Как определить
Определение полярности не составляет никаких сложностей. Необходимо поставить перед собой АКБ таким образом, чтобы наклейка была повернута к вам. Теперь необходимо просто посмотреть, с какой стороны находится плюс «+». Если плюс расположен справа – полярность обратная, если слева – прямая.
Отличия
Основное отличие заключается именно в расположении полярности, что касается внешнего вида или даже технических характеристик, они могут быть абсолютно одинаковыми.
Но как бы там ни было, специалисты не советуют ставить аккумулятор, полярность которых не рассчитана под соответствующую модель. В случае нарушения полярности, электроника не только может отказаться работать, но и вовсе сломаться.
При выборе аккумулятора, важно ориентироваться не только на страну производителя, узнаваемость бренда и стоимость. Что общего между этими аккумуляторами? — да практически всё!
Что общего между этими аккумуляторами? — да практически всё!
Они оба функционируют согласно одним и тем же принципам. Среди отличий можно отметить следующие. Аккумуляторы прямой полярности в основном устанавливаются на азиатские и российские автомобили. Плюсовая клемма располагается слева. Аккумуляторы обратной полярности имеет плюсовую клемму справа и оснащается такими АКБ, чаще всего европейские и американские автомобили.
Как снять аккумулятор с машины
Правильно снять аккумулятор с машины несложно. Достаточно выполнить в соответствии с рекомендациями мастеров несколько этапов.
Посмотрите видео о правильном демонтаже акб.
Подготовка инструмента
Для демонтажа и отключения автомобильного аккумулятора потребуется такой инструмент:
- Рожковый обычный ключ на 10.
- Торцевой ключ с воротком на 13.
Перед выполнением всех процессов обязательно изучить техническую документацию, руководство. Ведь в некоторых случаях снятие клеммы с автомобильного аккумулятора выполняется при помощи других ключей.
Аккумулятор автомобиля демонтируется только при выключенном зажигании!
Осмотр автоаккумулятора
Перед тем как правильно снять аккумулятор, проведите осмотр. Со временем на источниках питания образуются трещины, другие повреждения. Через них просачивается электролит. Для минимизации вероятности получения ожога нужно использовать перчатки из резины при демонтаже.
Работа с клеммами
Определить, какую клемму снимать первой, несложно. Сначала плюс минус устанавливаем
Для этого изучаем маркировку, обращаем внимание на оттенок подведенных к клеммам проводов. К минусу подводят черный провод, к плюсу – провод красного цвета
Информация о том, как снимать клеммы, есть и в инструкции, техдокументации. Здесь зафиксированы ключевые аспекты.
Решить, с какой клеммы снимать автомобильный аккумулятор, легко. Первой отключают черный провод, подведенный к отрицательной клемме. Минус всегда подключается к основному проводу (корпусу из металла) машины. Сбрасывая отрицательный провод первым, отключая сигнализацию, можно минимизировать вероятность возникновения короткого замыкания. Поэтому опытные автомобилисты никогда не задают вопрос, какую клемму снимать с аккумулятора первой. Ведь другой последовательности нет.
Ослабление гайки на клемме надо чтобы не нарушить целостность наконечника на проводе. Для этого используется рожковой ключ. Выполнив несколько оборотов, провод нужно пошатать, отключить. Ведь со временем клемма и наконечник прочно присоединяются.
Снимать клемму положительную нужно по тому же принципу.
Правильное снятие клеммы с аккумулятора способствует обесточиванию автотранспортного средства, повышению уровня безопасности.
Демонтаж автоаккумулятора
Далее нужно понять, как вытащить аккумулятор. Источник питания сосредоточен на полке. Для фиксации используются прижимные пластины, два болта для стяжки. Справиться с этими болтами поможет торцевой ключ. Открутив болты, снимаем пластину. После этого снимаем аккумулятор с автомобиля. Учтите, что вес АКБ составляет 14–17 кг. Поэтому вынимать его нужно аккуратно.
Необходимость демонтажа
Проведение этой операции может потребоваться не только из-за выхода батареи из строя. Причины, по которым автовладельцу приходится снимать аккумулятор, могут быть разными. Наиболее распространенными среди них являются:
- Плановая зарядка.
- Во время ремонта или технического обслуживания АКБ перекрывает доступ к другим узлам.
- Замена вышедшего из строя аккумулятора.
- Для выполнения ремонтных работ необходимо обесточить бортовую электросеть.
Вполне очевидно, что при замене износившейся АКБ без ее демонтажа не обойтись. Даже если батарею просто необходимо зарядить, ее также стоит снять. Если с этим возникли проблемы, то нужно хотя бы отключить клеммы. Это необходимо для устранения негативного воздействия на бортовую сеть.
Разновидности, принцип работы автомобильных аккумуляторов
Чтобы знать, как подключить аккумулятор на машине, желательно разобраться, как устроены и какими бывают автомобильные источники питания.
Классическая батарея названа так неспроста, она содержит несколько банок (в нашем случае – 6), соединённых последовательно. Впрочем, существуют модификации, у которых секции подключены параллельно – если требуется уменьшить силу тока устройства.
То есть АКБ представляет собой батарею отдельных аккумуляторов небольшой ёмкости, разделённых перегородкой. Каждая банка заливается электролитом и содержит пару электродов в виде пластин
Если на клеммы батареи не подавать питание, заряд не тратится, если не принимать во внимание токи утечки. В противном случае он может находиться в двух состояниях: отдавать или принимать заряд
При пуске двигателя или подключении нагрузки при неработающем моторе АКБ отдаёт ранее накопленный заряд. Достаточно подключить нагрузку, чтобы на аноде батареи начался процесс окисления, сопровождающийся выделением свободных электронов. Они начинают двигаться к катоду, формируя ток разряда. На катоде при этом преобладают восстановительные реакции.
При работающем силовом агрегате происходит зарядка аккумулятора, и это процесс, восстанавливающий ёмкость АКБ, при котором направление движения меняется на противоположное, от катода к аноду.
Несмотря на схожесть принципа функционирования, конструктивно аккумуляторы могут сильно различаться между собой. Существует несколько разновидностей автомобильных аккумуляторов:
- Свинцово-кислотные АКБ. На данный момент – самый распространённый тип батарей, построенный по классической схеме: шесть последовательно соединённых банок с залитым раствором серной кислоты. При идеальных условиях эксплуатации и обслуживания срок службы батарей этого типа составляет порядка 5 лет. На практике этот период меньше.
- Батареи AGM представляют собой усовершенствованную версию свинцово-кислотной разновидности АКБ. Здесь электролит заливается в микропористый материал из стекловолокна, что даёт таким батареям ряд преимуществ – существенное уменьшение саморазряда, кратное увеличение скорости зарядки, более безопасная конструкция, способность легче принимать заряд. Массовому распространению мешает более высокая стоимость.
- Свинцово-гелиевые АКБ содержат электролит в желеобразном виде благодаря добавке в жидкость кремниевых заполнителей. Такая батарея не боится наклонов и переворотов, а её основной минус – боязнь глубоких разрядов, даже относительно кратковременных.
- Тяговые батареи характеризуются высокой мощностью, поэтому применяются преимущественно на электромобилях. Способны выделять энергию длительное время, выдерживая множество циклов зарядки/разрядки. Номинальная ёмкость может достигать 1000 А*час. Батареи подобного типа служат до 10 лет.
Подготовка к процессу отсоединения аккумулятора
Хотя процедура снятия и установки вполне знакомый процесс для всех автолюбителей, следует обратить внимание на правила безопасности, как правильно снимать клеммы с аккумулятора, в какой последовательности, как отключить аккумулятор, чтобы не навредить автомобилю
Необходимый инвентарь
Если знать, какой провод снимать с аккумулятора первым, отсоединение не является сложным процессом, при соблюдении определенных правил:
- снять крышку с аккумулятора;
- не металлической щеткой смахнуть накопившуюся пыль;
- определить какой ключ нужен для снятия клеммы;
- подготовить отвертку, набор ключей, обычно они размером 8, 10 или 13 мм.
Техника безопасности
Отключать аккумуляторную батарею лучше в перчатках. Опытный водитель всегда должен знать при снятии аккумулятора, какую клемму снимать первой, как снимать клеммы с аккумулятора, чтобы соблюдать технику безопасности. Через вентиляционные отверстия выходит водород, который взрывоопасен. Незначительная искра от замыкания может привести к взрыву. Работу по снятию лучше проводить на воздухе или в проветриваемом помещении.
Прежде чем отключить прибор, нужно провести ряд обязательных процедур:
- отключить зажигание;
- гарантировано выключить всю электронику;
- закрыть окна и двери, если прибор расположен в багажнике, закрыть капот;
- отключить выключатель массы, если такой есть;
- определиться, какую клему надо снимать с аккумулятора первой;
- при окислении контактов нельзя бить по ним плоскогубцами или молотком, иначе произойдет разрушение пластин;
- снять клемму с аккумулятора с отрицательной полярностью, при этом необходимо расположить отрицательный провод с разъемом таким образом, чтобы он не болтался, не мешал дальнейшим действиям и не мог возвратиться на прежнее место;
- снять положительный разъем;
- после снятия аккумулятора, нельзя бросать, ударять батарею, во избежания утечки жидкости внутри;
- снятый прибор нельзя хранить при низких температурах, чтобы пластины не осыпались.
Порядок снятия клемм с аккумулятора у иномарок такой же, как у отечественных машин.
Как снять аккумулятор с автомобиля
Перед тем, как снять аккумулятор с машины, начинающие автолюбители пренебрежительно думают – делов-то, открутил пару гаек и снимай аккумулятор. Но на практике такой подход приводит к печальным последствиям: либо что-то перегорает, либо, что еще хуже, замыкает проводка, и тут уж без помощи специалиста не обойтись.
Помимо своего основного предназначения – обеспечения электроэнергии для стартера, АКБ питает других потребителей электроэнергии, причем многие из них некоммутируемые. И если фары, салонное освещение имеют свои выключатели, обычно они находятся в выключенном состоянии, и повышение напряжения на них не влияет, то несоответствие параметров тока питающей сети заявленному значению скажется на электронной начинке и особенно автомобильного бортового компьютера.
Перед процессом снятия аккумулятора с машины необходимо подготовить инструмент. В первую очередь, понадобятся накидные гаечные ключи на 10 или 12 – это самые распространенные гайки, используемые на клеммах АКБ.
Крайне полезной окажется металлическая щетка, для грубой очистки самой АКБ, и немного ветоши для протирания её от пыли и грязи. Если батарею планируется сразу установить обратно, понадобится мелкая наждачная бумага, надфиль и напильник для зачистки клемм.
Работать с аккумуляторной батареей рекомендуется в перчатках и в халате, или в одежде с длинными рукавами. Это особенно актуально для обслуживаемых модификаций аккумуляторов, так как брызги электролита, а в его состав входит кислота, очень едкие и попадание их на кожу недопустимо. Если у вас сохранилась инструкция по эксплуатации автомобиля, предварительно изучите её в части, где описывается монтаж и демонтаж аккумуляторной батареи.
Кажущаяся простота отсоединения автомобильного аккумулятора часто приводит к заблуждению. Некоторые думают, что нет разницы, какую клемму можно снимать первой. На самом деле, чтобы правильно и безопасно снять аккумулятор со своей машины, нужно соблюдать порядок отключения клемм.
Также причиной этого может быть и то, что клеммы и хомуты на разъемах изготовлены из реагирующих друг на друга металлов. При их контакте, в присутствии даже минимальной влаги, образуется электролитическая пара, и сцепление становится прочным.
Но чаще всего после таких манипуляций владелец аккумулятора получает трещину в его корпусе. Правильным для легкого снятия клемм АКБ будет использование жидкости WD40. Ни в коем разе не рекомендуется стучать по клеммам, так как при механическом воздействии на аккумулятор велик риск повреждения корпуса батареи.
Нанесение WD40 на контактную группу поможет справиться с проблемой, однако следует помнить, что в дальнейшем, при установке аккумулятора на место, от смазки придется избавиться. WD40 хорошо помогает для отделения прикипевших поверхностей, но ее наличие на контактирующих проводниках недопустимо.
Снятие аккумуляторной батареи должно производиться с соблюдением главного правила. Оно заключается в том, что аккумулятор должен всегда находиться в вертикальном положении. Это предотвратит разлитие электролита, которым заполнен любой, даже необслуживаемый аккумулятор.
Для того чтобы вытащить аккумулятор из отсека может потребоваться удаление специальной тепловой изоляции. Но перед тем как снимать аккумуляторную батарею с автомобиля, почитайте инструкцию. Если её нет, воспользуйтесь Интернетом.
Последствия неправильного подключения АКБ
Неправильное присоединение клемм имеет самые разные последствия. Порой, необратимые.
Если клеммы перепутаны при работающем моторе, это может быть вышедшая из строя электроника, генератор или диодный мост, сгоревшая магнитола и т.п, в лучшем случае, перегорят предохранители.
При длительном замыкании, которое происходит при перепутывании полюсов, провода начинают плавиться и возможен пожар. Если же зажигание при установке было выключено, чаще всего перегорает предохранитель. Либо ломается бортовой компьютер. Батарея также выходит из строя.
Что произойдет, если перепутать полярность при установке аккумулятора, либо при его подзарядке с помощью другого автомобиля, узнаете из этого видео:
Как подключить новый аккумулятор?
Теперь рассмотрим, как правильно подключить аккумулятор в автомобиле. Прежде чем приступить к установке, необходимо провести соответствующую подготовку. Удалите всю грязь, пыль и другие загрязнения с соответствующего разъема, затем очистите внутренние плоскости концов кабеля мелкозернистой тканью.
Перед установкой нового аккумуляторного блока очистите клеммы аккумулятора. Последовательность установки нового батарейного блока не отличается от последовательности установки старого батарейного блока. Установите монтажную пластину, а затем затяните крепежные винты. Будьте осторожны, чтобы не нарушить целостность изделия. Для подключения батарей используйте следующий алгоритм:
- При установке батареи соблюдайте обратный порядок. Сначала подключите провод ‘+’ к соответствующей клемме, затем подключите провод ‘-‘ к отрицательной клемме.
- Некоторые производители в целях безопасности делают клеммы разного диаметра, чтобы случайно не перепутать провода при подключении к клеммам.
- Крепежные гайки крепко затяните гаечным ключом.
Часто бывает необходимо установить новый аккумуляторный блок, поскольку срок службы старого истек. Если вы не уверены в своих силах и навыках обращения с инструментами, обратитесь за помощью к сотрудникам мастерской.
Как правильно снять аккумулятор с машины
Что вам потребуется из инструмента, чтобы снять и подключить к машине аккумулятор. Потребуется минимум:
- Рожковый ключ 10 для откручивания клемм;
- Ключ на 13 с воротком, чтобы снять крепление АКБ (может быть и другой в зависимости от крепления вашей батареи).
Внимание! При проведении работ не забывайте о технике безопасности. Надевайте хлопчатобумажные перчатки. Если будете работать с электролитом, надевайте резиновые перчатки и защитные очки
На всякий случай держите при себе пищевую соду для нейтрализации кислоты
Если будете работать с электролитом, надевайте резиновые перчатки и защитные очки. На всякий случай держите при себе пищевую соду для нейтрализации кислоты.
Сам процесс предельно прост и выглядит следующим образом:
- Ослабьте ключом «10» крепление клеммы на минусовом выводе и снимите её;
- То же самое проделайте с клеммой плюсового вывода аккумулятора;
- Затем снимите крепление аккумуляторной батареи и выньте её.
Хочется отметить, что сначала обязательно нужно снимать минусовую клемму. Почему? Если вы начнёте с положительного вывода, и при работе с ключом коснётесь им деталей кузова, то будет короткое замыкание.
Ещё один момент есть для автомобилей с подушками безопасности некоторых производителей. Бывает так, что при выключении зажигания на некоторых машинах, система удержания подушек безопасности ещё несколько минут остаётся в активном состоянии. Поэтому аккумулятор следует снимать через 3─5 минут. Есть ли у вас такая система, и через сколько после выключения зажигания можно снимать АКБ с машины, нужно уточнить в руководстве к своей модели авто.
Есть и ещё одна деталь. На рынке сейчас появляется много новых иномарок, которые имеют большое количество электроники на борту. Очень часто простое отключение и последующее подключение аккумулятора к машине вызывает сбой в работе бортового компьютера, охранной системы и другого оборудования. Как быть в такой ситуации? Если нужно зарядить АКБ, то это можно сделать прямо на машине. А если нужно сменить аккумулятор?
Тогда поможет портативное зарядное устройство. Такой прибор сможет не только запустить двигатель, если аккумулятор сел, но и обеспечить питанием бортовую сеть авто при отсутствии АКБ.
Как можно видеть на картинках выше, портативные устройства выпускаются в различных исполнениях. Если у вас зарядное устройство с «крокодилами», то перед отключением аккумуляторной батареи прицепите их к клеммам, идущим от бортовой сети машины. После этого, можете спокойно снимать аккумулятор. Бортовая сеть останется запитанной от портативного ЗУ.
В продаже можно встретить зарядки, подключаемые в прикуриватель на панели приборов машины. С такими моделями обращаться ещё проще. Подключили в прикуриватель и можно отключать АКБ. Даже не нужно возиться с «крокодилами».
После того, как батарея снята и с ней проделаны все манипуляции, пора подумать, как подключить аккумулятор к машине.
Зачем нужно снимать аккумулятор с машины
Существует несколько причин, по которым может понадобиться снятие АКБ. К ним относится:
- полный износ аккумулятора и его замена на новый;
- необходимость выполнения зарядки от сети;
- обесточивание бортовой сети для проведения ремонтных работ;
- отсутствие доступа к другим узлам автомобиля;
- установка на автомобиль дополнительного электрооборудования и приборов освещения;
- продолжительный перерыв в работе автомобиля.
При необходимости снятия АКБ по причине замены на новый агрегат перед покупкой нужно обязательно ознакомиться с внешними данными агрегата, а именно оценить расположение клемм на крышке. В разных моделях они могут располагаться противоположно. При покупке АКБ с неправильным расположением клемм, может получиться так, что подключаемые провода могут просто не доставать.
Если аккумулятор будет слишком высоким, он может не поместиться в штатное посадочное место, что может спровоцировать касание клемм к внутренней поверхности капота, что станет причиной короткого замыкания и выхода из строя проводки.
Если начать заряжать аккумулятор, когда он подключен к машине, это может отрицательно сказаться на состоянии бортового оборудования.
Меры безопасности предусматривают использование хлопчатобумажных и резиновых перчаток, защитных очков для работы с электроприводом. Для нейтрализации кислоты на всякий случай нужно держать при себе пищевую соду.
Для снятия и подключения аккумулятора требуется использование определенного набора инструментов:
- рожковый ключ 10 для откручивания клемм;
- ключ 13 с воротком для снятия крепления АКБ.
В зависимости от модели автомобиля АКБ может закрепляться как снизу, так и сверху или быть не зафиксирована вообще. После определения типа крепления можно будет начинать отсоединять АКБ.
Что может случиться при неправильном отключении и подключении аккумулятора
В старых моделях автомобилей без электронного блока управления процесс снятия аккумуляторной батареи не представлял проблемы – достаточно было открутить клеммы и снять их с контактов, а при установке проследить за плотной посадкой клемм. Сейчас, из-за наличия в автомобиле большого количества электронных компонентов и систем, такой подход неприемлем.
Одна из главных проблем состоит в том, что большинство электронных устройств имеет оперативную память, где хранятся необходимые для их работы данные. Она работает только при наличии постоянного электропитания, которое обеспечивается АКБ.
Отключая аккумулятор от бортовой сети, мы лишаем электронику постоянного питания, что приводит к тому, что информация безвозвратно теряется из памяти устройств. Поэтому перед снятием батареи нужно узнать, какие ботовые устройства требуют постоянного электропитания и возможно ли вновь восстановить настройки после подключения АКБ. Может случиться, что после отключения питания охранная система заблокирует работу двигателя, после чего придется обращаться к специалистам, поскольку самостоятельно запустить мотор не удастся.
Перед отключением аккумулятора требуется заранее убедиться, что зажигание выключено. Кроме того, необходимо позаботиться об отключении всего бортового оборудования, включая то, которое питается от контактов прикуривателя или розетки. Если этого не сделать, то при подключении и отключении между клеммой и АКБ будут проскакивать искровые разряды, которые являются источником электрических импульсов. Желательно поднять стеклоподъемники, чтобы не остаться с открытыми окнами, если что-то пойдет не так.
Как подключать аккумулятор к машине
В современных авто аккумуляторы могут быть расположены под капотом, в багажнике или размешены в салоне. Аккумулятор автомобиля называется стартерным, так как основной его функцией является запуск двигателя. Знергия также потребляется на поддержание в рабочем состоянии бортовых потребителей, и таких инструментов коммуникации, как лебедка. Важным условием сохранения в исправности бортовой системы и самого аккумулятора является, в какой последовательности подключать батарею к машине.
Как подключить аккумулятор в машине: плюс-минус
Перед тем как подключить аккумулятор к машине, нужно убедиться сначала, что он заряжен полностью. Необходимо удостовериться, что корпус батареи цел, без трещин и вздутий. Перед установкой батарею нужно протереть с раствором пищевой соды, нейтрализуя микродозы кислоты и создавая изолирующий слой. Если клеммы аккумулятора покрыты налетом, их нужно почистить зубной щеткой и содовым раствором. В местах контакта выводов наносят токопроводящую смазку.
Гнездо, в которое устанавливается АКБ должно соответствовать форм фактору батареи. Необходимо использовать дополнительные защелки и скобы, чтобы корпус стоял на основании, как влитой. Это убережет от перевертывания батареи при езде по ухабам, не прольется электролит.
Минусовой контакт всегда соединяют последним, а снимают первым, чтобы не организовать замыкание на массу
Важно затянуть крепеж до упора с фиксацией. Всякое ослабление контактов приведет к нагреванию места за счет сопротивления
В период запуска мотора по линии проходит пусковой ток, многократно превышающий численное значение емкости. В момент подключения аккумулятора все бортовые потребители должны быть выключены, а ключ зажигания вынут из гнезда.
Заведется ли машина, если неправильно подключить аккумулятор
Зададимся вопросом, что случится, если все-таки аккумулятор подключили в машину наоборот по контактам? Последствия будут разными, если перепутали подключение на работающем двигателе и на выключенном зажигании. Если двигатель в работе, сгорит диодный мост и другая электроника. Современные автомобили имеют защиту «от дурака».
Случилось, выполнили переполюсовку на отключенном двигателе, сгорит магнитола, усилитель и другие второстепенные потребители. Иногда выручают перегоревшие предохранители. Если неправильно подключил аккумулятор, бед будет тем меньше, чем быстрее разорвал соединение машины с источником энергии.
Сейчас многие пользуются переносным ЗУ. При этом аккумулятор подзаряжают, не снимая с машины
Важно подключить зарядку к батарее правильно, не допустив переполюсовки. Здесь ошибиться в соединении намного легче
Быстроразъемные контакты в виде «крокодилов» подойдут к любому выходу. Как отреагируют приборы?
В ЗУ заводского изготовления установлены предохранители, которые не позволят совершить ошибку. Незащищенные ЗУ при подключении образуют с батареей трансформаторную пару, неправильное подключение будет сопровождаться гулом. Если не остановить зарядку, произойдет переполюсовка АКБ. Чтобы исправить ситуацию, нужно как можно быстрее разрядить аккумулятор в ноль и зарядить правильно. Чтобы не решать рукотворные проблемы, нужно знать, как правильно подключать зарядку к АКБ машины.
Если зарядное устройство работает от сети, АКБ из машины приходится демонтировать. Зарядка продолжается 8-12 часов, в прохладном проветриваемом помещении. Перед тем как подключить зарядку, нужно убедиться, что уровень электролита и его плотность соответствуют норме. На обслуживаемом аккумуляторе снять пробки. Установить зарядный ток.
Как подключить усилитель в машине к аккумулятору
Магнитолы в машине с некоторых пор стала обязательным компонентом. Для оптимального питания устройство подключают напрямую к аккумулятору. Это позволяет слушать музыку при выключенном моторе. Но нужно понимать, если произойдет утечка, магнитола может разрядить АКБ до ноля.
Для мощного и чистого звучания музыки применяется усилитель, который использует энергию АКБ, повышая ее до нужных параметров. Питание усилителя подключается в АКБ через медный кабель с предохранителем, рассчитанным на силу тока.
Провода до места размешения (обычно в багажник) прокладываются в гофрированной трубке. К плюсовому проводу монтируется предохранитель, и минусовой контакт замыкается на массу. Магнитола и усилитель связаны межблочным кабелем.
Порядок подключения
Как подключить аккумулятор и, главное, как правильно это сделать? Порой эти вопросы возникают слишком поздно, когда неприятность уже произошла. Хорошо, если обошлось без значительного ущерба. Правильный ответ на эти вопросы кроется в последовательности подключения и отключения проводов к плюсу и минусу батареи.
Какой провод подключать к аккумулятору первым? Первым всегда подключается “плюс”. Последним подключается “минус”. При отключении, наоборот, сначала “минус”, потом “плюс”.
С электротехнической точки зрения, нет никакой разницы, какой проводник будет отключён или подключён первым. В любом случае произойдёт разрыв цепи. Но с практической точки зрения, и с учётом многочисленного печального опыта разница очень большая. При откручивании гайки положительной клеммы, инструментом можно случайно коснуться любой металлической детали двигателя или кузова. При присоединённой минусовой клемме произойдёт короткое замыкание. А если минусовая клемма была снята, то замыкания удалось бы избежать. В противном случае последствия могут быть самые плачевные.
Современные аккумуляторы способны выдавать токи в несколько сотен ампер, причём под нагрузкой на стартер. А при коротком замыкании ток может достигать значений в тысячу и больше ампер. Сварочный ток в 100 ампер уже позволяет сваривать металлы, а в 200 ампер — их разрезать. Какие же последствия могут ожидать при коротком замыкании стальным ключом плюса АКБ на детали двигателя? Перечислим:
- повреждение самой аккумуляторной батареи, внутреннее замыкание сепаратора любой из банок, выгорание выводной клеммы или внутренней соединительной перемычки;
- повреждение электропроводки, по которой ток будет протекать к минусовому выводу батареи, выгорание отдельных контактов и соединений, которые впоследствии будет очень трудно обнаружить;
- повреждение электронных схем автомобиля токами и высокочастотными амплитудными колебаниями, возникающими при искрении;
- возгорание горюче-смазочных веществ, которые изобильно покрывают многие детали двигателя, может привести к уничтожению всего автомобиля;
- получение ожога водителем.
Всего этого можно не допустить, зная порядок подключения аккумулятора.
Теперь о самом подключении клемм, причём чем старше аккумулятор, тем важнее соблюдать эти рекомендации. Предварительно нужно нанести на выводы аккумулятора и на внутреннюю поверхность клемм токопроводящую смазку. Это закупорит микротрещины в крышке батареи, где выходят выводы. Через микротрещины могут проходить пары электролита и окислять контактные пары. Смазка не даст прикипеть клеммам к выводам АКБ. Кроме того, в случае снятия клемм с АКБ при работающем двигателе не будет происходить искрения.
Убедимся, что длины проводов с клеммами достаточно для подключения к батарее. Нельзя допускать сильного натяжения проводов, что создаст нагрузку на выводы аккумулятора и приведёт к появлению микротрещин в крышке корпуса. Иногда достаточно подвинуть батарею в свободном отсеке, чтобы уменьшить натяжение. Она обязательно должна быть надёжно закреплена в избегание натяжения провода при поездках.
После смазки нужно подсоединить сначала положительную клемму к плюсовому выводу аккумулятора и затянуть гайку или болт клеммы для обеспечения надёжного контакта. Затем установить отрицательную клемму, затянуть гайку или болт.
На контактные пары снова нанести токопроводящую смазку для защиты клемм и выводов от кислорода, находящегося в воздухе. Это предотвратит коррозию и окисление контактов, если клеммы выполнены не из свинца, а из меди или другого металла.
И в завершение не забываем закрыть контактные пары защитными чехлами или колпачками, надетыми на провода с клеммами.
Виды клемм на автомобильных АКБ
Чтобы случайно не перепутать плюс и минус, выводы на АКБ делают разного диаметра. Положительный вывод всегда больше. Кроме того, выводы делятся на европейские и азиатские. Последние несколько тоньше. На аккумуляторных батареях плюс и минус могут меняться местами, отчего различают батареи с прямой или с обратной полярностью. В батареях с прямой полярностью плюс слева, как на фото ниже
Все это важно знать при выборе другого аккумулятора
Если ваш автомобиль производителя не для российского рынка или автомобиль американского производства (или у вас чудо российского автопрома Волга Сайбер), то клеммы могут быть совершенно другими. Виды клемм автомобильных АКБ вы видите на рисунке ниже.
Какое время требуется на качественную зарядку
Если заряжать аккумулятор, не снимая клеммы, однозначно можно, то вот со временем, которое требуется на полную зарядку все не так однозначно. Время, которое потребуется для зарядки каждого аккумулятора различно. Так, особо мощные батареи заряжаются намного дольше, нежели аккумуляторы малой емкости. На время полной зарядки оказывает влияние и степень его разряда – при полном отсутствии в АКБ энергии времени на его зарядку уйдет достаточно много. Конечно, имеет значение и сила зарядного тока, и температура окружающей среды, и само зарядное устройство. Посмотреть на практический процесс заряда и его времени можно на видео:
Имеет значение и цель заряда. К примеру, если необходимо срочно зарядить аккумулятор, не снимая с автомобиля, то для того, чтобы завести двигатель, можно поступить следующим образом:
- отсоединить от него провода;
- подключить зарядное устройство, затем включить его в сеть;
- выставить значение тока на предел;
- выждать 15 минут;
- отключить «зарядник», подключить провода и завести авто.
Такая мера является вынужденной, и слишком часто прибегать к ней не стоит. Для более качественного и полного заряда лучше снимать батарею. Выполнив все необходимые предварительные действия (очистка, проверка и коррекция электролита) оставить подключенным к зарядному устройству на целую ночь. Не нужно лишь забывать оставить пробки выкрученными. Об окончании цикла зарядки лучше всего судить не по времени, а по зарядному устройству.
Порядок действий при снятии АКБ
В современных машинах имеется много электронных устройств. При отключении аккумулятора может произойти сбой в системе бортового компьютера. Чтобы избежать этого, можно перед снятием батареи подключить портативное зарядное устройство, которое обеспечит питанием бортовую сеть. Последовательность действий должна быть такой:
- Вынуть ключ из замка зажигания.
- Выдержать паузу 10—15 минут. Это время, в течение которого подушки безопасности ещё находятся в активном состоянии.
- Ослабить гайку ключом на 10 мм и снять провод с минусовой клеммы. Это обычно чёрный провод.
- Снять красный плюсовой провод.
- Открутить торцевым ключом на 12 или 13 мм гайки на тягах, которые удерживают прижимную пластину, и снять её.
- Аккуратно вынуть АКБ.