 и DOT4 совместимы. При этом, разумеется, без крайней необходимости не стоит доливать или использовать DOT3 вместо DOT4. В ассортименте SINTEC этой спецификации полностью соответствует SINTEC SUPER DOT 4.
Некоторые производители выпускают жидкости с характеристиками, не только соответствующими спецификации DOT 4, но значительно превышающими ее требования. Например, SINTEC EURO DOT 4 имеет температуру кипения 260°С и сохраняет работоспособность в диапазоне от -40 до +50°С.DOT 5. Основное отличие жидкостей этого класса от предыдущих – силиконовая основа. Именно поэтому их нельзя смешивать с другими типами на гликолевой основе. Основное достоинство DOT 5 – это высокий срок службы (до 5 лет) и высокая температура кипения (280°С). DOT 5.1. Можно подумать, что это усовершенствованная версия DOT 5, но на самом деле эта жидкость ближе к DOT4. Так же основа, но температура кипения уже 270°С. Смешивать ее DOT 5 нельзя.