Обеспечение безопасности лифтов
Оборудование подъемников должно выполняться таким образом, чтобы обеспечить их безопасную эксплуатацию. В особой степени это требование актуально при устройстве пассажирских лифтов. Во время разработки, производства и монтажа лифтового хозяйства учитывается целый ряд угроз, которые могут возникать при их эксплуатации.
Большое значение имеет пожарная безопасность, поскольку в лифте пассажиры находятся в условиях замкнутого пространства на ограниченной площади и не имеют возможности сразу покинуть его. Кабина вместе с ограждающими ее конструкциями должна быть изготовлена из негорючих материалов. Двери должны иметь огнестойкое исполнение. При монтаже современных лифтов предусматривается их оснащение специальным оборудованием, которое при отключении электроэнергии автоматически подает кабину на ближайший этаж и осуществляет аварийное открывание дверей. Это дает возможность пассажирам оперативно эвакуироваться. По нормативным требованиям такое оборудование должно обязательно применяться в схеме устройства лифтов, обслуживающих коммерческие и общественные объекты.
Также к числу основных угроз, которые могут возникать при эксплуатации лифтового хозяйства, относятся:
- зажим пассажира дверьми лифта;
- застревание кабины между этажами;
- падение кабины;
- падение пассажиров через открытые двери шахты.
Для защиты кабины от падения используются ловители, которые останавливают лифт при достижении предельной скорости. Также используются амортизаторы, которые позволяют смягчить ударное воздействие. При застревании лифта специальное устройство должно обеспечивает открытие дверей и блокировать движение кабины, чтобы пассажиры могли ее покинуть. Также освобождение пассажиров в таких ситуациях входит в обязанности персонала, обслуживающего лифтовое хозяйство. Перегруз лифта предотвращается его конструкцией, поскольку площадь кабины зависит от грузоподъемности и не позволяет вместить большее количество пассажиров, чем можно перевозить.
Принцип работы лифта в жилом доме предусматривает контроль открывания и закрывания дверей. На них устанавливаются инфракрасные датчики, которые контролируют нахождение пассажира в проеме и не позволяют дверям закрыться в этом случае. Также применяются специальные устройства, которые блокируют несанкционированное открытие дверей шахты, если на этаже не остановилась кабина.
Какие тормоза применяются в мостовых кранах?
На мостовые краны, чаще всего, устанавливают колодочную или диско-колодочную систему торможения. Колодочная тормозная система – это тормоз, в котором колодки прижимаются к колесу. В грузоподъемной технике такое устройство необходимо для остановки и удержания валов механизмов при неработающем электродвигателе.
Так выглядит тормозная колодка
Тормозная колодка — это металлическая пластинка с закрепленной фрикционной накладкой. Состав материала, из которого она делается, очень сложен. В нем и керамика, и каучук, и специальные смолы, и различные волокна и минералы, а так же множество наполнителей. Одним из самых важных качеств для этой детали является устойчивость к высоким температурам, поскольку в момент трения о диск она может нагреваться до 1000 градусов, при этом не должно произойти деформации или потери фрикционных свойств.
Вместе пластина и накладка повторяют форму той поверхности, к которой прижимаются — диска (плоскость трения прямая) или барабана (плоскость трения дугообразная). Такая фрикционная накладка закрепляется на пластине, как правило, клеем или заклепками. Представляет собой изнашиваемую деталь, которая подлежит периодической замене.
Когда запускается процесс торможения, в тормозном приводе возникает давление воздуха (либо тормозной жидкости, либо натягивается трос), оно передается на механизмы (тормозной кулак или тормозные цилиндры), которые прижимают тормозную колодку к диску (барабану). Сила торможения зависит от силы, с которой колодка нажимает на диск. Вместе они берут на себя кинетическую энергию движения машины и поэтому нагреваются.
Устройства безопасности лифта
Элайша Отис после проведения своего демонстрационного шоу воскликнул — «Все безопасно , господа!» и задал темп в обеспечении безопасности лифтов до настоящего времени. И ведь если бы сегодня были многочисленные обрывы лифтов с людьми, то наш инстинкт самосохранения не позволил бы нам пользоваться лифтом. Да и органы контроля за лифтовым хозяйством не позволили бы перевозку в случае большой вероятности обрыва троса лифта без систем безопасности.
Безусловно с 19 века система ловителя лифта потерпела многочисленные изменения. Помимо технических средств добавилась электронная система управления безопасного передвижения лифта в наряду с оконечной периферией в виде разнообразных датчиков. Несмотря на наличие многочисленной электроники в конечном итоге срабатывает механический ловитель, который имеет отличное конструктивное решение от изобретение Отиса.
Давайте остановимся на примере системы безопасности лифтов, которые устанавливались в высотных домах еще в советское время. Данная система система еще не включала в себя сложные электронные блоки управления и действовала механически. По принципу — чем проще, тем надежнее.
Систему безопасности лифта можно разделить на следующие основные узлы:
- механический ограничитель скорости.
- ловитель, расположенный на кабине лифта.
- канат связывающий ограничитель с ловителем.
Канат уловителя
В случае, когда конструкцию демонстрировал Отис, тянущий трос был одновременно и тросом уловителя. В современной системе безопасности трос, связывающий ловитель на кабине лифта с ограничителем, расположен отдельно от основного.
Ограничитель скорости лифта
Ограничитель скорости расположен как и основной электрический двигатель в машинном отделении над лифтовой шахтой. Роль механического ловителя заключается в контроле скорости лифтовой кабины.
На ограничителе расположен шкив с тросом, который связан с конструкций ловителя на кабине лифта.
Принцип действия ограничителя скорости лифта
В случае обрыва троса лифтовой кабины, скорость кабины увеличивается и соответственно это ускорение через трос передается на шкив ограничителя. Внутри ограничителя расположены грузы, которые под действием центробежной силы вследствии ускорения расходятся преодолевая усилие пружины и упираются в неподвижные упоры.
Шкив ограничителя блокируется и трос натягиваясь приводит в действие устройство ловителя на кабине лифта.
Два способа опирания на крановый путь
У двутавровой пролетной балки есть верхний и нижний горизонтальные пояса. На верхний размещают опорные, а под нижний крепятся подвесные:
- Опорные— устанавливаются колесами на рельсы сверху. Грузоподъемность опорных ГПМ — максимальна (до 500т), но постройка подкрановой эстакады или опор требует финансовых затрат.
- Подвесные— подцепляются к нижним полкам кранового пути. Этот вид опирания прост в монтаже и имеет невысокую стоимость. Небольшая грузоподъемность (до 8т) окупается малой высотой конструкции, из-за чего размер рабочей зоны больше, чем у опорных кранов.
Подвесные краны можно установить на часть цеха. Есть возможность стыковать краны (стыковой замок) и перемещать тележки с одного крана на другой.
Конструкции устройства бывают разными. Они могут двигаться поступательно или совершать обороты вокруг вертикальной оси (хордовые, радиальные и поворотные) ГПМ.
Теперь перейдем к машинному помещению
Помещение это находится на крыше, а уже в нем находится главный двигатель лифта, станция управления лифтом, ну и ограничитель скорости. (Те самые будочки на крышах многоэтажек, по одной на подъезд — это и есть машинное помещение лифта)
Лифт приводится в движение электродвигателем. Чтобы не ездил слишком быстро, и чтоб не ставить слишком мощный двигатель, ставится понижающий редуктор. На выходе редуктора — выше упомянутый шкив — КВШ. Плюс к этой конструкции добавляется механизм тормоза. Тормоза на лифте — обычные барабанные, то есть две колодки, давящие на барабан, как в автомобиле. Растормаживание производится электромагнитом. Все вместе это (двигатель, редуктор, тормоза, КВШ) называется лифтовой лебедкой.
Двигатель. Поскольку он трехфазный, должен иметь три обмотки. А вот и не угадали, их шесть! Три — для движения на большой скорости, и три — на малой. Да да, привод лифта — двухскоростной. Движение начинается всегда на большой скорости, перед остановкой включается малая скорость, непосредственно остановка осуществляется отключением двигателя и накладыванием тормозов.
Редуктор — ну, обычный редуктор. Червячный вал плюс шестерня. Теперь ограничитель скорости. Собственно, его задача — посадить лифт на ловители. То есть ограничивает скорость один раз и очень резко) Представляет из себя шкив, через, который проходит еще один трос. Про этот трос мы еще поговорим, а внутри шкива находятся два подпружиненных груза, которые под воздействием центробежной силы стремятся раздвинуться и застопорить этот самый шкив. Таким образом, шкив ограничителя скорости перестает крутиться, а что же трос? А трос этот одним концом подвязан к кабине. И другим концом тоже, только сначала проходит через почти такой же шкив в самом низу шахты. Таким образом, трос получается, как бы закольцован. Так, вот, при движении кабины, при превышении скорости кабины, грузики стопорят шкив ограничителя скорости, трос резко перестает двигаться и воздействует на механизм ловителей, заставляя выйти клинья ловителей на кабине.
Станция управления лифтом — ну, тут нет смысла рассматривать все многообразие устанавливаемых станций. По сути, обычный образец промышленной автоматики. Центральный контроллер — маленький компьютерный мозг лифта, вспомогательные узлы, исполнительные реле.
Конечно, пятикиловаттный двигатель релюшками не попереключаешь, поэтому ставится четыре солидных пускателя — два включают большую и малую скорость, еще два меняют очередность фаз на обмотках двигателя, меняя направление вращения двигателя (выбирая направление — вверх или вниз). Цепь растормаживания как правило, идет через те же пускатели — при включении пускателя скорости и направления, включается электромагнит тормоза, при выключении двигателя -выключается и электромагнит, накладывая тормозные колодки.
Классификация
Используются мостовые краны для того, чтобы поднимать и перемещать тяжелые грузы больших размеров во всех сферах промышленной деятельности человека.
Технические характеристики мостовых кранов разрешают применять эту категорию ГПМ как для внутренней погрузки-разгрузки, так и для наружных работ в любых климатических условиях.
Недостаток мостовых ГПМ — в их стационарности, а плюс — в том, что они могут использовать строительную высоту здания.
Мостовые ГПМ делятся на 2 большие группы: общего назначения и специальные.
Мостовые ОПИ (общепромышленного исполнения) оборудованы грузовым крюком.
Специальные — оснащаются захватами, имеющими узкоспециализированное назначение: грейфер, магнит, захваты для контейнеров. Подъемники спец. назначения производят с поворотной тележкой или стрелой.
В отдельную группу выделяют металлургические ГПМ, предназначенные только для данной отрасли промышленности. Оснащаются такие ГПМ спец. захватами: литейными, ковочными, для раздевания слитков и др.
Краткая историческая справка
Лебедки существуют с древнейших времен. На заре истории человечества механизм лебедки приводился в движение исключительно мускульной силой, но с развитием техники появились и лебедки с механическим приводом. Поначалу механический привод был паровым, затем на базе двигателей внутреннего сгорания и, наконец, совсем недавно (по историческим меркам) появились электрические лебедки, отличающиеся от предшественниц компактностью и удобством в применении. Правда и ручные лебедки не ушли окончательно в прошлое. Они модернизировались и продолжают активно использоваться и в наше время. Лебедка может использоваться как самостоятельно, так и в составе более сложных грузоподъемных механизмов. К примеру, возможно применение лебедки совместно с полиспастами для подъема и перемещения различных строительных конструкций. Или применение монтажной лебедки как комплектующей для мачтовых подъемников. Также лебедки входят и в конструкцию грузоподъемных кранов (козловых или башенных) и многих других подъемных механизмов.
Современные лебедки подразделяются на ручные (с ручным приводом) и электрические (с электрическим приводом). Для того чтобы поднять груз целесообразно применять электрическую лебедку с так называемой жесткой связью (то есть с зубчатыми передачами между двигателем лебедки, ее тормозом и барабаном). Существуют также и фрикционные лебедки. Так называют лебедки, у которых связь между канатом и барабаном фрикционная. Такой тип лебедок не применяется как самостоятельный механизм для грузоподъемных работ. В настоящее время электрические лебедки фрикционного типа сохраняются только как комплектующие кранов с групповым механическим приводом от одного двигателя.
Об устройстве гидравлических и пневматических лифтов
Гидравлические лифты появились в XIX веке. Принцип работы такой машины состоит в том, что в вертикальном цилиндре находится поршень, который приводится в движение благодаря гидравлическому маслу, нагнетаемому насосом. В итоге кабина лифта поднимается тросами.
Скорость у гидравлических лифтов, как уже говорилось, небольшая. Также к минусам относят высокий уровень шума и дороговизну. Обычно такие механизмы устанавливают в малоэтажных зданиях. Если говорить о преимуществах этих грузоподъёмных машин, то стоит сказать о плавности подъема.
Если же оценивать оборудование гидравлических лифтов с точки зрения специалистов, а не пассажиров, то здесь речь пойдёт о простоте монтажа. Установить лифт можно при наличии всего одной несущей стены.
Напоследок расскажем о пневматических лифтах, которые именуют также аэролифтами. Устройство такого лифта исключает блоки, кабели и поршни. Помимо этого не нужно строить машинное отделение.
Аэролифт движется за счёт разницы давления, которое создаёт турбина и вакуумный насос. Опускается платформа из-за действия силы тяжести.
Внутреннее устройство
Для лифтов, основным предназначением которых является перемещение грузов, в кабине которых не допускается нахождение людей, а управление осуществляется дистанционным способом, допускается не устанавливать ловители. По этой причине для них не предусмотрена техническая обработка перед монтажом. В остальных случаях, когда в лифте могут находиться люди, лифтовая шахта всегда оснащается ловителями. Тросы, которые удерживают кабину грузоподъемного механизма имеют увеличенный диаметр. Запас прочности у этих тросов такой, что даже один трос может выдержать вес кабины.
Специалисты имеют большой опыт установки, наладки, диагностики лифтов грузового назначения. Обратившись в нашу компанию, вы получаете гарантированное качество по разумной цене.
Строй-Техника.ру
Строительные машины и оборудование, справочник
Категория:
Эксплуатация лифтов
Публикация:
Тормозное устройство
Читать далее:
Cоединительные муфты, валы и оси, шкивы
Тормозное устройство
1. Назначение тормозного устройства лебедки лифта?
Тормозное устройство служит для остановки и удерживания в заданном положении кабины лифта. Лебедку лифта оборудуют автоматически действующим тормозом замкнутого типа. При выключенном электродвигателе и отсутствии напряжения в электрической сети лебедка должна быть заторможена. Тормоз устанавливают на быстроходном валу ближе к редуктору для того, чтобы при выходе из строя какого-либо элемента привода (например, муфты) тормоз мог затормозить канатоведу-щий шкив. Поэтому тормозной шкив крепят на входном валу редуктора, а не на валу электродвигателя. В лифтах обычно применяют только колодочные тормоза.
2. Принцип работы тормозов лифтовых лебедок?
Дополнительные материалы по теме:
По принципу работы различают нормально замкнутые и нормально разомкнутые тормоза. Нормально замкнутыми тормозами называют такие, которые при отключении привода тормоза (электромагнита, электрогидравлического толкателя) затормаживают тормозной шкив. Колодочные нормально замкнутые тормоза с электроприводом во время работы лифта находятся под напряжением и имеют разомкнутые колодки. При прекращении подачи тока колодки замыкаются и лифт затормаживается. Электропривод служит для удерживания тормозных колодок в разжатом состоянии, а пружины — для замыкания колодок, т. е. для зажима колодками тормозного шкива. Нормально разомкнутыми тормозами называют такие, которые при отключении привода тормоза освобождают тормозной шкив. В нормально разомкнутых тормозах привод служит для замыкания, а пружина — для размыкания колодок. При отсутствии электроэнергии или неисправном электродвигателе иногда требуется перемещать кабину с малой скоростью. Для таких случаев лебедка снабжена растормаживающим рычагом. Нажимая вручную на рычаг, растормаживают лебедку и перемещают кабину без помощи электродвигателя. При прекращении нажатия на рычаг тормоз затормаживает лебедку.
В лифтовых лебедках широко применяют двухколо-дочные тормоза. Тормозные колодки крепятся к рычагам шарнирн“о. Колодки имеют накладки, изготовленные из фрикционного материала, обладающего высокой износостойкостью. Накладки приклепывают к колодкам латунными, алюминиевыми или медными заклепками. На работу тормоза влияет величина расхождения колодок, которые обхватывают шкив с двух сторон. Величина расхождения должна быть одинаковой и находиться в пределах от 0,4 до 1 мм, в зависимости от диаметра тормозного шкива. Привод тормоза электромагнитный, работающий от постоянного или переменного тока. В зависимости от хода якоря тормозные электромагниты делятся на длинноходовые (ход якоря 20—50 мм) и короткохо-довые (2—5) мм). На пассажирских лифтах применяются тормозные устройства с короткоходовым электромагнитом МП-20.1 (рис. 1). Достоинства электромагнита МП-201: бесшумность работы, форсированное включение, простота регулировки зазора между колодками и полумуфтой.
Рис. 1. Термозное устройство
1 — рычаг; 2 — колодка; 3 — шток; 4— приспособление для ручного растормажива-ния; 5 — магнит; 6 — пружина
Электрогидравлические толкатели, применяемые в тормозах, состоят из электродвигателя, центробежного насоса и поршневой системы. При включении электродвигателя насос создает давление и поршневая система воздействуя на рычаги тормоза, растормаживает его. Электродвигатель толкателя включается одновременно с двигателем лебедки. Тормоза с электрогидравлическими толкателями осуществляют более плавное торможение, чем тормоза с электромагнитом.
Рекламные предложения:
Читать далее: Cоединительные муфты, валы и оси, шкивы
Категория: —
Эксплуатация лифтов
Управление малыми грузовыми лифтами
В схеме управления малого грузового лифта предусмотрены различные виды сигнализаций. С их помощью выполняется контроль над положением кабины, состоянием шахтных дверей и общей работой лифта. В качестве световых сигналов используется лампа ЗАНЯТО, а также освещение кабины лифта во время работы и при открытых шахтных дверях. Сигнальные лампы, контролирующие положение кабины, располагаются в световом табло, установленном на 1-м этаже. Они приводятся в действие с помощью контактов выключателя на том этаже, где находится кабина лифта. При размыкании контактов, сигнальная лампа тоже выключается. Для своевременного включения освещения кабины и лампы ЗАНЯТО используется промежуточное реле и блокировочные выключатели. В результате, свет будет включен, если открыта хотя-бы одна из створок шахтных дверей.
Если требуется исправить уже зарегистрированный приказ или при возникновении другой аналогичной ситуации, остановка лифта осуществляется с помощью кнопки СТОП, расположенной на панели лифтера. Отключение неработающего лифта выполняется с помощью автомата и главного рубильника.
Принципиальная электрическая схема лифта
Схема пассажирского лифта
Освещение лифта
Устройство шахты лифта
Схема включения пускателя
Реверс электродвигателя – схема
Лифтовая лебедка
Лифтовые лебедки должны обладать повышенной степенью надежности и безопасности в эксплуатации; от этого зависит безаварийная работа лифтов.
Лифтовая лебедка должна останавливать кабину возможно точнее на уровне этажной площадки.
Лифтовые лебедки должны быть особо компактны во избежание дорогого, часто недопустимого по архитектурным соображениям увеличения размеров машинных помещений.
Лифтовые лебедки снабжаются колодочными электромагнитными тормозами. Тормозным шкивом является полумуфта на конце червячного вала.
Агинхронный электродвигатель.| Тормозное устройство типа МП-201. |
Лифтовые лебедки независимо от их назначения оборудуют тормозными устройствами, которые обычно представляют собой колодочные электромагнитные тормоза замкнутого типа, предназначенные для остановки и удержания кабины и противовеса при выключении электродвигателя. Тормоз лебедки устанавливают на приводном валу, имеющем неразмыкаемую кинематическую связь с канатоведущим шкивом или барабаном. Тормоз должен обеспечивать стабильный тормозной момент.
Подъемные лифтовые лебедки МЗПС: а — пассажирские с отдельно стоящим подшипником; б — грузовые; в — с общей плитой; г — малая грузовая.
Выпускают лифтовые лебедки с фланцевым креплением электродвигателя. Благодаря центрирующим уступам на фланцевом креплении, можно точно установить двигатель без какой-либо выверки. Необходимо только, чтобы центрирующие уступы не были загрязнены, а болты крепления электродвигателя были равномерно затянуты.
Глубокий приямок с дверью. |
Различают безредукторные и редукторные лифтовые лебедки. Безредукторные лебедки применяют на лифтах с большими, а редукторные с малыми скоростями движения кабины.
Редукторы лифтовых лебедок выполняются как с цилиндрическими, так и глобоидными червяками. Канатоведущий шкив устанавливается непосредственно на валу червячного колеса, что обеспечивает наибольшую компактность лебедки.
Схемы лифтовых лебедок, оборудованных двухскоростными двигателями, аналогичны приведенной на рис. 31 для лебедки с односкоростным двигателем.
Работа лифтовой лебедки должна быть плавной и бесшумной. Бесшумность особенно важна для лифтов, установленных в жилых домах. Неустранимые источники шума должны быть тщательно изолированы от конструкций здания. Плавность движения кабины без больших ускорений особенно важна для пассажирских и больничных лифтов.
Схемы укладки канатов на барабане при. |
Барабаны лифтовых лебедок изготовляют чугунными или стальными. Рабочая часть барабана должна иметь нарезанные по винтовой линии ручьи полукруглой формы. Ручьи на барабане дают возможность хорошо укладывать канат ( без трения о соседние витки и без больших расстояний между витками) и уменьшать его износ.
Кому доверить регулировку?
Кран-балка, как и грузоподъемное устройство другого типа, требует поверки тормозного конуса 3-4 раза за год. Если на рабочей поверхности конуса образуется нагар, то его необходимо очищать шкуркой. Для удаления масла с трущейся поверхности целесообразно будет воспользоваться бензином. Обслуживание крана предполагает также проверку надежности крепления регулировочной тормозной гайки. Прочная фиксация стопорных винтов также должна проверяться, ведь самопроизвольное передвижение крана исключено. Мостовая кран-балка может иметь и несколько двигателей
В этом случае важно согласовать работу тормозных систем
Тормоз лифта — история создания
Взобравшись на открытую площадку подъемного устройства (лифта), которая находилась на отметке в высоту четвертого этажа, он скомандовал своим ассистентам рубить канаты. Для наглядности присутствия нагрузки на площадку подъемного устройства загрузили тяжелые мешки.
Канат, разрублен, топа зевак затаила дыхание, но лифт после короткого рывка моментально останавливается. Так сработало самое первое устройства тормоза лифта (ловитель) в мире.
Здесь стоит напомнить, что это был далеко не первый лифт в мире. Эпоха строительства высотных домой как раз пришлась на 19 век, и лифты устанавливались в полный рост. Но с ростом их установок росла и статистика падений ну нулевую отметку. Надо было что-то делать!
Конструкция ловителя лифта Отиса
Итак, в чем же конструктив тормозной системы лифта Элайша Отиса?
Уловитель представлял собой плоскую пружину, которая сегодня активно используется в автомобильных рессорах.
Под действием натяжения троса пружина приобретала дугообразную форму и свободно передвигалась по вертикальным направляющим. В случае обрыва троса напряжение с рессоры снималось, и расклинившись она упиралась в направляющие, блокируя тем самым движение лифта.