Лебедки. типы лебедок и их применение

Описание и характеристики ручной лебедки

Ручная лебедка – устройство для перемещения грузов по горизонтали. Тали же передвигают тяжести по вертикали, то есть, снизу вверх. Однако, есть комбинированные модели, в которых два механизма совмещены.

Строение лебедки основано на барабане с намотанным на нее тросом. За него тянут грузы. Минимальная нагрузка для лебедок – 150 килограммов, а максимальная – 10 тонн. Сколько выдерживает конкретная модель можно проверить лишь опытным путем.

Производители заявляют грузоподъемность лебедок. Но, тот же опыт подсказывает, что китайские установки, к примеру, склонны выдерживать меньше нормы. В соответствии с заявкой производителя работают, как правило, российские лебедки. Их, в основном, поставляет завод Армавира.

На пределе нагрузки у лебедок рвется трос. Подстраховываясь, избегают его металлических вариантов. Порвавшись и отпружинив, такие могут нанести серьезные увечья.

Предпочтительны канатные тросы. Их длина в лебедках разных моделей тоже разнится. Минимум – 1,5 метра, максимум – 10.

К барабану с тросом в лебедке прилагается передача в виде зубчатого привода, рычага с храповиком или винтового механизма. Они снижают нагрузку на трос.

Элементы передачи и барабан крепятся к раме. В ней есть пазы для цепи, протягиваемой к неподвижной опоре и закрепляемой на ней. Бывают, так же, рамы с болтовыми соединениями для крепления.

В отличие от электрической, ручная лебедка полностью автономна. Кроме заводских вариантов есть упрощенные самопальные. Любители езды по пересеченной местности, к примеру, возят с собой полуметровый отрезок трубы.

Его вбивают в грунт. К верхушке трубы крепят трос. В действие импровизированную лебедку приводят черенком лопаты или фомкой. Ухват осуществляют меж трубой и тросом.

Усилие прилагается большее, чем к заводским установкам. Однако, и на самой простой лебедке коэффициент полезного действия в разы больше, чем без механической подмоги.

Ручная лебедка, своими руками сделанная, работает только на тягу. Среди же заводских установок есть способные еще и плавно опускать груз. Если конструкция рассчитана не только на тягу по земле, но и подъем, их мощь разниться.

Передвигать в горизонтали легче, чем по вертикали. На упаковке указано 2/0,8 т.? Значит, лебедка способна тянуть по земле 2000 килограммов, а поднимать меньше 1000.

Описание и характеристики

Современная лебёдка является подъёмным устройством, которое позволяет перемещать грузы в горизонтальной и вертикальной плоскости. Их используют для решения следующих задач:

  • при проведении строительно-монтажных работ;
  • в автомобильных мастерских;
  • для транспортировки груза на небольшие расстояния;
  • преодоления труднопроходимых участков дорог (автомобильные лебёдки).

Можно однозначно утверждать, что такое устройство — это небольшой кран. Его основными характеристиками являются:

  • грузоподъёмность;
  • длина каната;
  • собственный вес;
  • способ крепления;
  • область применения.

Чаще всего она используется как грузовой механизм в небольших помещениях. Её компактность, надёжность, долговечность позволяет решать широкий круг задач при строительстве, ремонте, погрузке различных агрегатов.

Виды лебедок

На сегодняшний день производителями разработаны следующие виды лебёдок:

  • ручные;
  • электрические;
  • тяговые;
  • маневровые;
  • скреперные;
  • буровые;
  • автомобильные.

Каждый из них обладает своими конструктивными особенностями. Они подразделяются на двух и многобарабанные лебёдки.

Первый вид обладает рычажным механизмом, который вручную приводит в движение барабан с намотанным канатом. Этот механизм имеет штангу или барабан с закреплённым рычагом. Принцип работы таких систем основан на протягивании каната через механизм с наматыванием его на барабан. На конце каната закреплен грузозахватывающий механизм (например, крюк).

В электрических устройствах весь механизм осуществляет движение с помощью электрического двигателя. Это значительно расширяет технические возможности, позволяет перемещать более тяжёлые грузы.

Тяговые агрегаты крепятся к горизонтальной или вертикальной поверхности и используются для проведения различного вида строительных и монтажных работ. С их помощью формируются строительные подъёмные устройства.

Маневровая лебёдка применяется на железнодорожном транспорте для перемещения вагонов на небольшие расстояния. Они бывают электрические или пневматические с одним или двумя барабанами.

Буровые лебёдки используются на буровых площадках при установке или снятии обсадных труб. Скреперные системы устанавливаются на карьерах для перемещения массивов горной породы при добыче полезных ископаемых.

Главным преимуществом применения подобных устройств является возможность замены сложных и дорогостоящих подъёмных и транспортных механизмов.

Плюсы и минусы ручной лебедки

Данное приспособление многие считают устаревшим, но у него имеется масса востребованных функций. Например, ручная лебедка для автомобиля – практически безотказная палочка-выручалочка, не требующая дополнительного питания от сети. Всем известно, чем меньше у механизма мелких узлов с ответственными деталями, тем реже он будет ломаться. Заметим, что и денег такие устройства стоят сравнительно немного.

Достоинства ручной лебедки:

  1. Приспособление для работы не требует электроэнергии или топлива.
  2. Небольшие габариты.
  3. Приемлемая стоимость.
  4. Несложная конструкция.
  5. Ручная лебедка проста в обслуживании и ремонте.

Недостатки ручных лебедок:

  1. Приспособление несколько неудобно в использовании на морозе, в глубоких ямах и в грязи.
  2. Мощность устройства ограничена физической силой человека.

Разновидности

Тяговая

Столь широкое разнообразие функций лебедочных механизмов делается возможным именно благодаря большому ассортименту. Тяговые аппараты наиболее типичны, и их активно применяют в ручном либо механизированном варианте. Эти модели являются основным подъемным либо страховочным оборудованием. Продвинутые варианты дополняют блоками полиспаста, увеличивающими тяговое усилие (правда, расстояние перемещения заметно сократится при таком подходе). Допускается использование тяговых подъемников как на открытом воздухе, так и внутри помещений.

Ручные рычажные версии применяют в монтажных, ремонтных и прочих аналогичных работах. Благодаря компактности размеров обеспечивается удобство применения в ограниченном масштабе. Однако абсолютно преобладают барабанные модификации. Довольно редко применяют червячные конструкции, которые содержат много трущихся и быстро изнашивающихся деталей. Такие модели оправданы лишь там, где на первом месте будут компактность и малое рабочее усилие.

Подвесная

Такое название говорит само за себя. Подобные лебедки крепятся непосредственно на потолок помещения или на специальную гусеницу. Конечно, верхотура в этом случае должна быть очень прочной. Это технологическое решение часто советуют для безопасного перемещения тяжелых грузов. Несмотря на отсутствие каких-либо чрезвычайных сложностей, опасность при неправильном использовании может быть весьма велика.

Судовая

В этом случае речь идет уже об оснастке серьезных, мощных судов. Аппараты позволяют проводить различные операции с тяжелыми грузами. Есть несколько целевых подвидов:

Лебедка – это тяговое устройство, которое осуществляет подтягивание каната, цепи или троса. С ее помощью осуществляется подъем тяжелого груза по вертикали или его буксировка по горизонтали. Подобные механизмы нашли широкое применение в различных отраслях бытовой жизни, а также являются неотъемлемым техническим оснащением многих промышленных объектов, а также автотранспорта. Именно с помощью лебедки подымается лифт, подтягиваются автомобили для погрузки на эвакуатор, втягивается корабельный якорь и т.д. Краны, работающие на стройках, также оснащаются лебедкой.

Натяжение провода СИП лебедкой

Рассмотрим порядок работы этим механизмом, по его прямому назначению, то есть когда провод СИП нужно подтянуть к опоре ЛЭП.

сначала основной крюк цепляется за вспомогательный кронштейн или траверсу

Если ничего подобного нет на опоре, то столб можно обхватить удавкой с петлями и замками. После чего зацепить крюк за нее.

В крайнем случае подгоняете к опоре на расстоянии 10-20м машину, пропускаете через натяжной ролик длинный трос и уже за него цепляете лебедку.

Основной крюк при этом крепится за удавку на клык или фаркоп.

Если нет длинного троса, то можно воспользоваться проводом со стальным сердечником АС-50 или АС-70. Провод крепится за СИП через клиновую лягушку на некотором расстоянии от опоры.

Машиной при этом можно сделать только предварительное натяжение СИП, чтобы выбрать слабину в пролетах.

Еще один момент на который нужно обратить внимание — при работе на высоте, цепляться за опору рекомендуется именно основным крюком. Казалось бы гораздо удобнее обвести натяжной тросик вокруг столба, сделать петлю и крючком застопориться за сам трос (многие так и делают)

Казалось бы гораздо удобнее обвести натяжной тросик вокруг столба, сделать петлю и крючком застопориться за сам трос (многие так и делают).

Однако таким способом вы можете повредить стальные жилы троса. А кроме того, придется тянуться за ручкой лебедки, которая может оказаться минимум в полутора метрах от вас.

вспомогательные крюки можно зацепить двумя способами:

1. Работать лебедкой напрямую через первый вспомогательный крюк
2. Воспользоваться обводным блоком, увеличив усилие тяжения в 2 раза. Правда длина троса при этом, в эти же самые 2 раза и уменьшится.

далее, чтобы растянуть трос, переведите переключатель в положение N-нейтраль. Поворачивая барашек на барабане, вытяните трос на необходимую длину.

после этого крюк на обводном блоке цепляете за лягушку или монтажный зажим

переключатель ставится в положение подъем и рукояткой натягивается СИП

когда натяжение закончено и СИП с анкерным зажимом зацеплен за крюк, лебедку пошагово ослабляют

для этого переключатель переводится в положение D и ручкой лебедки, медленно, щелчок за щелчком тросик ослабляется.

В паспорте заявлен гарантийный срок службы инструмента всего в один год. Однако если вы будете использовать лебедку только для натяжения проводов, и не применять ее для подъема или перемещения других многотонных грузов (трансформаторы, опоры, вытаскивание машины из снежных заносов и грязи), то одним инструментом вам хватить смонтировать не одну сотню километров СИП.

Такелажные принадлежности

К такелажным принадлежностям относятся крючья, серьги, болты с проушинами, винтовые стяжки, звенья и кольца, вращающиеся подъемные кольца, индикаторы нагрузок и устройства позиционирования нагрузки. Все эти принадлежности должны соответствовать общим и дополнительным (специальным) требованиям, а именно: перед сдачей в утиль, дефектные принадлежности должны быть приведены в непригодное состояние, перед проведением подъемно-такелажных работ должны быть проведены следующие организационные мероприятия: определен лучший способ крепления груза и выбраны подходящие принадлежности (например, болты с проушинами или серьги).

Перед работой необходимо провести визуальную проверку каждого предмета с целью выявления износа, коррозии, трещин, зазубрин, выбоин, искривления или термических повреждений. Поврежденные принадлежности должны выбраковываться. Назначенный по подразделению квалифицированный сотрудник должен проводить проверку такелажных принадлежностей с периодичностью, установленной для конкретного устройства, и регистрировать в журнале результаты проверки.

Подъемные механизмы – это механизмы с ручным, пневматическим и электрическим приводом, за исключением тех, что устанавливаются на мостовых кранах, включая мостовые лебедки (выдвижные), консольные краны/лебедки (устанавливаемые на полу или на стене рис.8), монорельсовые системы и ручные лебедки (с канатами, цепями и сеточными стропами).

К подъемным механизмам предъявляются следующие требования:

-подъемные механизмы должны иметь маркировку с указанием завода-изготовителя, модели и серийного номера, а также грузоподъемности. Маркировка на электрических подъемниках, кроме прочего, должна включать значения рабочего напряжения, частоты тока и допустимой токовой нагрузки в амперах.

Маркировка на пневматических лебедках должна включать данные о номинальном давлении воздуха.В случае отключения электропитания или другого источника энергии, приводящего в движение механизм, лебедка должна автоматически останавливаться и обладать возможностью удержания нагрузки.

Грузоподъемность несущих конструкций должна быть не меньше грузоподъемности лебедки.

Перед использованием должен проводиться визуальный осмотр, особое внимание уделяется системам управления; рабочим механизмам; концевым выключателям верхнего положения (если используются); пневматической системе (если используется) на предмет утечек; а также крючьям, канатам, цепям, сеточным стропам, согласно требованиям данного стандарта

Рисунок 9 — Настенный консольный поворотный кран

В соответствии с паспортом и нормативными требованиями уполномоченным по подразделению лицом по установленным графикам необходимо проводить проверки и испытания оборудования.

Перемещения груза в вертикальной или близкой к ней наклонной плоскости при погрузочно-разгрузочных работах и монтаже оборудования применяют грузоподъемные машины, различающиеся подъемной силой, высотой подъема груза, родом привода и сообщаемых грузу числом движений. По числу движений грузоподъемные машины могут быть разделены на три группы:

  • К первой относятся домкраты, лебедки, ручные и электрические тали (рис. 10).
  • Ко второй группе относятся машины, содержащие не только подъем, но и линейное перемещение груза: тельферы, передвижные ручные тали, винтовые домкраты с горизонтальным перемещением.
  • И, наконец, к третьей группе — машины, выполняющие от трех и более движений и способные перемещать груз в любую точку обслуживаемого поля. Сюда входят мостовые, козловые краны.

а) ручные и электрические тали

б) лебедки

в) домкраты

Рисунок 10 — Простые такелажные средства

Область применения лебедки

Весь перечисленный спектра лебёдок имеет свое назначение. Условно, назначение можно разделить на следующие категории:

1. Строительство. Эта категория является самой обширной. Именно в строительстве, будь это частное или капитальное возведение домов, всегда есть необходимость подъема тяжелых грузов. Грузы бывают настолько сложными и габаритными, что вручную их не поднять.

При этом чтобы исключить аварийную ситуацию, снизить количество рабочей силы, используют лебёдки. Это могут быть лебёдки ручного типа и с электрическим двигателем. Они монтируются, в зависимости от сложности груза, либо к плитам перекрытия, либо к стропильной системе вашего дома.

Применение лебёдки в строительстве

2. Эвакуация. Эвакуационная лебёдка представляет собой ручной, малогабаритный, или рычажный механизм. За счёт малых габаритов она легко помещается в багажник любого автомобиля. С ней просто работать, поскольку принцип ее действия максимально удобен для понимания каждого.

Лебедка автомобильная потребуется для эвакуации из труднодоступных мест, когда помощи ждать неоткуда. Автомобильные лебедки могут быть электрические, гидравлические ручные. Гидравлические и электрические механизмы, вполне подойдут для работы со сложными и тяжелыми предметами. С их помощью можно даже доставать предметы, находящиеся в водоемах.

3. На складах и в ангарах. Здесь используются стационарные лебёдки, также полноценные подъёмные механизмы, установленные на шоссе. С их помощью удобно поднимать грузы более 100 килограмм, задействуя минимум рабочей силы. Такие механизм обязательно предусматривают пульт управления, с которого ведется непосредственная работа над грузом. В работе должен быть предусмотрен стропальщик, который выполнит закрепление груза к подъемному механизму.

4. В шахтах. Это специфические механизмы с узкой направленностью. Их отличает ряд конструктивных особенностей, поскольку в конструкции встречается электрический и пневматический двигатель, рабочие механизмы тормозной системы, барабаны холостого хода, а также транспортировочные узлы.

В зависимости от глубины, на которой задействуется эта лебёдка, шахтный механизм может иметь соответствующее сечение кабеля, быть представлен нужной мощностью двигателя и другими характеристиками. Основная задача это транспортировать горную массу на поверхность для дальнейшей переработки, выполнять эвакуацию, а также поднимать на поверхность ремонтное оборудование.

Критерии выбора

Во-первых, все подобные механизмы относятся к рычажному типу. Им не нужна жесткая фиксация, в отличие от барабанных лебедок. Да и сам барабан здесь гораздо меньших размеров. 

Перед выбором лебедки сначала нужно определиться с двумя важнейшими критериями:

габариты

Не забывайте, что для монтажа и натяжения СИП, данный инструмент нужен в первую очередь при работе на высоте. Поэтому он должен быть компактным, легким, удобным в работе. И соответственно минимальных габаритов.

тяговое усилие

Казалось бы, чем тяжение лебедки больше, тем лучше. Однако зачем использовать инструмент с тяговым усилием в 4тн, если для СИП самых ходовых сечений достаточно и 500кг. При этом работу свою она выполнит одинаково хорошо.

Для работы и натяжения СИП даже самых больших сечений, вполне хватит лебедки в 2тн.

Разновидности тросов

Применяются в основном два типа тросов – металлический и синтетический. Вариант в виде скрутки из стальных нитей может показаться предпочтительнее, но, как ни странно, он имеет существенные недостатки. Во-первых, не стоит возлагать на металл особые надежды в плане прочности. Со временем отдельные его нити рвутся, и в определенный момент необходимо его заменять. Во-вторых, гидравлическая лебедка с металлическим тросом небезопасна. Те самые разорванные нити могут ранить кожу рук и повредить одежду, а если упустить момент критического износа, то полный разрыв троса в процессе тяги может привести к трагическим последствиям. Синтетика тоже не идеальна, но она менее опасна, нединамична и дольше служит при надлежащем уходе. Следует оберегать такой трос от солнечных лучей, а после использования в условиях контакта с песком необходимо тщательно промывать волокна.

Разновидности и марки лебедок для СИП

У других моделей подобного типа, но разных производителей есть небольшие отличия. Например у лебедки Shtok 23601 на 1,5тн есть телескопическая ручка.

Такой инструмент удобен при транспортировке и его компактно можно разместить в сумке монтажника.
Кроме того, при меньшей рукоятке будет и меньше амплитуда ее разбежки. Соответственно при малых нагрузках, или когда тросик нужно по быстрому смотать на барабан, короткая рукоятка здесь выигрывает в скорости.

Переключатель трещотки имеет удобное кольцо. На других моделях, особенно если вы в грубых перчатках, не всегда получается с первого раза поставить этот элемент в нужное положение.

Из неудобных моментов:

иногда происходит перекос троса на барабане. Постоянно нужно следить и поправлять рукой.

Недостаток скорее всего вызван длиной троса. Она составляет целых 6 метров. Для кого-то это может компенсировать все остальное.

вместо пальцев на блоке стоят обыкновенные болты. Все же пальцы без гаек в этом деле считаются более надежным элементом.

здесь

https://youtube.com/watch?v=kUk8cc6okC0%3F

Для кого-то очень удобными могут оказаться ленточные лебедки. Где вместо троса используется полиэстеровая высокопрочная лента.

Несомненным плюсом здесь является вес инструмента. Кроме того, такой лентой уже более безопасно можно обхватывать стойки опор, без применения вспомогательных удавок для закрепления крюка.

Но все равно перед каждым использованием, нужно следить за состоянием ленты и не допускать вот таких вот дефектов: 

Также при натяжении нужно следить, чтобы не происходило закусывания или переплетения ленты вокруг оси.

Подобные ленточные лебедки рассчитаны на такие же самые нагрузки от 750кг до 2тн, как и тросовые. И широко применяются при работе как с СИПом, так и голыми проводами.

Некоторые даже умудряются использовать цепные ручные лебедки. Здесь уже сведены к минимуму всякие запутывания и закусывания натяжного элемента — цепи.

Однако один только вес и неудобство работы подобным инструментом на высоте, говорит что он не предназначен для СИП.

Вот инструмент для натяжки СИП от известных брендов Ensto ST 116, ST 116.1 + CT 116.3, CT 116.7 и Niled PT 500-1000.

Функциональность у них практически та же самая, что и у КВТ, зато разница в цене просто огромная.
6000 рублей за лебедки КВТ, против почти 50 000р и 80 000р за Ensto и Niled.

Упрощение сборки устройства

В домашних условиях можно использовать подручные материалы и готовые передаточные узлы. Например, трещетка, используемая в автомобиле КАМАЗ для выравнивания тормозного усилия — это готовый червячный передаточный механизм.

Сочетая блоковые механизмы с барабанными лебедками, можно работать, компенсировав недостатки каждого вида подъемников. Например, в полиспастах не предусматривают фиксатор, исключающий обратное движение тали, а барабанные лебеди устраняют это очень просто. Зато угол между вектором подъемной силы и вектором веса у полиспаста может быть практически любым, чем не могут похвастать лебедки.

Читать также: Резец проходной упорный изогнутый

Можно использовать в хозяйстве покупные подъемники, но, как правило, лебедки нужны там, где магазины далеко — и всегда срочно. Стоит поискать в гараже какие-нибудь детали для выхода из ситуации.

Кто из автовладельцев в одиночку или с пассажирами, которые не в состоянии оказать действенную помощь, не попадал в ситуации, когда заканчивается дорога? Вот тут и задумаешься о лебедке. Как хорошо, когда она под руками. А ведь не всегда в этом случае нужно иметь исключительно высокотехнологичный механизм, чтобы решить проблему даже в одиночку.

Рассмотрим варианты простых и самодельных лебедок. Но только сразу оговоримся, что в этой статье речь пойдет о лебедках, создаваемых для облегчения жизни именно автолюбителям.

Реверсивные лебедки

электродвигателястроительные подъемники.двухступенчатые редукторычервячным редуктором

Рис.3
Конструкция грузовой лебедки с планетарным редуктором:
1 — электродвигатель, 2 — уплотнение, 3 — зубчатая муфта, 4 — тормоз,
5 — вал, 6 — роликоподшипник,
7 — барабан, 8 — планетарный редуктор, 9 — шарикоподшипникРис.4
Устройство грузовой лебедки с гидроприводом:
1 — гидромотор, 2 — клин, 3 — вал,
4, 12 — валы-шестерни, 5 — тормоз,
6 — гидроцилиндр,
7 — регулировочный винт, 8 — канал,
9 — пружина, 10 — пробка,
11 — зубчатое колесо, 13 — венец,
14 — барабан, 15 — редуктор

Регулирование скорости опускания груза при использовании электрореверсивных лебедок возможно в ограниченных пределах. При необходимости более глубокого регулирования скорости, что имеет место при их использовании в башенных кранах, применяют обычно расположенный соосно с валом электродвигателя тормозной генератор, создающий противодвижущий момент. Пределы регулирования при этом могут быть доведены до 1:4.
Для уменьшения размеров и массы лебедки ее оснащают соосными планетарными передачами (рис. 3) , встроенными в барабан. Довольно часто используется схема, когда вращение от двигателя передается размещенной внутри барабана планетарной передаче, состоящей из солнечного колеса, укрепленного внутри барабана венца, неподвижного венца и сателлитов. Барабан вращается венцом. Передаточное число этой планетарной передачи может быть достаточно большим — до 200.
Помимо рассмотренной передачи с тремя центральными колесами применяются и другие типы планетарных передач, например трехступенчатые с шестью центральными колесами. Передаточные числа этих передач также могут быть доведены до 200 при к.п.д. не меньше 0,85. Стопорение барабана обеспечивают тормоза.Реверсивные лебедки с гидроприводом (рис. 4) применяют для плавной работы и бесступенчатого изменения скорости. Схемы барабанных лебедок с приводом от ротационного низко-моментного гидромотора подобны схемам лебедок с электроприводом; частота вращения барабана изменяется регулированием потока жидкости, поступающей в гидромотор с помощью насоса, имеющего регулируемую подачу.
Типична конструкция лебедки с гидроприводом, когда передача встроена в барабан и установлен соосный с валом двигателя замкнутый пружиной дисковый тормоз. Управляется последний штоком гидротолкателя, сжимающим пружину. Жидкость подается насосом одновременно в гидродвигатель и гидротолкатель тормоза, растормаживая последний. Регулируя поток жидкости дросселированием или другим способом, можно обеспечить в широких пределах бесступенчатое регулирование скорости. В таких лебедках применяются также и планетарные передачи.
Барабанные лебедки с приводом от ротационного высокомоментного гидромотора проще (нет редуктора), радиально-плунжерные гидромоторы (один или два) непосредственно соединяют с барабаном. Масса на единицу мощности высокомоментных гидромоторов 17-25 кг/кВт, а зубчатых редукторов — 40-50 кг/кВт; масса лебедки в целом на 15% меньше, чем при электроприводе. Тормоза лебедок с высокомоментными гидромоторами, как правило, ленточные, нормально замкнутые (пружиной) и растормаживаемые гидротолкателем.
С целью уменьшения габаритов при сохранении тягового усилия лебедки с гидроприводом в ряде случаев комплектуют червячными редукторами. Установка подобных устройств особенно оправдана на передвижных буровых установках, полуприцепах-тяжеловозах для затягивания на платформу различной дорожно-строительной техники и т.п.
Двухбарабанные лебедки общего назначения используют на погрузочно-разгрузочных участках прирельсовых складов, в копровых, буровых и скреперных установках.
Специальные двухбарабанные конструкции являются составной частью некоторых строительных машин с механическим приводом — самоходных стреловых кранов, одноковшовых экскаваторов, скреперов, бульдозеров, бурильно-крановых машин и т.п.
Привод лебедки во многих случаях осуществляется от редуктора отбора мощности и с помощью промежуточных механизмов (цепных, шестеренчатых).

Проблемы

Современные лебедки и тали надежны, однако в процессе работы с ними встречаются некоторые недостатки, осложняющие эксплуатацию:

  • применение редукторов с червячной передачей иногда приводить к заеданию, вызванному относительным скольжением витков червяка и зубьев сопряженной шестерни;
  • низкое качество металла приводит к изгибам и деформациям деталей, особенно на максимальных нагрузках;
  • недостаточное качество сварных швов на максимальных нагрузках вызывает их расхождение, и выход лебедки из строя;
  • у некоторых производителей в комплектации отсутствует грузоподъёмный канат, он приобретается отдельно;
  • недостаточная длина рычага для приспособлений рычажного типа, требуется значительное усилие для подъема груза;
  • устройства с электрическим приводом имеют недостаточную длину кабеля до пульта управления, высота установки привода должна соответствовать длине кабеля;
  • маломощные лебедки с электроприводом для подключения к сети 220В комплектуются коротким шнуром, который требуется удлинять;
  • электроприводам свойственно перегреваться при активном использовании, особенно это проявляется на предельных нагрузках;
  • приобретая грузоподъемный механизм, неверно оценивается предельная грузоподъемность и длина троса, закладывайте некоторый запас грузоподъемности.

Конструкция и принцип действия

Рассматриваемые механические устройства особенно эффективны при работе в стеснённых условиях. При этом имеющимся крюком рычажную лебёдку можно прикрепить к любому подходящему для этих целей месту, а трос перемещать специальным протяжным механизмом.

Рычажная лебёдка состоит из следующих узлов:

  1. Привода.
  2. Блока полиспастов.
  3. Зубчатой передачи.
  4. Храпового механизма торможения.
  5. Поворотной рукоятки.
  6. Корпуса.

От других исполнений ручных лебёдок (барабанной, червячной) ручная рычажная лебёдка отличается характером движения, которое требуется приложить к управляющей ручке, чтобы вызвать перемещение груза. В данном случае оно – качательное: при прямом повороте рычага на некоторый угол происходит вращение оси полиспастного блока (или троса), при обратном – холостом – груз удерживается на месте благодаря действию храпового тормоза. Ход ручки, который зависит от её длины, определяет производительность устройства. При наличии полиспастного блока в конструкции предусматривается также зажимной механизм, который работает с каждой из ветвей попеременно.

Действует ручная рычажная лебёдка следующим образом. При повороте рукоятки, вращающий момент через зубчатую передачу передаётся на тросопротяжный механизм, который обеспечивает силовое перемещение груза. От самопроизвольного возврата груза в конструкции устройства предусматривается храповый тормоз. Он считается главным узлом рычажной лебёдки, который отвечает за её эффективность и безопасность в работе.

Храповый тормоз (иногда это устройство называют ещё остановом) включает в себя тормозной диск, зубчатое храповое колесо, собачку и ступицу, в которую ввинчивается рукоятка. При повороте рукоятки в определённом направлении собачка отходит от выпуклой образующей зуба, и позволяет колесу вращаться. При попытке поворота в обратном направлении на угол, превышающий шаг зубьев, собачка проскакивает в вогнутую часть профиля зуба и блокирует возможный проворот колеса. Для повышения КПД работы узла между зубчатым храповым колесом и тормозным диском устанавливаются сменные тормозные накладки из фрикционного материала. Они не только улучшают сцепление, но и снижают износ подвижных частей тормоза.

Параметры ручных рычажных лебёдок

Эксплуатационными параметрами данных механизмов считаются:

  • Способ закрепления крюка (обычно – за неподвижное основание);
  • Количество ветвей троса в полиспасте (от двух до трёх);
  • Длина троса (3…20 м);
  • Грузоподъёмность (от 0,5 т до 5 т и более).

Необходимо отметить, что из всех разновидностей ручных лебёдок, рычажные обладают наименьшей производительностью. Поэтому их ценят в основном за максимальную компактность, удобство оперативного применения (не требуется фиксировать лебёдку за какой-либо неподвижный предмет) и лёгкость, поскольку корпус механизма изготавливается из высокопрочного алюминиевого сплава. Максимальное усилие на рукоятке таких лебёдок не превышает 35…40 кг. Ряд производителей комплектует устройства дополнительными монтажными блоками и крюками, что расширяет технологические возможности грузоподъёмного механизма. Рычажные лебёдки с уменьшенной, против обычного, длиной троса (до 2…2,5 м) рекомендуются для использования в гаражах.

Безопасность применения ручной рычажной лебёдки во многом зависит от правил её текущей эксплуатации. Они сводятся к следующим:

  1. Периодической проверки правильности запасовки стального каната.
  2. Очистки внутренних частей механизма от грязи водной струёй (с этой целью на корпусе предусматриваются одно или два отверстия).
  3. Осмотра троса, который не должен иметь внешних повреждений, а также следов коррозии.
  4. Осмотра всех узлов устройства, которые не должны быть деформированными, с трещинами и иными нарушениями целостности.
  5. Состояния укладки троса на оси: перед началом применения устройства количество свободных витков троса должно быть не менее трёх.
  6. Подвижные части всех узлов лебёдки должны быть смазаны.
  7. Ручную рычажную лебёдку запрещается использовать для подъёма людей.

Стандартная маркировка механизмов следующая: ЛР-Х, где вместо литеры Х указывается предельная грузоподъёмность устройства в тоннах.

Цена данных устройств определяется грузоподъёмностью, удобством компоновки рукоятки, диаметром используемого троса, а также длиной каната. Цена ручных рычажных лебёдок с грузоподъёмностью до 2 т составляет 1000…2000 руб., от 2 т до 4 т – 3000…4500 руб., более мощных исполнений, с двойным храповым механизмом – до 6000 руб.

Принцип действия

Все основные части лебедки монтируются на единой раме, которую собирают путем сварки. На нижних полках в продольных швеллерах располагаются 6 каналов, через которые крепят рабочие части при использовании. Ролики, ставящиеся на поперечно расположенных швеллерах, позволяют избежать трущего воздействия на канат, когда он накручивается на барабан. Именно главный барабанный узел выступает фундаментальным рабочим органом. Как раз на него, как уже сказано, и накручивают канат.

Когда начинает работать вал мотора, запускается кулачковая муфта. Она-то и обеспечивает передачу вращающего усилия на ключевой барабан при помощи редуктора. Эти части могут быть планетарного или червячного типа. Изготовители поставляют их в сборе или разобранными на части.

Если вал привода крутится в обратную сторону, основной барабанный узел также движется похожим образом. Перемещение будет идти, вплоть до момента, когда ослабляется натяжение каната. Стоит достичь этого, как кулачковая муфта отключится и замкнет контакты на концевом управляющем элементе. Электромагнит активирует передачу импульса на дополнительный барабанный узел, что приводит к появлению вспомогательного цикла притягивания каната.

Лебедочный подъемник применяется в устройствах для подъема и крепления листов гипсокартона в процессе монтажа подвесных потолков. Такие устройства работают крайне точно и выставляют листы с малой погрешностью. Регулируя поперечные планки, можно сокращать погрузочную высоту.

Схема автомобильной лебедки включает так называемую площадку. Она обеспечивает удобство крепления без глобальных изменений в конструктиве самого автомобиля. Разработанные сейчас площадки достаточно удобны, чтобы их можно было использовать на машинах любых марок и моделей.

Механизм автомобильной лебедки преимущественно включает крюк. Его параметры зависят от целевого применения (на квадроцикле, на легковом транспорте, на эвакуаторах). Чаще всего крюки имеют съемный характер. Важную роль играет также удлинитель троса, который решает проблему малой длины самого троса

Особенно важно такое приспособление при усилии лебедки с использованием полиспаста

С чего нужно начинать сбор конструкции?

Выбрав тип механизма, можно приступать к изготовлению конструкции. В магазине нужно купить резьбовую шпильку, которая будет в дальнейшем вращаться, а гайка будет её закреплять. Нужно закрепить их на подшипниках, прикрепить трос, который при этом пропускается через специальные опоры и перекидывается через блок. На конце этого троса делается крюк и система строп. Вручную вставляется привод шпильки и крепится шестерёнка. Благодаря подручным средствам и таким нехитрым действиям изготовляются прочные и надёжные лебедки ручные своими руками, которые можно использовать для разных целей. Так, в хозяйстве появится необходимая конструкция, которая всегда пригодится.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Витязь-Авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: